Main Menu

НЕ МЕШАЙТЕ ИНВЕСТОРАМ

С таким призывом выступили компания «Экопартнер», Ассоциация Гильдии горнопромышленников и комитет по минеральным ресурсам Международного делового совета (МДС).

В Кыргызстане в последние годы складывается парадоксальная ситуация: отечественная горнодобывающая отрасль, которая является, вне всякого сомнения, одной из бюджетообразующих, подвергается усиливающемуся давлению государственных контролирующих структур. В то же время правительство всячески декларирует всемерную поддержку местных и иностранных недропользователей…

О доле горнопромышленной и геологоразведочной сфер в госказне можно судить по данным статистики. Так, по итогам 2012 г. в бюджет Кыргызстана поступило свыше 30 млрд. сомов (636 млн. долл.) в виде налогов, из них 6,7 млрд. — из горногеологической сферы, из которых около 5 млрд. сомов — доля Кумтора.

Глава юридической компании Светлана Борцова обратила внимание журналистов на то, что начиная с 2000 г. до настоящего времени целый ряд программ развития, широко разрекламированных в свое время (Комплексные основы развития до 2010 г. (КОР), Нацстратегия сокращения бедности (НССБ), Стратегия развития страны (СРС) и Стратегия устойчивого развития до 2017 г. (СУР), называют горнодобывающую отрасль в числе главных отраслей экономики. «Но отчислений в бюджет страны могло быть гораздо больше, если бы геологическим компаниям не мешали работать», — говорит С. Борцова.

Сегодня законодательство республики обязывает горнопромышленные компании платить целый ряд налогов и сборов: налог на доходы — для компаний-золотодобытчиков его ставки колеблются от 1 до 20%; неналоговые платежи -2%; плату за удержание лицензии по дифференцированным ставкам; 15% налога на прибыль. Сюда добавляется и стоимость социального пакета в качестве программного инвестирования, кроме того, еще и общие налоги, которые платят все, — 10 % налога на прибыль, НДС, налоги с продаж, с реализации, подоходный, на соцстрахование плюс плата за природопользование. В целом налоговое бремя этих компаний достигает 73%!

«В то же время в стране складывается парадоксальная ситуация: произвол некоторых кыргызстанских чиновников мешает нормальной работе горнопромышленных компаний, -говорит С. Борцова. — К примеру, 21 февраля Гостехэкоинспекция (ГТЭИ) выступила с рекомендацией об отзыве лицензий у трех компаний; идет постоянный прессинг со стороны этого госоргана, в том числе в виде постоянных проверок с нарушением законодательства, функциональных обязанностей, да и собственного положения о проверках. В подготовленных по их итогам заключениях сотрудники ГТЭИ указывают на нерациональное использование недр (хотя анализ этих функций является прерогативой не ГКЭИ, а Госагентства геологии и минеральных ресурсов), нарушение экологических норм. Эти нарушения облагаются штрафами, причем размер их определяется по формулам, изобретенным проверяющими, которые превышают свои полномочия. Зачастую дело доходит до анекдота. Так, обвиняя горнодобытчиков в рубке зеленых насаждений, чиновники начисляют им штрафы в рублях, а не в сомах».

В конце февраля в Госагентстве геологии и минеральных ресурсов в ходе коллегии по итогам 2012 г. были названы 11 основных проблем горнодобывающей отрасли. В первую очередь несвоевременное рассмотрение и выдача лицензий и лицензионных соглашений, повлекших фактически срыв геологического сезона 2011-2012 года, нарушение условий этих соглашений: отсутствие экспертизы, проектов, годовых отчетов.

Среди следующих проблем -экологическая безопасность, охрана недр. Отмечено и несоблюдение промышленной безопасности: нет лицензий на эксплуатацию опасных объектов и согласования планов развития горных работ. Не регистрируется горное оборудование, нарушаются правила его эксплуатации.

Кроме того, Госгеолагентство упоминает и частые срывы аукционов по объявленным к продаже месторождениям. Также «хромает» в ведомстве оперативное управление (менеджмент). Не решены вопросы освоения месторождений в особо охраняемых зонах.

Одной из хронических является проблема с кадрами в отрасли. Кыргызстан давно испытывает острый дефицит профессионально подготовленных инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих. К этому прибавляются отсутствие инвестиций, истощение запасов, износ оборудования.

О трудностях компаний-недропользователей с местным населением в стране говорят давно. Ее истоки — во-первых, недостаточная информация на местах: объект работ, цели, будущие выгоды, вопросы трудоустройства. Во-вторых, отсутствие должного контроля за организацией позитивного отношения населения к будущим работодателям и грантодателям со стороны акимов, глав айыльных округов. Нередки случаи, когда главы местных администраций иногда сами провоцируют местное население, не пресекают организацию негативно настроенных группировок (в том числе так называемых «черных групп»).

Существует и такой показатель, как сменяемость держателей лицензий на разработку месторождений, где часто меняются компании, имеющие право на недропользование.

