Main Menu

КАК ПРИБЫЛЬ ПОЛУЧИТЬ И НОГ НЕ ЗАМОЧИТЬ

Минувшая неделя была полна событиями разной степени важности. Одна из дискуссий за «круглым столом» касалась наболевшей и никак не уходящей из повестки дня за последние лет десять проблемы взаимоотношений государства, инвесторов и местного сообщества в горнодобывающей сфере.

 

Специалисты Минэкономики и Консорциума экспертов по разработке стратегии развития отрасли при поддержке проекта USAID «Реформа» обсуждаемую тему сформулировали нейтрально: «Экологические и социальные вопросы в горнодобывающей отрасли». Фактически разговор (временами очень эмоциональный) шел все о том же: как привлечь инвесторов, как прибыль получить и ног не замочить, как стать наконец богатой страной, убедить местное население, выступающее против разработки месторождений, что процесс этот — взаимовыгодный для всех сторон. В разговоре участвовали чиновники, местные и иностранные эксперты, представители международных организаций, широкой общественности.
Заместитель министра экономики Адылбек Касымалиев подчеркнул, приветствуя собравшихся, что цель дискуссии — обсуждение и подготовка рекомендаций по вопросам, затрагивающим экологические и социальные аспекты недропользования. Их учтут в готовящейся в Минэкономики среднесрочной и долгосрочной стратегии развития горнодобывающей отрасли.
Надо сказать, что проект USAID «Реформа» оказывает техническую помощь Кыргызстану в сфере правовой и регулятивной системы горнодобывающего сектора, преодолении трудностей, существующих в бизнес-среде, чтобы поток инвестиций не превратился в жалкий ручеек, а сам сектор обеспечивал все больший и больший вклад в ВВП Кыргызстана. Помощь направлена и на снижение экологического воздействия горной отрасли на окружающую среду. По сути, реализовать цели данного проекта в интересах в первую очередь нашей страны: кому как не нам всем нужна перспективная отрасль, максимально использующая минерально-сырьевой потенциал для увеличения доходов госбюджета? Всем давно понятно, что создание благоприятного инвестклимата и приток инвестиций оборачиваются для любой страны повышением уровня жизни народа, благосостояния всего общества, сокращением миграционных потоков. Тем не менее остаются нерешенными вопросы воздействия горной промышленности на окружающую среду, причины возникновения конфликтов между горнодобывающими компаниями и местным населением, механизмы их урегулирования.
Как найти баланс, когда законы устарели?
— Нам нужно найти баланс между двумя направлениями — экономическим и социальным, чтобы преобразования в горно-геологической сфере не превысили экологического ущерба стране. Мы хотим услышать от экспертов рекомендации и учесть их при разработке стратегии отрасли, — отметил руководитель Консорциума группы экспертов Валентин Богдецкий, признанный авторитет в сфере горнодобычи, профессионал высокого класса.
Оказывается, в немалой степени проблемы в горнодобывающем секторе Кыргызстана вызваны несовершенной нормативно-правовой базой, устаревшими законами и нормами. О нынешней ситуации в отрасли, правовых вопросах охраны окружающей среды и экологии недропользования рассказала начальник управления геоэкологии Госагентства по геологии и минеральным ресурсам (Госгеолагентство) Гульфия Шабаева. Она подчеркнула, что «устойчивое развитие горнодобывающей сферы невозможно без рационального использования природных ресурсов и эффективной охраны природной среды. Сбалансированная госполитика в этой сфере способствует устойчивому развитию, в т.ч. социально-экономического потенциала государства. Кыргызстан обладает немалым минеральным ресурсным потенциалом, но горнодобывающий сектор, являясь одним из бюджетообразующих, не решает в полной мере свои задачи: эксплуатируются лишь разведанные много лет назад месторождения, инвестпривлекательность падает, значительны экологические нагрузки на окружающую среду и нарушения при недропользовании. Слабо внедряются современные технологии ведения горных работ, рационального использования ресурсов, экологически безопасной утилизации отходов и их вторичного использования. Это вызывает большое недоверие местных компаний к инвесторам, разрабатывающим месторождения, приводит к акциям противостояния и излишней политизированности отрасли».
Одна из причин создавшегося положения — отсутствие госмеханизма создания баланса интересов недропользователей, государства и общества. Недостаточно законов и норм по охране окружающей среды при планировании и осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе и в сфере горнодобычи. В то же время природоохранное законодательство КР, как подчеркнула Г. Шабаева, включает более 30 законов, кодексов, нормативно-правовых актов, многие из которых, увы, безнадежно устарели и не работают, потому требуется подготовка новых уточнений, дополнений, т.е. подзаконных актов. А многие законы просто противоречат друг другу. Отсутствуют методики расчета выбросов вредных веществ, отходов, предельно допустимого уровня воздействия на природную среду. Нет единого подхода при определении одного из главных показателей — оценки воздействия предполагаемой деятельности на окружающую среду (ОВОС), жалуются недропользователи. Нет и современной методики определения этой самой ОВОС. Устарела методика проведения государственной экологической экспертизы.
