Main Menu

«Кыргызстан -страна с большим будущим»

Эксклюзивное интервью Президента Международной телерадиокомпании «Мир»

—  Здравствуйте, Алмаз Шаршенович! Накопилось много вопросов и тем, по которым хотелось бы услышать ваше мнение, узнать о вашей позиции. Начну, пожалуй, с главного. Недовольство властью и тем, как мы живем, стало громче и слышнее, чем недовольство жизнью до Апрельской революции 2010 года. Это потому, что вы проигрываете информационную войну или действительно ничего не меняется, а то и стало хуже?

— Я бы сказал, что это первое, потому что есть такая вещь, как цифры. С ними спорить трудно. Я не скажу, что люди стали намного лучше жить или жизнь улучшилась. Просто хотел бы привести некоторые цифры… Чувствовал, что такой вопрос будет.

Посмотрите, что изменилось за три года после Апрельской революции. Если сравнить итоги 2009-го и 2012 годов, видно, что размер средней пенсии был 2 131 сом, а по итогам прошлого года — 4 070. Средняя заработная плата в начале 2010-го составила 6 161 сом, по итогам прошлого года — 10 556. И, несмотря ни на что, у нас увеличились доходы государственного бюджета, хотя в прошлом году отмечено даже падение ВВП. Доходы в 2009-м -55 млрд. 669 млн. сомов, в прошлом году — 87 млрд. А по итогам этого года, надеюсь, если не будет никаких аварий на Кумторе, ожидается больше -100 млрд. сомов.

Конечно же, за это время выросли цены, я этого не отрицаю, но на прежнем уровне держались тарифы на электроэнергию и т. д. Это тоже надо помнить. В отличие от многих соседних и европейских государств, мы перенесли еще и революцию, у нас была кровавая трагедия на юге Кыргызстана. Но посмотрите, даже в развитых странах и Европе все эти три года сокращаются пенсии, зарплаты, растут тарифы… У нас, как видите, другая статистика.

Видимо, кому-то очень выгодно показать, что при Курманбеке и Жаныше Бакиевых, прежней власти жить было лучше, поэтому об этом часто кричат, и только с одной целью: выбить какое-то кресло. Или вторая цель: за многими сегодняшними криками, крикунами, политиками видны уши той власти, которая убежала.

Вы привели ряд цифр, которые, действительно, -вещь упрямая, но есть еще некие другие индикаторы. Допустим, вопрос коррупции. Борьба с ней, громко вами заявленная, как-то затухла. И даже те дела, которые возбудили, за исключением, пожалуй, одного, до сих пор не доведены до суда. Тем не менее уровень коррупции не падает. Не кажется ли вам, что репрессивная борьба с коррупцией неэффективна и пора приступать к каким-то системным реформам?

— Вы знаете, борьбу с коррупцией следует вести тоже в рамках закона, и она не затухает. Дела, вы правильно сказали, просто не доведены до конца, потому что коррупционеры тоже люди непростые, с большими деньгами, и процессы они затягивают как могут: то ознакомление с ними идет месяцами, то болезнь и т. д.

Вы посмотрите, коррупционные дела. Даже первое, с чего начинал АКС, не дошло до логического конца, потому что один из главных обвиняемых — Абеков всячески затягивает процесс. Но при этом мы все равно должны соблюдать и его права. И процесс должен длиться сколько надо. Но мы все доведем до конца!

Многие говорят, что борьба с коррупцией затухла. Видите ли, год назад (я же работаю Президентом всего год и два месяца) арест судьи, прокурора, акима или какого-то руководителя был чем-то из ряда вон выходящим. Люди за это время уже привыкли, что «неприкасаемых» нет! Ведь арестовывают и судей, и прокуроров, и министров, и руководителей ведомств, и депутатов. Народ уже и к этому привык.

