Main Menu

Госрегистрация: защити себя от рейдерства

Рабочая группа Министерства юстиции  приступила к разработке рекомендаций по созданию механизма сбора полной  информации, подлежащей включению в Единый государственный реестр юридических лиц.

Анализируя создавшуюся ситуацию в данной области, группа установила, что Министерство юстиции и его территориальные органы начиная с    1 января 1997 года, т.е. с момента вступления в силу Закона «О государственной регистрации юридических лиц» и начала введения ЕГРЮЛФП (Единый государственный реестр юридических лиц, филиалов (представительств), по 25 мая 2011 года внесли в указанный реестр сведения относительно 64 694 единиц.
В то же время, согласно полученным данным из главного вычислительного центра Нацстаткома, количество включенных в Единый государственный регистр статистических единиц (ЕГРСЕ) с 1992 года (начало введения указанного регистра) по 25 мая 2011 года субъектов составляет 93 143 единицы, т. е. разница в количестве  субъектов ЕГРЮЛФП и ЕГРСЕ составляет более 28 000 единиц — это  субъекты, зарегистрированные до 1 января 1997 года, и те, кто прошел регистрацию после 1997 года в местных кенешах и генеральных дирекциях СЭЗ.
Данная ситуация сложилась из-за того, что начиная c 1991 года, т.е. с момента появления в Кыргызстане института регистрации юридических лиц, ее функции осуществляли несколько органов (юстиции, местные государственные администрации, президиумы советов народных депутатов, правительство, Госкоминвест, генеральные дирекции СЭЗ, местные кенеши).
Отсутствие сведений обо всех юридических лицах в Едином государственном реестре усложняет доступ и приводит к обращениям сотрудников правоохранительных органов, судей, адвокатов, юридических и физических лиц, депутатов для получения выписки о субъекте сразу в несколько органов. Теряется оперативность, так как сотрудники правоохранительных органов обращаются в органы юстиции с просьбой представить выписку из Единого госреестра юридических лиц, но нередко получают отказ в связи с отсутствием в нем соответствующей информации. Происходит лишняя затрата финансовых средств потребителей информации, так как, согласно законодательству, за предоставление выписки из Единого госреестра юрлиц заинтересованным лицам (за исключением государственных органов) органами юстиции взимается плата, размер которой составляет 64 сома за одну выписку (оплачивают ее и при отсутствии информации о субъекте в госреестре). Отмечено, что вводятся в заблуждение предприниматели, иностранные инвесторы и т.д., считающие (из-за названия), что Единый госреестр юридических лиц содержит информацию обо всех действующих субъектах, зарегистрированных на территории Кыргызстана. И главное, существует опасность  рейдерства, т.е. у мошенников появляется возможность захвата имущества субъекта, сведения о котором отсутствуют в Едином госреестре юридических лиц, путем его государственной перерегистрации в органах юстиции, при этом используются документы, не соответствующие действительности.
Необходимо отметить три основных фактора, дающих основание говорить о реальной возможности рейдерского захвата: в Едином госреестре юридических лиц нет никакой информации (например, об учредителях и руководителе) о таких юридических лицах; органу юстиции запрещается требовать какие-либо документы, не предусмотренные Законом «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)»; отказ в государственной регистрации (перерегистрации) субъекта допускается только в случаях, предусмотренных Законом «О государственной регистрации юридических лиц, филиалов (представительств)».
В связи с этим в настоящее время остро встал вопрос о внесении изменений в действующее законодательство, которым  был бы определен единый госорган, осуществляющий функции регистрации юридических лиц вместо ныне существующих трех. Законодательно следует закрепить обязанность субъектов, зарегистрированных до       1 января 1997 года, пройти до 1 января 2015 года государственную перерегистрацию в упрощенном порядке в соответствующем органе юстиции. При этом предусмотреть в указанном проекте принцип «гильотины»: все субъекты, не попавшие в Единый государственный реестр юридических лиц, после указанного срока автоматически считаются прекратившими свою деятельность.

Кубан КАЗАКОВ,
заместитель начальника Управления по работе с ЦЗРК, ГЦСЭ и регистрации юридических лиц  Министерства юстиции КР.






Добавить комментарий