Main Menu

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМУЛЫ УСПЕХА

Этот вид налога предприниматели называют «налогом на призрачную прибыль». Он не рыночный, каскадный: 1% от выручки компания обязана периодически перечислять в бюджет. А если работа сезонная? О каком налоге с дохода может идти речь в январе-феврале, скажем, у строителей, если у них вся зима — мертвый сезон?

Всем ясно, что в нашей казне огромный дефицит. Первое, что приходит в голову, — обвинить власти, в очередной раз пытающиеся заткнуть финансовую дырку в бюджете за счет деловых кыргызстанцев.

Но мои доводы напрочь опровергает известный эксперт, руководитель Палаты налоговых консультантов Татьяна Ким:

— Правильнее называть этот вид отчислений не налогом с оборота, а налогом на реализацию, то есть на выручку. Это стандартная мировая практика, и Кыргызстан — не единственная страна, авансирующая правительство. Все правила определены в нашем Налоговом кодексе (статья 217 «Уплата предварительной суммы налога на прибыль»).

Поясним читателям «СК»: соответствующий закон принят депутатами Жогорку Кенеша прошлой осенью после предварительного обсуждения, которое тянулось почти 1,5 года. За этот период активности в предпринимательской среде по введению этого закона не наблюдалось. Документ начал действовать с января 2013 года, тогда и грянул гром: практически сразу во властные структуры полетели недовольные письма и критические замечания. Предприниматели просили упростить процедуру администрирования, закон посчитали дискриминационным, несправедливым и непонятным, не учитывающим отраслевые особенности бизнеса.

Отсюда столько нареканий. У многих компаний нет прибыли, но они все равно продают свои товары и услуги, значит, обязаны регулярно перечислять 1% в бюджет. Кстати, только за прошлый год наш республиканский бюджет вырос в 4 раза, но налогооблагаемая база так и не расширилась.

По словам Татьяны Ким, проблема в том, что мы продолжаем жить не по средствам. Правительству, Жогорку Кенешу необходимо реально сокращать свои расходы, а не прикрываться красивыми словами о якобы «чистке» раздутого чиновничьего аппарата, стремящегося контролировать производственную деятельность. А так как производство у нас растет слишком медленно или вообще не растет, вся тяжесть нового налогообложения ложится на сервисные компании. Особенно страдают крупные: ОАО «Кыргызтелеком», авиакомпания «Манас», «Монолит-Бишкек» и другие.

Налоговая служба республики решила провести совещание с главными бухгалтерами — представителями крупного и среднего бизнеса и предложить им обсудить три варианта новой редакции статьи 217 Налогового кодекса. На встречу с налогоплательщиками пришли заместитель министра экономики Адылбек Касымалиев, независимые эксперты, авторы Налогового кодекса Андрей Красников и Татьяна Ким, глава секретариата Национального альянса бизнес-ассоциаций Гульнара Ускенбаева.
Обсуждение шло бурно. В жизни реализация закона об уплате предварительных сумм налога на прибыль вылилась в проблему. Мало того, что этот налог сырой, носит явно дискредитирующий характер, так в нем еще и масса коллизий и неточностей. На них и указали бухгалтеры: если рентабельность предприятий всего 2%, о какой предварительной уплате в бюджет может идти речь? Налог с оборота выдержат лишь компании с 1040-процентной рентабельностью, для них это нормально. Финансисты предлагали сократить налог с выручки у оптовиков (с 1% до 0,1%), ведь, если раньше времени «вымывать» все деньги у предприятий, где они возьмут оборотные средства? Пойдут в коммерческие банки за кредитами? Но тогда пострадает отпускная цена, потеряв конкурентоспособность.

В Кыргызстане немало фирм с зарубежным капиталом, которые освобождены от налога на добавленную стоимость. Как быть с ними? Ясно одно: следует предварительно просчитать возможные риски и непредвиденные расходы.

Доход пассажирских авиаперевозчиков, как и сельских товаропроизводителей, зависит от сезона, поэтому им не подходит ни первый, ни второй варианты новой редакции статьи 217 НК.

— II квартал у нас традиционно убыточный, — заверяет представитель авиакомпании «Манас». — Нелогично сравнивать IV квартал прошлого года с I нынешнего. Мы вынуждены были уплатить в бюджет вместо 3 млн. — 30 млн. сомов. Таким образом, крупные суммы выведены из оборота. Когда их вернут? В конце года? Это настоящая удавка для бизнеса, мы слишком хорошо знаем, как государство возвращает переплату.

В республике из-за демпинговых цен китайских коммерсантов, выпускающих товары повседневного спроса, задушили отечественных производителей. То же самое может произойти с сервисными компаниями, если не изменим ставку налога с продаж.

Наша страна живет за счет импорта, ввозит многие товары из-за рубежа, в том числе так называемые инвестиционные: металл, лес, оборудование, новую аппаратуру, технологии, сырье для перерабатывающих предприятий и т.д. Эти закупки, как правило, разовые и на большую сумму, чтобы хватило для производственных или торговых целей на год или два вперед. Ресурсы хранятся на складах и реализуются не сразу, а по мере надобности. Куда их отнести? К амортизационным резервам, запасам, краткосрочным активам? А как быть с выплатами по налогу с продаж?

