Main Menu

ГРАНИЦА: ПРАВДА ПРОТИВ КЛЕВЕТЫ

Во время официального визита в Японию глава государства, отвечая на вопросы кыргызских СМИ о возможных протестных акциях весной этого года в стране, отметил, «что люди устали от прыгунов через разные заборы и крикунов, они хотят стабильности и работы. Весенние и осенние обострения бывают у многих людей, иногда они связаны с медициной». Действительно, в таких случаях последнее слово остается за медиками. Но никак не списать на больную голову целенаправленные и сознательные попытки некоторых бывших и действующих политиков и высоких чиновников дестабилизировать обстановку в стране, в том числе с помощью слухов и сплетен, даже если это полный бред, растиражированный некоторыми информагентствами и печатными изданиями для поднятия своего рейтинга. Настораживает тот факт, что очернительной критики, основанной на заведомо ложной информации, подвергаются силовые структуры, обеспечивающие национальную безопасность государства, не говоря уже о других сферах его жизнедеятельности.

Например, Пограничная служба, ставшая в последнее время объектом обвинений так называемых «доморощенных патриотов». Вот и сегодня поводом для встречи с председателем ПС генерал-лейтенантом Токоном МАМЫТОВЫМ послужило анонимное обращение якобы офицеров-пограничников, размещенное на сайте одного из информационных агентств, в котором говорится о «недопустимых фактах в кадровой политике ведомства».

— Токон Болотбекович, как можете прокомментировать сие послание?

— Очень сомневаюсь, что его авторы — сотрудники Пограничной службы, искренне болеющие за ее имидж. Скорее всего, это провокация злопыхателей, к которой надо относиться подобающим образом. Меня настораживает другое: системность огульной критики в адрес службы, а также явная попытка разделить пограничников на «северных» и «южных». Не буду вдаваться в подробности, скажу только, что подобные пасквили с пограничной окраской направлены именно на развал ведомства. В большинстве своем стражи рубежей живут и служат по принципам, и один из них — никогда не действовать за спиной человека, говорить о недостатках открыто, в глаза. Если авторы этого обращения действующие офицеры-пограничники, то что им мешало обратиться ко мне напрямую, тем более не только у них, но и у каждого солдата-срочника есть номер моего сотового телефона, а двери моего кабинета всегда открыты для всех.

Подчеркиваю, кадровые назначения в Погранслужбе основываются на профессиональных и личных высоких человеческих качествах, а не по принципу землячества или региональной принадлежности, как утверждают наши анонимные оппоненты. Скажу больше, в их действиях четко прослеживается попытка столкнуть два братских народа — кыргызов и узбеков, когда в Интернете и некоторых печатных СМИ с завидным постоянством муссируются слухи о, мягко говоря, недоброжелательном отношении кыргызских «часовых Родины» к гражданам Узбекистана. И весь этот поток лжи предназначен не для политиков, а для обывателей.

Например, некоторые кыр-гызскоязычные газеты договорились до того, что, мол, узбекская сторона пошла на определенные уступки в переговорном процессе по пограничным вопросам в обмен на согласие председателя ПС Т. Мамытова пропустить через кыргызскую территорию в анклав Сох танки и артиллерию. Как говорится, без комментариев… Кому-то выгодно выставить нас в негативном свете, не признавая тот факт, что во многом благодаря именно нашей службе при поддержке руководства страны пограничные отношения двух братских государств вышли на новый качественный уровень.

— В чем конкретно это проявляется?

— В открытии пунктов пропуска через границу, начиная от железнодорожного сообщения до транзита через анклавы, организации совместного патрулирования на некоторых участках кыргызско-узбекских рубежей, конструктивном взаимодействии начальников погранзастав обеих сторон, а также в разработке общих планов и мероприятий по предотвращению пограничных конфликтов. Другими словами, сегодня отмечается позитивная динамика в решении практически всех спорных вопросов по кыргызско-узбекской границе и заинтересованность обеих сторон в обеспечении на рубежах стабильной обстановки.

— Товарищ генерал, вернемся к вопросу кадровой политики в пограничном ведомстве. Вполне объяснима существующая практика, когда каждый новый руководитель приходит со своей командой единомышленников и, как правило, начинает проводить структурные преобразования.

— Я тоже не вижу в этом ничего особенного, тем более предосудительного. Как известно, ваш покорный слуга не новичок в системе обеспечения пограничной безопасности государства. Действительно, в целях повышения боевой готовности и качества несения службы по охране государственной границы в ведомстве осуществлен ряд структурных преобразований. Так, например, созданы три региональных пограничных управления (РПУ), выполняющих служебно-боевые задачи погранотрядов. Они укомплектованы за счет сотрудников двух упраздненных отрядов пограничного контроля: «Север» и «Юг» общей численностью 200 человек. При этом все пропускные пункты на границе переданы в подчинение РПУ (раньше они подчинялись только Управлению ПК в Бишкеке и, по оценке общества, были самыми коррумпированными структурами в пограничном ведомстве). Сформированы также новые управления, определяющие приоритетные направления реформирования службы: информационного, правового обеспечения и стратегического развития.