Мы планируем в конце апреля на заседании Совета обороны рассмотреть уже второй этап борьбы с коррупцией. Надо приступать к профилактической борьбе, да и другие вопросы есть. Это одно из стратегических направлений в моей работе, борьба не затухнет, это главное.

Ведь и сейчас в первую очередь кричат о том, что власть перестала бороться с коррупцией, те, кто замаран всем этим. Как только начинаешь поднимать их коррупционные дела, они сразу строят из себя обиженных. Это же видно. Какой-нибудь глава айыл окмоту даже. За взятку одного посадили, он сразу же родственников поднял, это что-то вроде политических репрессий.

Надо сделать так, чтобы в различных отраслях: энергетике, горной добыче. был системный подход, на таможне, в налоговой службе не было возможности для расцвета коррупции. Надо сажать тех, кто наворовал. Пора, кроме этого, перейти ко второму этапу — сделать так, чтобы коррупция просто не могла развиваться в тех или иных отраслях, государстве.

В этом плане тоже уже многое сделано. Разве сейчас есть вопрос, который не рассматривается в парламенте открыто?! Нет. Некоторые кодексы даже придется разработать, потому что, к сожалению, ушедшая власть какие-то преступления вывела из-под наказания. То есть можно найти с поддельными акцизными марками сотни тысяч бутылок, «левую» водку и т.д., и за это люди фактически отделываются штрафами. Потому что данную сферу в руках держали семейка, та власть. Кто-то думает, что с этим можно за полгода-год справиться. Это невозможно! Другое дело, что идут спекуляции на этом. Причем в первую очередь со стороны коррумпированных политиков.

— Много говорилось о необходимости смены элит. Но, однако, если смотреть по последним назначениям, нет ни новых, ни молодых…

— Мы согласны, что вопрос назрел. Но я бы не делал упор на возраст, потому что есть пример самых развитых стран мира или последних назначений в США. Там министру иностранных дел, госсекретарю Дж. Керри, — 70 лет, в возрасте министр обороны, глава ЦРУ и т.д. Или взять новую власть в Китае, там моложе 60 лет нет никого в руководстве. Так что не из этого надо исходить.

Но сама смена элит, конечно же, назрела, потому что тасуется одна и та же колода, одни и те же люди все время или у власти, или рвутся к ней. Но, знаете, это тоже процесс, который следует готовить. И я думаю, что кардинально он начнется, если мы хорошо подготовимся к следующим выборам в парламент, которые состоятся через два года. То есть мы должны сделать все, чтобы они прошли исключительно прозрачно. На это нельзя жалеть денег! Необходимо применять самые современные технологии и биометрические данные при голосовании и прочем, чтобы исключить вброс бюллетеней. Я хотел бы, чтобы они прошли с применением биометрии, как в Монголии. Там пока отпечаток компьютер не снимет, ты проголосовать не сможешь, то есть исключается вброс бюллетеней.

Я собираюсь провести в этом году ряд встреч с молодыми нашими политиками. Последние выборы в Бишкекский горкенеш показали, что, слава Богу, у нас много таких ребят. Но многие уехали зарубеж, не найдя себя в Кыргызстане.

Конечно, мы должны это делать, и этот вопрос назрел, но главное здесь все-таки не возраст. Вот Максим Бакиев совсем молодой, и некоторые ребята очень талантливые рядом с ним были. Даже кого-то взяли на госслужбу, и некоторые из них уже сидят в тюрьме.

Дело в душе человека, видимо. Главное, чтобы это был человек честный, порядочный и болел за страну. Но смена элит должна быть! И моя главная задача, конечно же, ее подготовить, чтобы в Кыргызстан пришла элита, которая, во-первых, заработала свои капиталы честным путем, болеет за страну, борется не за власть, а за будущее государства.

