Main Menu

Перекрестная судьба

Вы не замечали, что в Бишкеке все больше становится перекрестков, на которых старики, люди с ограниченными возможностями и дети собирают милостыню. В зной, снег, дождь,  стоят они  вдоль потока автомобилей, заглядывают в салоны авто, ища сострадания. С судьбой человека с перекрестка мы познакомим вас в этом материале.

Знакомьтесь: Бектурсун Акибаев. Его можно увидеть на перекрестке столичных улиц Советской и Ахунбаева. Бектурсуну 30 лет, детский церебральный паралич обрек его на инвалидность, он с трудом передвигается, есть проблемы с речью. Вот уже несколько лет парень обитает в Бишкеке совершенно один. Его жизнь — пример того, что порой человек может просто выпасть из системы государственной системы социальной защиты и остаться один на один с проблемой выживания в этом мире.
Его история проста и, к сожалению, обыденна. Отец с матерью развелись. Мать, бросив больного ребенка мужу, отправилась строить новые отношения. Родитель стал пить, а Бектурсуна воспитывала бабушка. Пожалуй, ее образ — самое светлое воспоминание Бектурсуна из тех лет. Бабушка научила читать, воспитывала его. В интернат для детей-инвалидов мальчика решили не отдавать.
— Я не ходил в школу, у меня не было выпускного вечера, не было одноклассников. Такое ощущение, что у меня не было детства, — с горечью рассказал Бектурсун.
Зато общение с миром заменил телевизор. Из телеящика мальчишка узнавал, что такое жизнь, дружба. Когда он вырос, бабушка уже сильно состарилась, от отца особой поддержки не было. Мать и вовсе не хотела знать, что с сыном. Видя, что он обуза для родных, после долгих размышлений Бектурсун задумал уехать из села, расположенного на юге республики, в Бишкек.
— Было страшно и волнительно, но я решил уйти в жизнь и ничуть об этом не жалею, — делится воспоминаниями молодой человек.
Большой город встретил его неприветливо. В этом человеческом муравейнике, где каждый озабочен вопросом собственного выживания, никому не было дела до парнишки с ограниченными возможностями. И начались его мытарства. Бектурсун ночевал в коробках на рынках, днем просил подаяние. Порой от ночного холода спасался в интернет-клубах, благо они работают круглосуточно. Платил за игру на компе, а сам дремал на стуле. Детвора, сбегая из дома, приходила сюда спрятаться от реальности в виртуальном мире, а Бектурсун блаженствовал в тепле. От долгого пребывания в клубах он вынес немалую пользу: научился печатать на компьютере, пользоваться принтером.
— Есть ли у тебя друзья? — спрашиваю я парня.
— Мой главный друг — это Бог, — сказал Бектурсун. Он считает, что его судьба — доказывать людям, как можно жить и радоваться каждому дню, преодолевая сложный недуг.
— Что же помогает переносить все эти трудности?
—  Улыбка. Я улыбаюсь всегда, хотя порой и кошки на душе скребут. А еще одно правило — оставаться самим собой в любых ситуациях, — делится размышлениями мой собеседник.
Бектурсун причисляет себя к неисправимым романтикам и любит смотреть мелодрамы. Там, на кинолентах, все намного лучше, красивее, идеальнее, чем в жизни. Сердобольные билетерши в кинотеатрах пропускают парня бесплатно. Но это смущает молодого человека.
— Мне стыдно проходить без билета, и, если есть возможность, я плачу за вход, — рассказал Бектурсун.
Сейчас он зарабатывает на жизнь тем, что стоит на перекрестке и просит людей помочь ему прожить. По-разному относятся к его присутствию на проезжей части водители.  Кто-то ругается, кто-то вполне доброжелателен.
Иной раз приходится слышать: «Попрошайкам легко живется». Собственный дом за несколько лет такого заработка Бектурсун не построил, имуществом не обзавелся. Сейчас снимает квартиру. Хозяйка оказалась настолько отзывчивым человеком, что  помогла ему оформить пенсию по инвалидности. Размер ее невелик  — 1 500 сомов. Как проживешь на эту сумму? Вот и остается надеяться на сострадание окружающих.
— Хочу сказать через газету всем людям спасибо за то, что понимают, помогают. Хороших больше, чем плохих. Я это знаю. От народа я получаю больше помощи, чем от государства,  — сказал Бектурсун.
Хлеб Б. Акибаева легким не назовешь, учитывая интенсивность дорожного движения и какие порой бывают лихачи. Да и милиция в последнее время прогоняет его с перекрестка. Плюс автомобильные выхлопы, дожди, мороз, зной — все это плохо влияет на здоровье. Недавно человеку с ограниченными возможностями пришла идея, что он смог бы устроить свою жизнь по-иному, если бы помогли ему приобрести компьютер и принтер. Бектурсун планирует открыть точку у какого-нибудь вуза по распечатке и приему платежей за сотовую связь. Человек с ограниченными возможностями уверен, что вполне справится с такой работой.
С этим намерением он обратился с письмом в государственные органы. Ответ пришел из Министерства социальной защиты: «Министерство является бюджетной организацией и не имеет спецсчета для оказания материальной помощи как физическим, так и юридическим лицам». Также  в послании сообщили, что передадут письмо парня мэрии для оказания ему помощи.
Пока Бектурсун продолжает стоять на перекрестке. Его пример — ясный показатель того, что к работе с такими людьми с ограниченными возможностями наша система соцзащиты не готова. Часть людей, имеющих инвалидность, живут в домах-интернатах, другие, пока есть возможность, — с родственниками. Но вот как помочь лицу с ограниченными возможностями, желающему жить одному, соцзащита не знает. Хотя в развитых странах особенно в Японии, распространены случаи, когда люди, имеющие сложные заболевания, проживают одни, и вся инфраструктура, лифты, транспорт, денежные выплаты позволяют им вести полноценную жизнь. Так же желает жить и Бектурсун и больше всего боится попасть в интернат.
— Я хочу жить, как и все, нормальной жизнью. Мечтаю о своей семье и детях, — с уверенностью сказал парень.
Быть может, благотворительные фонды или состоятельные люди откликнутся и смогут принять реальное участие в судьбе Бектурсуна. Найти его можно на перекрестке улиц Советской и Ахунбаева.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.






Добавить комментарий