Правда, замечает эксперт, в новом Законе «О недрах», принятом совсем недавно, сделаны попытки решить проблемы экологии. Несколько лет назад в стране подготовлен и даже принят в первом чтении Экологический кодекс. Но его обсуждение и принятие — в будущем, многие статьи закона не имеют механизмов реализации. Действия государственных лиц и недропользователей разобщены, и это — почва для коррупции и недовольства местного населения.
В свое время ОВОС делали по Кумтору не раз. По Андашу экспертами подготовлена даже трансграничная ОВОС с подключением казахской стороны и в рамках соответствующей конвенции. Такие оценки сделаны по всем месторождениям.
В части рекомендаций эксперт заострила внимание на необходимости анализа законодательства на предмет выявления и устранения давно устаревших норм и противоречий, приведения законов в должный вид. Немаловажно, считают эксперты, чтобы орган по проведению экологической экспертизы был независимым. Эксперты в свою очередь обязаны иметь соответствующую квалификацию, подтвержденную сертификатом, желательно международного образца. Нужны как воздух изменения в Налоговый и Таможенный кодексы в части установления льгот для недропользователей при применении современных ресурсосберегающих технологий, утилизации и вторичном использовании отходов. Важнейшей частью работы должна быть грамотная стратегия связи с местным сообществом — информирование населения через СМИ о намерениях разрабатывать месторождения, общественные слушания с участием горных компаний, публикация компаниями отчетов в открытом доступе.
Есть ли силы реализовать планы?
Участники дискуссии задали много вопросов, в частности, кто займется решением поставленных задач? Целесообразно было бы организовать группу профессионалов, способных это сделать, но есть ли они у нас?
Известный эколог профессор Эмиль Шукуров отметил причины слабой правовой основы: «Законодатели имеют смутное представление о природоохранном законодательстве, делали его под копирку с российских норм, хотя надо переработать мировой опыт». А эксперт-эколог Аскер Кадралиев уверен, что виной сложившегося положения является отсутствие четких правил игры для инвесторов, а если появится современный и умный природоохранный закон, то пойдет на спад и коррупция. С этим никто не спорил.
Директор общественного фонда «Эгалитэ» Татьяна Выговская проанализировала причины социальных конфликтов в горнодобывающей отрасли. Результаты исследований этого фонда в регионах свидетельствуют: конфликтный потенциал в стране очень высок, по балльной системе в среднем он достигает 6,2, а в отдельных регионах и на месторождениях -8-9 баллов. Т. Выговская, используя оригинальную терминологию при оценке процесса, уже не в первый раз жестко критикует качество государственного управления
в Кыргызстане, и первой причинами высокого конфликтного потенциала в стране являются, по ее словам, «качество государственного управления, носящего «феодальный» характер, а также манипуляции, связанные с месторождениями, сильное влияние «игроков криминальной экономики» и отождествление процессов политики и госуправления».
В 2013 г. эксперт предполагает смещение вектора конфликто-потенциала по сравнению с 2010 г. от компаний в сторону госвласти, также она считает, что протесты обозначились по уровням влияния. При этом снижается уровень воздействия политиков на конфликтный потенциал в местных сообществах, и все чаще лидируют средние силы, которые по инерции не принимаются в расчет как сильные игроки. Характер же потребностей населения изменился за три года (и это положительный фактор!) в сторону осознания необходимости устойчивого развития. Общество все больше осознает свою роль в управлении процессами, происходящими в стране, и «в регионах начался процесс противостояния членов сообщества с потребительской психологией и их оппонентов, мнение которых значительно изменилось», говорит Т. Выговская. Как же все-таки решить эти вопросы? Инструментами, и очень действенными, эксперт называет практику мирных соглашений, публичное обсуждение условий лицензионных соглашений, популяризацию информации по вопросам, волнующим население. Но сама же Выговская говорит: «Миссия невыполнима… Почти. Причиной являются стереотипы, негативные установки и прочие издержки «феодального» управления».
Эмоционально прокомментировал происходящее ученый Кулубек Боконбаев: «Обсуждаемые проблемы -часть огромной проблемы республики, которая называется «правовой беспредел» во всем и свидетельствует о полной деградации общества и специалистов. За годы независимости республика только тем и занимается, что разрабатывает всякие стратегии, по количеству которых мы, наверное, впереди всей планеты. Беда в том, что эти стратегии, иногда очень хорошо сделанные, никем не выполняются и никто не хочет этим заниматься. Причины — некомпетентность, а также возможность половить рыбу в мутной воде.
Я приветствую разработку долгосрочной стратегии горнодобычи, но, если она будет большой, ее положат на полку, а разработчики получат оплату из грантов, и все! А в республике должен быть орган, ответственный за эту политику, разработку и реализацию стратегии, создание законов и норм, и это должно быть министерство природных ресурсов и экологии по опыту многих стран».