— Вы сказали о парламенте, неоднократно заявляли о необходимости его сохранения и выступали против роспуска. Но качество работы ЖК само ставит периодически этот вопрос перед обществом. Дискредитация партий, раздробленность фракций, нестабильность коалиции — всё это приводит к неустойчивости самого парламента и, как следствие, правительства. Может быть, вопрос все-таки не в качестве депутатов, а в самой парламентской системе?

— Вопрос, конечно, и в системе. Надо менять законодательство, выборы (еще раз об этом говорю) готовить по-другому. Но парламент — это срез страны, мы его получили.

Я почему против? Этот же парламент требуют просто распустить. Завтра Мукар Чолпонбаев выводит людей на митинг, 15-го Мирослав Ниязов собирает митинг за роспуск парламента. До выборов осталось два года. Можно, конечно, пойти у них на поводу. И в самом парламенте так говорят. Но. К чему это приведет? Опять получим неподготовленные выборы, опять непонятно кто придет.

Тот же Мирослав Ниязов стоял первым в списке одной из партий на выборах парламента в 2010 году. Если бы он сейчас сидел в ЖК, не думаю, что проводил бы митинги за его роспуск. Тот же Мукар Чолпонбаев, отработавший спикером полтора года, ушел со скандалом. Он что-то через фирму жены приобретал для парламента, и вышел большой коррупционный скандал. Ну что мы можем ждать от них нового или хорошего? Не в обиду им сказано.

Я думаю, намного правильнее просто готовиться к выборам. Те, кто хотят стать депутатами или министрами, готовьтесь к выборам. Осталось всего два года. Те, кто хочет быть Президентом. Ну эта гонка через четыре года стартует — тоже очень маленький срок.

Я первый раз вступил в президентскую гонку в 2000 году и только через 12 лет стал президентом — это же большая работа! И там совсем другие пути, это не лазанье через забор. Надо просто готовиться к выборам. Никто ведь не цепляется за власть.

У нас больше не будет власти одной партии, одной семьи или одного человека. Я за это отвечаю перед Богом! И постараюсь сделать так, чтобы этого в стране больше никогда не повторилось.

Вы сейчас назвали имена очень разных политиковНиязов, Чолпонбаев… Есть еще очень много ваших оппонентов, которые не хотят готовиться к выборам, как вы предлагаете, а начинают митинги, пассивные захваты областных администраций, все больше говорят о грядущей третьей революции. Как вы оцениваете ситуацию в стране и контролируете ли ее?

— Революции не будет! А митинги. Мы теперь демократическая страна и с этого пути не свернем. Митинги у нас всегда будут, но их надо проводить в рамках закона, нравится это кому-то или нет. Если активный захват — это одно наказание, если пассивный — есть и административное. Я понял, о чем вы говорите. В том же Джалал-Абаде решение принимал суд, и по тем событиям, которые были в октябре прошлого года, тоже примет решение суд. Все будет в рамках закона.

— Чем ближе решение суда над депутатами, обвиняемыми в попытке переворота, тем активнее становятся акции их сторонников. Причем ультиматумы они выставляют не суду, а власти, уверенные в том, что решение будет политическим. Так это или нет, но последствия любого решения в любом случае будут политическими. Вы готовы к этому?

— Если бы я хотел просто посидеть в своем кресле тихо-мирно, то самый легкий выход — как бы ничего не было. Нет вопроса — нет проблемы! Но людям надо привыкать жить и отвечать по закону. И через это мы должны пройти, иначе у нас не будет нормальной страны и порядка. И выносить приговор — виноват человек или нет — следует не матерям-героиням, отцам-алиментщикам, депутатам, правительству и Президенту. Приговор должен выносить суд! Только он решает такие вопросы! И мы к этому должны привыкнуть. Не толпа какая-то, и даже не масса людей, парламент, Президент — только суд. И я не собираюсь здесь искать легких путей…

Все в нашей стране — и простые люди, и политики -должны понимать: хочешь власти — иди на выборы, готовься к ним!

