Main Menu

А в проигрыше окажутся фермеры…

Законопроект "Об ограничении ростовщической деятельности в КР" не приведет  к снижению процентных  ставок, считает Ассоциация микрофинансовых, организаций Кыргызстана.
Рассмотрев этот проект, организация назвала  ряд причин, по которым он  не должен приниматься.

В течение последних 10 лет сектор микрофинансирования в нашей стране успешно развивается на основе действующего законодательства, которое позволяет привлекать зарубежные инвестиции, а Национальному банку — осуществлять регулирование и надзор.
Согласно данным НБКР, по состоянию на 31.12.2012 г. на территории республики действовало 320 микрофинансовых организаций и 183 кредитных союза.
За последние три года основные финансовые показатели микрофинансового сектора демонстрируют  устойчивую тенденцию роста. К примеру, кредитный портфель увеличился с 2009-го по 2012 год в два раза, или на 9 208,6 млн. сомов, количество заемщиков выросло на 45%, или на 147,9 тысячи человек. По состоянию на 30.09.2012 г. кредитный портфель составлял 18,1 млрд.сомов, количество заемщиков — 472,5 тысячи человек. Данные показатели свидетельствуют о высоком спросе на микрофинансовые услуги со стороны населения республики. Уровень проникновения микрофинансовых услуг в Кыргызстане один из самых высоких в странах СНГ.
Необходимо отметить, что микрофинансовые организации осуществляют свою деятельность в соответствии со ст. 2 Закона КР "О микрофинансовых организациях в КР", согласно которой основной целью их деятельности являются осуществление доступных услуг по микрофинансированию для преодоления бедности, повышения уровня занятости, содействие развитию предпринимательства и социальной мобилизации населения Кыргызской Республики.
По информации, опубликованной на сайте  Нацбанка, по состоянию на 30.09.2012 года средневзвешенная процентная ставка в сфере  микрофинансирования составляла 34,71%. Необходимо отметить, что на рынке существуют кредиты, как правило, краткосрочные, сроком на 1-6 месяцев, которые предоставляются в основном в сферах торговли и потребительского кредитования, либо кредиты (в том числе беззалоговые), выдающиеся заемщикам, проживающим в отдаленных регионах, где микрофинансовые организации несут высокие затраты, связанные с выдачей кредитов и дальнейшим мониторингом. Процентные ставки по таким кредитам выше, чем по  другим видам займов. Это объясняется существенной разницей в операционных расходах. 
Включение в сферу действия  Закона "Об ограничении ростовщической деятельности в КР" финансово-кредитных учреждений, лицензируемых и регулируемых Национальным банком, может повлечь необратимые последствия в виде потери доверия инвесторов (внутренних и внешних), широкомасштабного свертывания своей деятельности большинством микрофинансовых организаций и кредитных союзов, сокращения объемов кредитования и уничтожения создаваемого годами благоприятного климата для внутренних и внешних инвестиций в этом секторе. 
Последствиями падения объемов кредитования при существующем спросе на кредитные ресурсы станут снижение доступа населения к кредитным ресурсам, значительное повышение процентных ставок, появление усложненных механизмов получения кредитов и увеличение количества неконтролируемых "теневых" ростовщиков. То есть эффект от принятия закона в предложенной редакции будет прямо противоположным от декларируемой защиты прав заемщиков — средневзвешенная процентная ставка на рынке может возрасти, возможно, до размеров, обозначенных в законопроекте как "ростовщические".






Добавить комментарий