— Опять же, если верить вашим оппонентам, председатель Погранслужбы продвигает на ключевые должности своих людей…

— В такой ответственной силовой структуре, как наша, чужих и своих быть не должно. Все обязаны работать в одной команде и выполнять общие задачи по укреплению пограничной безопасности государства. Отмечу, что с моим приходом 98% начальников пограничных отрядов, а также управлений и отделов центрального аппарата остались на местах и были вновь переназначены. Повторюсь, главный принцип нашей работы по подбору кадров — профессионализм и человеческая порядочность.

— Токон Болотбекович, за короткий срок вы успели побывать на многих пограничных заставах, даже на самых отдаленных. Поделитесь, пожалуйста, как там служится нашим ребятам, какие у них трудности и проблемы?

— Еще будучи председателем Комитета Жогорку Кенеша по обороне и безопасности, внес предложение комплектовать личные составы погранзастав по принципу одного призыва, чтобы исключить факты дедовщины и неуставных отношений. Сегодня такая практика внедряется и уже приносит положительные результаты. Убедился в этом, когда недавно побывал на заставах Ляйлякского, Баткенского и Ошского погранотрядов. На них в основном служат ребята-одногодки весеннего или осеннего призывов. Как докладывали мне их отцы-командиры, повысилась дисциплина, стал крепче воинский и моральный дух. Часто бывает так, что ребята призываются из одного района и даже из одного села. Тут уже поневоле они стараются не ударить в грязь лицом, служить, чтобы не подвести своих родителей перед односельчанами.

— Но как можно необстрелянных ребят оставлять один на один с непростыми условиями охраны границы? Кто им прививает пограничные навыки?

— Во-первых, молодое пополнение в течение полутора месяцев проходит обучение в Центре подготовки. А на всех без исключения заставах служат военно-спужащие-контрактники с достаточным опытом охраны границы. Повысилась также персональная ответственность командного состава погранзастав за качество боевой подготовки подчиненных и воспитательную работу.


За 2 месяца 2013 года задержаны 15 нарушителей границы, выявлено 4 факта нарушения пограничного режима, изъята контрабанда на общую сумму около 5 млн. сомов

ответственность командного состава погранзастав за качество боевой подготовки подчиненных и воспитательную работу.

— Токон Болотбекович, как вы можете прокомментировать ситуацию, сложившуюся вокруг эксклава Барак?

— В ходе всех переговорных процессов с Узбекистаном этот вопрос не сходит с повестки дня. Есть несколько проблем, которые необходимо решать на уровне правительств двух государств. В соответствии с кыргызско-узбекским соглашением от 2004 года определены 15 пунктов пропуска (ПП). К сожалению, в их число не вошел ПП «Ак-Таш» около с. Барак, что является для узбекской стороны основанием держать его закрытым. Из всех рассматриваемых вариантов решения этой проблемы, самый реальный -продолжить переговоры с РУз о внесении ПП «Ак-Таш» в перечень тех пунктов пропуска, которые определены на межправительственном уровне. Этого требуют и жители Барака. Они также просят выделить земельные участки в Ошской области для строительства жилья. Вопрос сейчас решают местные органы власти.

— Сегодня стало модно проводить перемены в ведомствах, министерствах, в том числе в силовых структурах. Что думаете по этому поводу, товарищ генерал, какие планы на будущее?

— Реформирование Пограничной службы включает в себя несколько задач. Главные — повышение боевой готовности и обеспечение системы охраны государственной границы современными техническими средствами и коммуникационным оборудованием. При этом одним из самых приоритетных направлений реформ является человеческий фактор. Без пафоса отмечу, что защитники передних рубежей страны должны быть патриотами, отличаться особой стойкостью и профессионализмом. Над этим мы сейчас работаем.

Вспомните, как в прошлом году сильно били пограничное ведомство за многочисленные факты дедовщины и неуставных отношений, в том числе с трагическим исходом. Тогда произошло в общей сложности 19 ЧП, 6 из них, к сожалению, суицидального характера. Сегодня, слава Богу, таких негативных явлений у нас не зафиксировано, без ложного стыда, благодаря повышению ответственности командиров в воспитании своих подчиненных.

В этом им будут помогать и психологи, которых с этого года вводим в штат региональных пограничных управлений. Их рабочим местом станет не кабинет, а пограничные заставы. Продолжаем также тесно сотрудничать с международной организацией ВОМСА, занимающейся проблемами безопасности границ. Тренинги, которые проводят ее сотрудники для командиров всех уровней, приносят большую пользу как в обучающем, так и в воспитательном плане.

О проблемах, которые сегодня остро испытывает Пограничная служба, говорить не буду. Необходимо четко их обозначить и только потом искать пути решения. Это тема отдельного разговора.

— Если не секрет, товарищ генерал, какие задачи поставил перед вами глава государства при назначении?

— Никакой тайны в этом нет: навести порядок в службе и вывести ее на новый качественный уровень для усиления пограничной безопасности; повысить воинскую дисциплину и боеготовность частей и соединений; изжить коррупцию в пограничной среде.


Сергей СИДОРОВ.

Фото предоставлено пресс-службой ПС КР.






Добавить комментарий