Вернемся к кадровым вопросам. В городском парламенте рассматривалось выражение недоверия мэру Бишкека Исе Омуркулову. Вы неоднократно публично оказывали ему поддержку, несмотря на его абсолютно отрицательный рейтинг. Не кажется ли вам, что хорошая привычка Атамбаева-человека «не сдавать своих” мешает эффективности работы Атамбаева-Президента?

— Вы знаете, Динара, я всего один раз высказался в защиту Омуркулова на декабрьской пресс-конференции. И не жалею. Это не защита, просто привел объективные факты, что в 2010 году Омуркулов не позволил захватить ни одного квадратного метра земли. Я говорил о другом, о том, что нужен системный подход. Нельзя подходить так: поменяй Акмата на Ташмата, и ситуация изменится. Этого не будет! Нужен системный подход.

Тот же Бишкек получает всего одну треть от налогов, которые собирает, а некоторым регионам центр дает столько дотаций, что они начинают строить памятники. Такой подход надо менять. Это раз! Справедливое расщепление налогов. И второе, нам, горожанам, тоже иногда следует смотреть на себя в зеркало.

Я посетил Японию, Токио, Киото. В центре Киото протекает река с широким руслом, мы проезжали вдоль нее. Там стоят домики — и большие, и маленькие… На берегу ни клочка бумажки, ни пакетика, ничего нет! Даже если там каждый месяц начнут менять мэра, все равно мусора не увидите, там другие горожане! Нам тоже надо смотреть: кто мы и почему так сорим в нашем родном городе?

Судьбу Омуркулова решает он сам: будет хорошо работать — останется. Мы видим, что отношение к нему негативное. Я это прекрасно понимаю. Каждый человек сам выбирает дорогу, судьбу.

У Атамбаева нет понятий «свои», «чужие». Если мой товарищ или родственник в чем-то окажется замешан, он понесет еще более суровое наказание, чем кто-либо, потому что я этого потребую. И главная моя задача — чтобы был другой Кыргызстан, другая страна: процветающая, богатая, сильная. И я своей судьбой обязан пожертвовать ради нее.

Если говорить о центробежных силах, вариантах, которые могут привести к дестабилизации ситуации в стране… Вот такой резкий крен во внешней политике на сближение с Россией и ваша непреклонность в отношении судьбы авиабазы НАТО в Манасе изменили геополитический расклад в регионе. И многие эксперты склонны считать, что именно это может включить некий дестабилизирующий сценарий в Кыргызстане, а не внутренние проблемы.

— Я думаю, резкий крен возник тогда, когда пытались уйти от партнерства с Россией, когда ее «кинули». Все-таки надо помнить, что с ней нас связывают общая история, общая кровь. Эта территория всегда роднила наших людей. Сегодня в той же России работают почти полмиллиона граждан Кыргызстана. И в этой ситуации говорить: надо ориентироваться на кого-то за океаном или на Луну, я не знаю. В первую очередь мы должны помнить, что нам надо двигаться вместе с соседями, с теми народами, с которыми нас связывает историческое, даже кровное родство. Это надо помнить. Этот «крен» не Атамбаев сделал, Атамбаев его выправил!

Теперь многие говорят, что США организуют в Кыргызстане переворот. Это далеко от правды, потому что, когда последний раз нас посетили с визитами замгоссекретаря Венди Шерман, помощник госсекретаря Блэйк, они оба заявили, что Кыргызстан — образец для региона. Тот же новый госсекретарь США Дж. Керри сказал, что демократия в Кыргызстане им так же важна, как ЦТП.

Другое дело, я в этом убежден, в гражданском аэропорту не должно быть военной составляющей — это просто опасно! В мире есть много непредсказуемых стран, которые обладают ракетами, некоторые даже ядерным оружием. Вы слышите последние заявления, например лидеров Северной Кореи. Ну нельзя, чтобы в гражданском аэропорту дислоцировалась военная база. Мы честно выполняем наши международные соглашения, и это соглашение будет действовать ровно столько, сколько должно действовать, т.е. до лета 2014 года по ЦТП им. Ганси.