Вопросов у бухгалтеров накопилось много: почему налог с оборота для торговли 0,1%, а для всех остальных 0,7%? Переплаты в бюджет огромные, как их вернуть? Ждать до конца года, но и тогда правительство не сможет гарантировать предпринимателям полный возврат переплаченных денежных средств. Присутствующие вспоминали Закон «О бухучете», работающие компьютерные программы, налоговые декларации, сопоставляли документы, выявляя в них противоречия.

Корректировкам подверглись все три варианта новой редакции статьи 217 Налогового кодекса. За точку отсчета присутствующие предлагали взять финансовые результаты предыдущего квартала, но, со слов Гульнары Ускенбаевой, горячо защищающей права малого бизнеса, IV квартал ушедшего года не имеет никакого отношения к I кварталу нынешнего. — Следует считать лишь доходы 2013 года, — считает глава Национального альянса бизнес-ассоциаций Кыргызстана, — иначе без поддержки государства малый бизнес так никогда и не встанет на ноги.

В крупных компаниях могут позволить себе держать бухгалтера, оплачивать его труд, работать с использованием новейших компьютерных технологий. Требовать подобного с хозяев мелких швейных цехов, пекарен, прачечных, парикмахерских, ремонтных мастерских неразумно, неправильно. Невозможно всех стричь под одну гребенку, нужна справедливая градация ставок налога с оборота. Почему, скажем, производственники обязаны платить в семь раз больше в казну, чем, к примеру, торгаши? Наряду с высокорентабельными пусть живут и низкорентабельные фирмы. Если они закроются, наша экономика не станет краше, наоборот, в республике усилится безработица, а инспекторы никогда не смогут выполнить планы сбора налогов и платежей.

Промышленные предприятия закупают стеклянную тару в России вагонами, сразу ее не используют, а отчитываться перед налоговой службой должны ежемесячно, иначе штрафы и пени.

Подобное положение и в мукомольном бизнесе. Зерно закупается в основном в Казахстане и Российской Федерации, из-за нехватки оборотных средств мукомолы обращаются за кредитами в коммерческие банки, поэтому повышается отпускная цена муки. Производственники не обязаны заниматься торговлей, считает Гульнара Ускенбаева, налог на прибыль — предварительный, необходимы схема, методика надежного вычета денег из переплаченных предпринимателями сумм.Только в таком случае бизнес согласен авансировать правительство.

Итоги обсуждения подвел Андрей Красников. По его словам, I квартал т. г. станет своеобразным переходным моментом, потом все придет в норму, а в I квартале придется потерпеть переплаты. Сдать финансовые отчеты за этот период предстоит до 20 мая 2013 г. Если предприятие окажется убыточным, то можно сократить на 10% потери от убытков.

Предприятия, работающие по международным договорам, не включаются в число плательщиков налога с продаж, финансовая отчетность по их деятельности составляется отдельно. За I полугодие налоговики ждут отчета до 20 августа, уплаченный налог на реализацию продукции и услуг в I квартале можно вычесть из общей суммы.

Затем предпринимателям предстоит отчитаться за 9 месяцев (закончится финансовый год) и только потом подать налоговую декларацию по итогам 2013 года.

По результатам обсуждения новой редакции статьи 217 Налогового кодекса КР решили создать еще один, четвертый вариант и вынести все документы на широкое обсуждение общественности.

Не секрет, что фискальная политика в стране малоэффективна, предпринимателям и властям нужно совместно прийти к оптимальному и взаимоприемлемому решению проблемы, перестать относиться к бизнесу как к дойной корове.

Республиканский бюджет не рухнул, лишившись в прошлом году планируемых налоговых поступлений от Кумтора. Народная казна выживет и в нынешних непростых условиях.

— Нам нужны действенные институты поддержки отечественного малого бизнеса, особенно в регионах, — считает координатор ОсОО «Инвестиционный «круглый стол» Рафкат Хасанов. А секретарь Совета по развитию бизнеса и инвестициям при правительстве КР Талайбек Койчуманов в своем обращении к премьер-министру Жанторо Сатыбалдиеву и первому вице-премьеру Джоомарту Оторбаеву предупреждает: «…в результате изменения принципа уплаты предварительной суммы налога на прибыль, ставка которого сегодня составляет 1% от выручки, резко и необоснованно возросла сумма начисления предварительных платежей в бюджет. Это приведет к тому, что многие предприятия и акционерные общества не смогут предварительно уплатить данный налог в казну. В результате может возникнуть ситуация, когда бюджет вынужден будет возвращать значительные суммы переплат компаниям, что в условиях дефицита бюджетных средств создаст для него дополнительную нагрузку».

Впрочем, поживем — увидим. Точка еще не поставлена, обсуждение приемлемых для бизнеса вариантов статьи 217 Налогового кодекса продолжается на сайте Государственной налоговой службы.

Галина ЛУНЕВА.

Фото предоставлено пресс-секретарем Государственной налоговой службы.






Добавить комментарий