Хаос выгоден любителям рыбки. В мутной воде
Известный общественный деятель эколог Калия Молдо-газиева, директор центра человеческого развития «Древо жизни», подчеркнула: «Одной из причин несовершенства законов по охране природы является частая смена правительств, именно такой хаос выгоден некоей группе чиновников, любителей ловли рыбки в мутной воде. И потому эти законы не позволяют развивать нашу экономику и сохранять экологию. Стратегия развития горнорудного сектора должна создаваться с учетом экологического и социального воздействия отрасли на окружающую среду, это бесспорно. Не надо изобретать велосипед -недавно уже были выработаны хорошие рекомендации, когда прошли консультации во многих странах в рамках Всемирного банка. Среди них: разработка интегрированной экологической и социальной оценки планируемого месторождения, перечень запретных зон — заповедников, национальных парков, пойм рек, истоков водотоков, ледников. Не менее 10 % территории страны должны в них входить, хотя некоторые предлагают и 50 %. Поскольку Кыргызстан является страной, богатой водными ресурсами, надо сохранить их объем, потому что от этого зависит и наша жизнь, и жизнь стран нижнего течения рек. По прогнозам, к 2030 г. число ледников сильно сократится, эксперты же говорят, что вода в XXI веке будет дороже золота. Мы понимаем намерения правительства поднимать экономику, но надо ограничивать этот процесс рамками, поставленными самой природой. Территория республики занимает 0,14 % всего земного шара, зато мы имеем 3 % биологического разнообразия — это и барсы, и архары, и многие эндемичные виды растений. Я против бесконтрольной выдачи лицензий. Возможно, стоит ограничиться пятью-шестью образцовыми горнодобывающими предприятиями, которые должны использовать лучшие мировые практики, соблюдать высокие мировые экологические стандарты».
— Природа при разработке месторождений, как и при любой другой человеческой деятельности, всегда страдает. Следует применять прогрессивные экологические технологии. Но надо учитывать, что открытие предприятий сокращает миграцию, и тогда вашим мужчинам и молодежи не придется выезжать в Россию и Казахстан на заработки. А местное население говорит только о проблемах. Не надо повторять ошибки советского прошлого, я имею в виду наличие больших хвостохранилищ на юге вашей страны. Но нужен компромисс, потому что пора думать о вкладе в экономику, развивать этот сектор позитивно для всех, — говорит Джонасен Хоунбрук, представитель Германского общества технического содействия (GIZ).
А ведь все могло быть иначе!
В заключение хочется поразмышлять и помечтать. В апреле и мае 2007 г. автор этих строк в составе группы журналистов сопровождала тогдашнего премьера страны А. Атамбаева в поездке в Таласскую область, когда регион накрыла волна протестов населения против будущих инвесторов-золотодобытчиков. Мы посетили Джеруй, Андаш, многие села и поселки. Алмазбек Шаршенович много беседовал с жителями на местных сходах, разъяснял политику правительства, говорил о необходимости улучшать инвестирование горнорудной отрасли, поскольку это принесет стране и регионам несомненные выгоды. В основном народ принял делегацию во главе с премьером доброжелательно, с пониманием и уважением, хотя некоторые горячие головы, видимо, кем-то или чем-то подогретые, опозорились перед вторым лицом в стране, когда пытались закидать его кортеж камнями и палками. К счастью, обошлось без жертв, хотя было неприятно и обидно и А. Атамбаеву, и всем сопровождающим видеть такую реакцию некоторых людей. С того времени пролетело в заботах и политических событиях шесть лет!!! А воз золоторудный в Таласе и ныне там. Ни Джеруй, ни Андаш не построены, и соответственно не стала богаче страна, а значит, и ее народ. И все продолжается «протестный потенциал».
Между тем Кыргызстан -вовсе не единственная страна как для инвесторов, так и для добычи золота и других минеральных ресурсов. Во многих странах мира, к примеру, Англии, Испании, Германии, Франции, Японии и еще многих месторождения разрабатываются в том числе и в густозаселенных районах. При этом используются прогрессивные экологические технологии и люди вовсе не мрут в массовом порядке, как рисуют страшилки в Таласском регионе наиболее громкие голоса. И в реках тех стран даже есть рыба, хотя масштабы горных предприятий там — не чета нашим крохотным рудничкам. И вместе с сожалением о наших событиях пришла в голову мысль: а если бы тогда, шесть-семь лет назад, в небогатом и тогда, и сейчас регионе удалось построить оба предприятия, они уже давали бы на-гора руды цветмета, пополнялась бы госказна, и регионы тоже бы не бедствовали. А это означало бы, что там могли к 2013-му появиться и дороги цивильные, и современный аэропорт, и современные теплые школы для таласских детишек с комфортабельными классами, бассейнами, столовыми с качественной витаминной едой, а также со всеми удобствами внутри (а не снаружи) школ, чтобы дети не простывали. И это как раз и поспособствовало бы как росту самосознания и уважения жителей региона, так и повышению уровня жизни, здоровью генофонда нации, о котором так пекутся горлопаны на сельских сходах. Но ничего не построили. Как жаль.
Елена МЕШКОВА.





Добавить комментарий