Испытываете ли вы какое-либо давление со стороны международных организаций, институтов в связи с вашим решением о выводе авиабазы НАТО из Кыргызстана?

— Этот вопрос, конечно, поднимается практически на всех встречах, но когда я объясняю ситуацию, все прекрасно понимают и поддерживают. Я такую поддержку и понимание встретил во всех странах, где побывал: Японии, Германии. Больше того, ведь мы же не говорим, что перестанем помогать с перевозками и т.д. Мы просто за то, что в гражданском аэропорту «Манас» не должно быть какой-то военной стороны. Вот и всё!

Перейдем к вопросам экономического порядка. Принято решение по «золоту» Кумтора. Парламент решил пересмотреть соглашение с канадцами по его денонсации и привлечению к некой ответственности чиновников, подписавших «несправедливое» соглашение, как они считают, для Кыргызстана. Все, конечно, хорошо, мы можем наказывать, сажать своих чиновников, но если дело дойдет до международного суда, это ведь не станет аргументом для расторжения добровольно (заметим) подписанного контракта кыргызской стороной. Как вы видите развитие ситуации по Кумтору?

— Во-первых, я считаю, что уголовное дело возбуждено правильно. Все равно надо разобраться, кто есть кто и кто в этом виноват? И на будущее для любой власти урок: сделаешь что-то плохое, не в интересах страны, это однажды выйдет наружу. Я думаю, правильно, что есть поручение Генеральной прокуратуры и уголовное дело возбуждено. Прокуратуре предстоит разобраться вплоть до того, какие граждане являются акционерами «Центерры». Есть же и такие разговоры.

Считаю, что парламент принял все-таки взвешенное решение, потому что в нем сначала говорится о том, что правительству необходимо провести переговоры и только после этого ставить вопрос о денонсации. Конечно, я понимаю, насколько будут шатки наши позиции в международных судах. Надеюсь, что состоятся все-таки успешные переговоры и руководство «Центерры» согласится на них. На этой неделе, по-моему, ее представители приезжают для переговоров с правительством страны. Я, конечно, за то, чтобы эти вопросы решались мирно, потому что нам нельзя стать страной-изгоем, но в то же время мы должны защитить свои интересы.

А коррупционная схема, конечно же, существовала во всех соглашениях по Кумтору. И часто в ней участвовали те, кто сейчас громче всего кричит и бьет себя в грудь, выставляет себя защитником народа.

Что делать с другим скандальным месторождением — Джеруем? От его судьбы зависит во многом инвестиционный климат страны.

— По Джерую есть решение суда и решение правительства выставить его на аукцион со стартовой цены 100 миллионов долларов. Вы знаете, что там организовали различные митинги, собрания, давление, крики, шум… И в результате стартовую цену подняли до 300 миллионов долларов. Это означает, что инвесторы не придут, аукцион не состоится. Теперь инвесторы что обо всем этом подумают?

Я считаю, что просто есть люди, которые поставили задачу, чтобы аукцион не состоялся, а время по разработке Джеруя затянулось. Надеются, что поменяется власть, это месторождение вернется к тем, кто им владел до Апрельской революции. Мы прекрасно знаем, что руку приложили тот же Максим Бакиев, их семейка, там фамилия Березовского мелькала, другие. Один из инвесторов казахский. Но мы прекрасно знаем, я и таласцы, что в этом деле были и таласские ребята… Очень непростые бизнесмены, которые сегодня работают в Казахстане.