Но представители общественности считают этот перечень неполным, поскольку отношение к инвесторам остается очень сложным, несмотря на политику правительства. Еще целый ряд иных проблем однозначно мешает развитию отрасли. Среди них «непрофессионализм отдельных сотрудников госструктур» — так нелицеприятно называют этот порок.

По словам Рустама Ташиева, председателя комитета по минеральным ресурсам Международного делового совета (одной из крупных бизнес-ассоциаций Кыргызстана, в составе которой более 20 предприятий-недропользователей), «у всех одни и те же боль и проблема -принятые в 2012 г. законы увеличили налоговое бремя компаний-недропользователей втрое, сейчас оно составляет 73%. К примеру, введенный налог за удержание лицензии для компаний, которые обращались в Госгеолагентство, вначале выглядит как разовый платеж. А потом он становится постоянным, прогрессирующим, и на седьмой год его цена — от нескольких миллионов до нескольких десятков миллионов сомов».

Недропользователи, просчитав такой исход дела, хотя постоянно и возражают против увеличения налоговой базы, впоследствии вынуждены с этим согласиться, понимая, что пополняют госбюджет и отчасти финансируют социальный сектор, развитие местного сообщества и рост жизненного уровня народа в конечном итоге.

«Но гораздо большее зло, чем рост налогового бремени либо популистские действия некоторых чиновников, — парадоксальные действия госорганов, направляющих свои усилия не на помощь бизнесу, а, наоборот, на заточение в узкие рамки, да к тому же априори обвиняющих предпринимателей во всяческих нарушениях, когда те еще и не приступили к разработке месторождений. Зачастую компании, которые уже дошли до нее, не могут сдвинуться со стадии проекта -все время возникают всяческие препоны. А к ним присоединяются проверки.

Приостановление работы означает распустить работников по домам, прекратить начисление зарплаты. И это происходит в тех регионах, где нет работодателей, кроме этих компаний-недропользователей.

Надо помнить еще и о том, что приостановление основной работы влечет остановку работы обслуживающих сфер — например, выращивание овощей-фруктов для нужд предприятия, не функционируют сервисные службы (водители, уборщики, рабочие, охрана и т.д.), где трудятся местные работники. А компании платят местному контингенту не ниже средней по регионам зарплаты 10 тысяч сомов.

Все нормально развивающиеся страны растут на инвестициях — чужих деньгах. Инвестор вкладывает свои финансы, начинается производство, его налоги пополняют казну, способствуют росту ВВП. Инвестиции — основа экономики», -эмоционально убеждает в очевидном представитель МДС. Правда, он честно признается, что и недропользователи неидеальны, у некоторых есть нарушения. «Но надо уметь отделять семечки от шелухи , -призывает он.

Кроме того, участники дискуссии рассказали о других вопиющих случаях в отношении компаний-недропользователей. Нередко проверяющие выставляют предпринимателям перечень нарушений, но в Госгеолагентстве, где профессионалы хорошо осведомлены о специфике производства в отрасли, эти нарушения считают не опасными, а в пределах законодательства. После этого, рассказывает юрист Борцова, некоторые депутаты тут же требуют инициировать проверку самого Госгеолагентства, подозревая его специалистов в корыстных интересах и коррупции. «Вы видели в какой-нибудь стране, чтобы в Госгеолагентстве был отдельный кабинет для работников прокуратуры?» — спрашивает она.

Недоверие к порядочным предпринимателям, госорганам, сотрудники которых выполняют свои обязанности в рамках законодательства, сразу вызывает подозрения в коррупции контролирующих структур. И эти лозунги стали использоваться некоторыми заинтересованными лицами в ущерб интересам Кыргызстана. Понятно, что в любой работе могут быть нарушения, но компании их решают, причем не сиюминутно, а постоянно.

Как нельзя лучше знакомы с этой проблемой жители регионов. Представители Кара-Бууринского района Аман Асыранкулов и Алибек Токошов рассказали о добросовестных инвесторах, которые уже три года честно и открыто работают в районе, выполняя все требования законодательства, в том числе в части помощи местным сообществам. «Если бы компания нарушала установленные обязательства, местное население и без госоргана приостановило бы их работу», — говорят они. Хотя это утверждение не является цивилизованным, поскольку все надо делать в рамках закона, по сути, они правы — кому как не местному населению сразу же видны действия, способные навредить региону.

Цель конференции очевидна — призвать к благоразумию лиц, принимающих решения: «Мы хотим выйти с лозунгом «Прочь руки от добросовестных инвесторов! И по большому счету не важно, в какой отрасли — геологии, легкой или пищевой. Мы хотим, чтобы инвесторам, действующим в рамках законодательства, госструктуры не мешали развивать Кыргызстан».

Заканчивая, вспоминаю недавнюю беседу с исполнительным директором МДС А. Тунгатаровым, который рассказал, что в ходе обмена опытом в Германии чиновники — члены кыргызской делегации поинтересовались у коллег, в каком случае те лишают недропользователей лицензии. Вопрос этот немцы не смогли понять — не было у них такого прецедента…

Елена МЕШКОВА.






Добавить комментарий