И самое главное — те, кто кричит сегодня по Джерую, что «100 миллионов долларов мало для стартовой цены», молчали, когда Джеруй ушел за 300 сомов, за 7 долларов ушел. Больше того, когда в 2009 году я там побывал во время президентских выборов, когда ездили тогдашние наши депутаты, была попытка забросать камнями Розу Исаковну Отунбаеву в 2008м, 2009 году. И за этим торчат уши тех же ребят, которые заинтересованы, в том числе выходцев из Таласа. Таласцы сами прекрасно поймут, о чем и о ком я говорю. И знают, кто из таласцев был в этих компаниях.

…Так что делать с Джеруем?

— Во-первых, правительству, конечно, нельзя было идти на поводу. Я разговаривал с премьер-министром. Сказал: «Жанторо Жолдошевич, тогда никто к нам не придет. Месторождение спорное. Идут международные споры. Наши суды закончились, впереди международные. Останется один выход: если аукцион, как я думаю, сорвется, надо, чтобы Кыргызстан сам разрабатывал Джеруй и он не достался этим ворам, которые стали крикунами».

Там много людей обмануто, поэтому я пока вижу только такой выход. Предложил подумать и премьер-министру, направил соответствующее письмо. В конце концов, есть «Кыргызалтын», можно другую компанию создать, но нельзя, чтобы в результате этих криков, шумов мы потеряли разработку.

Но жалко, что теряем время… Я же видел эти митинги, там предлагалось, например, в Таласской области вообще ничего не разрабатывать. Кстати, эта область все десятилетия сидит на дотациях. Тогда логично возникает необходимость ввести мораторий на пенсии, зарплаты, школы и т. д. Но, слава Богу, думаю, что народ у нас разумный, просто многого не знает. Я, кстати, попросил Розу Исаковну рассказать в Таласе, кто стоит за этим сейчас и всё это финансирует.

Ну вот еще один такой стратегический объект — строительство ГЭС «Камбар-Ата». Многие высказывают опасения, что она станет вторым Кумтором по потерям для страны и по глобальности контракта.

— Это же не опасения, а игра! Люди рассчитывают на то, что простой народ эти соглашения читать не станет, а многие просто поверят. Белое выставляют черным. Это просто грязная игра! И здесь срабатывает принцип Геббельса «чем чудовищнее ложь, тем люди быстрее поверят». Наши люди привыкли, что власть всегда у нас шла против народа. Они просто не могут осознать, что на самом деле за этими «криками» стоят именно те, кто разворовывал страну. Печально, грустно…

В России сегодня идут дискуссии: насколько российской стороне нужна Камбар-Ата и нужны ли туда миллиардные инвестиции? Что скажете, здесь для России больше все-таки геополитики или экономики?

— Для нас однозначно больше экономики. Для России? За нее я не хотел бы отвечать, но знаю, что Президент России очень хочет поддержать Кыргызстан. В смысле экономики, конечно же, потому что, если мы в будущем хотим быть в Едином экономическом пространстве, нам надо в экономике более-менее выйти на один уровень. И потому все-таки на данный момент это поддержка.

Такого соглашения Россия ни с одной страной не заключала! Нам сделали исключение, во всем пошли навстречу. И мы все равно «поливаем» даже тех, кто нам помогает… Мне стыдно за таких политиков, стыдно, что наши люди иногда идут у них на поводу… Но парламент все же принял разумное решение.

Вы сейчас упомянули о поддержке России и Президента Владимира Путина. За год вашего президентства и президентства Владимира Путина решены очень многие вопросы в кыргызско-российских отношениях, которые не решались десятилетиями. Они получили стремительное развитие, но означает ли это, что отношения между нашими странами зависят от личных отношений Атамбаева и Путина?

— Вы знаете, даже в семье все зависит от личных отношений… Но тут есть объективные причины. Это все-таки две братские страны, если все эти вопросы решить… Конечно, я рад, благодарен судьбе, что у нас очень хорошие отношения с Владимиром Владимировичем. Но, видимо, здесь еще и то, что об этих проблемах я говорил очень открыто, резко, это даже вызвало в начале прошлого года возмущение и в России, и здесь. Говорил об этих проблемах очень открыто, иногда резко. И, может, потому они решились значительно быстро.

Но я еще раз хочу сказать, что, конечно же, отношения между странами во многом зависят от руководителей. И поэтому я очень дорожу отношениями не только с Владимиром Владимировичем Путиным, но и с Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, Исламом Абдуганиевичем Каримовым, Эмомали Рахмоном, Ангелой Меркель, руководителем любого другого государства. Но в то же время всегда говорю, что мы — маленькая страна, но которая уважает себя.

Кыргызстан — страна с большим будущим. Дай Бог нам мира и спокойствия. На этой неделе ожидаем визита Президента Австрии. Из Западной Европы к нам руководители не приезжали 15 лет! В апреле состоятся визиты премьер-министра и лидера Турции. В мае — руководителей ОДКБ во главе с Владимиром Владимировичем Путиным. Летом — нового президента КНР г-на Синь Зиньпиня. В августе приезжают руководители ШОС. Я думаю, там будет около 10 президентов… К нам другое отношение! Во второй половине года приедет Президент Германии…

Все эти страны привлекает то, что кыргызстанцы строят демократическое общество, демократическое государство. Кому-то это, может быть, не нравится, кому-то нравится, но спрятать это невозможно. Все понимают, что Кыргызстан пошел путем демократии, и в этом, наверное, наша изюминка для таких государств, как Германия, Япония, Австрия. В то же время Кыргызстан показал, что это страна, которой можно доверять, и поэтому мы находим общие цели с тем же Китаем, Россией и т. д.

Поэтому Кыргызстан сегодня идет хорошей дорогой, выровненной тропой. Мы должны перестать пугать наших инвесторов. Все эти митинги уже не испугают руководителей других стран, они-то знают ситуацию… Но инвесторов это пугает: угрозы захвата, смены власти… Мыто знаем, что этого не будет. Но, к сожалению, деньги любят тишину. И некоторые инвесторы открыто боятся. Хотелось бы, конечно, чтобы пришел инвестор, я думаю, это произойдет! Наверное, начиная с будущего года, а может, и с этого, с осени.

Инвесторы боятся не только революции, но и налогов на прибыль, которая еще не получена. Недавно такой закон ввели...

— Вы знаете, к сожалению, как Президент (по Конституции) я не имею права налагать вето на такие законы. Я понял, о чем вы говорите…

Это предварительная уплата налога якобы на прибыль, хотя фактически это получился налог с оборота, т. е. 1%. Я против этого налога! Мы обсуждали это с премьер-министром. Как оказалось, это инициатива Министерства экономики. Я сказал Жанторо Жолдошевичу, что такие налоги надо отменять. Лучше, если правительство само проявит инициативу, кстати, премьер-министр меня поддержал в этом вопросе.

Я думаю, в ближайшее время правительство внесет предложение об отмене этого налога. Если не правительство, то кто-то из депутатов… Но таких налогов не должно быть. Считаю, у нас достаточно налогов, не стоит придумывать новые. Надо просто работать.

Коль уж мы опять вернулись к экономике, хотелось бы спросить о принятой по вашей инициативе Стратегии экономического развития страны. Все институты и ветви власти ее одобрили, но этот 100-страничный документ народ не читает и не будет читать. Он не видит этих целей, которые там поставлены. Как же вы хотите заразить народ на достижения?

— Вы знаете, такое может быть. Но, во-первых, министерства и ведомства эту карту имеют на руках. И мы в апреле уже начнем интересоваться — как идет, например, реализация того или иного национального проекта? То есть этот докуменет очень нужен! За его выполнение мы будем спрашивать на Национальном совете. Более того, его решено дополнять новыми национальными проектами.

Меня радует, что внутри ведомств и министерств уже пошла борьба за то, чтобы какой-то проект (реальный) включили в список национальных. Это говорит о том, что чиновники поняли, что те проекты, которые в стратегии, осуществятся. А это главное! Ну и, конечно, всегда, вы абсолютно правы, мы проигрываем с информацией. От журналистов жду поддержки, если мы все названные проекты реализуем, причем в конкретные сроки, то уже через пять лет, дай Бог, у нас будет другая страна! Тогда я себе смогу сказать, что все-таки не зря отработал.

О военно-техническом сотрудничестве. Есть ли какая-то конкретика в вопросах создания Объединенной российской военной базы? Что стало с обещанным миллиардом военно-технической помощи? Когда, какими траншами, какие виды вооружения обещаны?

— Я еще раз хочу подчеркнуть, что эту цифру впервые озвучила российская газета «Коммерсант». О каких-то вещах не могу открыто сказать, но те цифры или то, что обещано Президентом России, он всегда выполняет. Он скорее сделает больше, чем обещал. Я хорошо знаю Владимира Владимировича Путина. Это человек слова! И в этом плане нам не стоит беспокоиться.

Нам, конечно же, нужна реформа Вооруженных сил. Мы такую доктрину готовим. В этом нам очень поможет перевооружение нашей ар-
мии. Все, что намечено, выполним. Кстати, реформа Вооруженных сил, новая доктрина заложены в Стратегии национального развития.

В общем, понятно. Военная тайна… Давайте тогда к более публичному вопросу…

— Все-равно я скажу так. Во-первых, страна сможет защищаться. Она получит надежные Вооруженные силы. Мы, конечно же, сторонники того, чтобы мирно решать любые вопросы. Хотя и в этом плане была провокация. Я помню, когда случилась у нас проблема в Сохе, то вышли 50-60 человек и потребовали оружие, мол, мы сами разберемся. Это провокаторы! Мы все вопросы должны решать мирным путем. Но все-таки нам нужны крепкие Вооруженные силы.

 Еще один вопрос. Так совпало, что в этом году Кыргызстан председательствует в двух международных клубах — ОДКБ и ШОС. Какие приоритеты, как председатель, Кыргызстан намерен ставить и продвигать в них?

— Мы председательствуем не в двух, а в трех клубах. У нас еще есть Совет сотрудничества тюркоязычных государств. Это тоже важный для нас клуб! В ОДКБ мы в первую очередь рассматриваем вопросы укрепления обороноспособности стран альянса. В том числе и лучшую защиту Кыргызстана от каких-то внешних посягательств, потому что главная задача организации — защитить, как вы сказали, членов этого клуба от какой-то агрессии извне. Кстати, на встрече с Николаем Николаевичем Бордюжей, генеральным секретарем ОДКБ, мы еще раз рассмотрим окончательный вариант плана мероприятий по выполнению тех договоренностей и соглашений, которые подписали в декабре на саммите ОДКБ в Москве. ОДКБ, я уже вижу, станет по-настоящему крепкой организацией, действенной, способной на отражение агрессии. В этом плане мы свою задачу выполним.

Что касается ШОС, здесь мы видим в первую очередь экономические задачи. Я думаю, что мы могли бы и хотим добиться того, чтобы учредили фонд развития и банк ШОС. Тогда нам намного легче было бы решать многие экономические вопросы, потому что в каких-то странах ШОС избыток финансовых средств, в каких-то — недостатков. При общем фонде развития мы могли бы какие-то вопросы быстро решать. В этом плане решено провести работу.

Я думаю, что Кыргызстан достойно отработает, выполнит свои задачи председательства во всех трех организациях. Но и у меня просьба к кыргызстанцам: чтобы мы достойно выглядели во время проведения этих саммитов, город должен быть мирным, дружелюбным и, конечно же, чистым.

— Спасибо Вам, Алмаз Шаршенович, за столь честные ответы, за время, уделенное нам.

 

(Публикуется в сокращении).

Вела беседу директор Национального филиала Динара Суймалиева.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА






Добавить комментарий