Main Menu

ЦТП: Центр тяжести переносится? Роберт О. Блейк-младший. Послесловие к визиту

Самой большой загадкой минувшей недели, безусловно, было: с какими мыслями уехал помощник госсекретаря США по делам Южной и Центральной Азии Роберт Блейк и каких действий ожидать от Штатов?

Почему «нет»?
Накануне его  визита в Кыргызстан все было с точностью до наоборот: из двух  главных действующих фигур (Атамбаев — Блейк) наибольшее внимание привлекала первая. Все ожидали: что скажет Президент о дальнейшей судьбе Центра транзитных перевозок «Манас»? Как известно, на первой же своей пресс-конференции в декабре 2011 г. он заявил: это ненормально, что на территории пассажирского аэропорта находится иностранная военная база, создавая угрозу безопасности мирного суверенного государства, по истечении срока  аренды ее там не должно быть. Сказав «а», Президент в течение года многократно повторял ее. На этот раз он должен был произнести «б». И он это сделал, совершенно четко заявив гостю: «В 2014 году истекает срок соглашения между правительствами Кыргызской Республики и  Соединенных Штатов Америки относительно Центра транзитных перевозок в международном аэропорту «Манас», и военной составляющей в нем не должно быть». В некоторых отечественных СМИ уже поспешили украсить Алмазбека Атамбаева ореолом героя. Хотя, если разобраться, дешевый  нимб этому человеку  нужен менее всего: на данном этапе для него важнее  выдержать взятый курс.

Уйдут, не уйдут… Не уйдут!

Очень важная информация для понимания возможных перспектив ЦТП «Манас» содержится на сайте немецкого издания «Die Welt» (www.dw.de). Оно приводит подборку публикаций из разных газет.

В частности, Suddeutsche Zeitung отмечает, что намерение   НАТО, а соответственно и бундесвера, вывести до конца 2014 года  свои войска из Афганистана вызвано прежде всего внутриполитическими причинами  в самих западных странах — от США до Германии. Но это обещание не будет выполнено. На Гиндукуше останутся немецкие консультанты и инструкторы, занятые в сфере  охраны, логистики и транспорта. Предполагается, что безопасность каждого из них будут обеспечивать несколько солдат. А что, если эти люди окажутся в опасности, а афганская армия не сможет их защитить? — задается вопросом газета. Поэтому председатель союза военнослужащих бундесвера потребовал от своего правительства выделения около 800 резервистов, которые и после 2014 года  смогут применить силу в  случае кризисных ситуаций в Афганистане.
Frankfurter Allgemeine Zeitung пишет, что Вашингтон планирует оставить на Гиндукуше 10 тысяч солдат из сил быстрого развертывания, командование которыми будет осуществлять Пентагон, и еще 5 тысяч военнослужащих в качестве инструкторов для обучения и консультаций афганской армии. Кроме того, с этой же целью 5 тысяч военнослужащих предоставят союзники и партнеры американцев. Американские силы быстрого реагирования будут дислоцированы в четырех-шести укрепленных лагерях. Каждый из них оснастят  гаубицами, тяжелыми минометами, танками, БМП, разведывательными беспилотниками и вертолетами, базирующимися в постоянных местах и на мобильных платформах. По меньшей мере на одной авиабазе разместят  истребители-бомбардировщики и самолеты-разведчики.

Однако вернемся к  содержанию визита помощника госсекретаря. Как это всегда  бывает при переговорах со столь значимыми особами, они сопровождались весьма и весьма  скупой информацией из официальных источников. Если сложить все, что просочилось сквозь стены зданий на  площади Ала-Тоо и  Старой площади, то известно следующее: гость встретился с Президентом, премьер-министром, первым вице-премьером и провел очередные двусторонние  консультации, которые с 2011 года  стали регулярными. Блейк поинтересовался Национальной стратегией устойчивого развития, призвал  продолжать восстанавливать мир на юге, обратил при этом особое внимание на справедливость судебных разбирательств и заверил, что его страна остается приверженной демократии и готова к дальнейшему  сотрудничеству в социально-экономическом развитии Кыргызстана. Показательно также, что он  похвалил республику за созданную демократическую систему, которая «является примером для всего Центральноазиатского региона». Особо обрадовался  тому, что у нас гражданское общество  вовлечено в процесс законотворчества.
Однако ни для кого не было секретом, что главным  пунктом переговоров являлась судьба «Манаса». Блейк дипломатично поблагодарил Кыргызстан за то, что предоставил  ЦТП свою территорию, отметил, что США  «полностью понимают» предложение создать вместо центра транспортный  узел, и на этом закрыл тему, два раза подчеркнув, что не хотел бы спекулировать результатами переговоров. В то же время он в очередной раз отметил, каким «важным логистическим центром для установления мира и стабильности в Афганистане» является ЦТП. А также не стал лавировать, откровенно дав понять: судьба базы  будет решаться после  того, как  США определятся,  сколько военных должно  по-прежнему находиться в Афганистане и какие объекты нужны для процесса вывода остальных.
Что касается позиции нашей стороны, то, если  судить по словам заместителя министра иностранных дел Эрнеста Оторбаева, на двусторонних консультациях она продолжала настаивать на укреплении  торгово-экономических связей. «Мы видим хорошие перспективы в сотрудничестве по превращению ЦТП «Манас» в гражданский хаб без военной составляющей», — заявил он

Удивились, но не очень поверили
Российские СМИ весьма сдержанно оценили результаты кыргызско-американских переговоров. Во всяком случае, реверансов Алмазбеку Атамбаеву никто не делал. Россияне больше озадачены тем, какие шаги предпримут Штаты, чтобы сохранить ЦТП в Бишкеке. На страницах «Независимой газеты» даже высказана озабоченность, что России, возможно, придется компенсировать потери, которые понесет Кыргызстан, лишившись платы за аренду. А они немаленькие. Согласно информации, которой Блейк поделился с бишкекскими журналистами перед отлетом на родину, только в прошлом году  вклад ЦТП в экономику республики составил $200 миллионов. А вообще за годы независимости Штаты поддержали Кыргызстан на $1,3 миллиарда.
Часть россиян уже увидела в шагах руководства Кыргызстана официальное свидетельство переориентации республики на российские проекты в области безопасности. В то же время они отнюдь не уверены  в том, что решение о ЦТП бесповоротное. Гендиректор Информационно-аналитического центра изучения постсоветского пространства Алексей Власов в интервью «Голосу России» напоминает,  что  военную базу  были готовы — на словах — ликвидировать и в бытность президента Бакиева. Поэтому он советует   не торопиться  с окончательными выводами: с тех пор «ситуация если и поменялась, то не слишком динамично».
Уже прогнозируют, что, если Атамбаев не изменит своего решения, его ждет «испытание очередной «цветной революцией».

Зачем Блейку Ашхабад?
Визиты представителей администрации США в последние годы в регион часты. К примеру, того же Блейка. Причем, как правило, это не  поездка в одну конкретную страну, а цепь остановок. Также  поступают  российские высокопоставленные чины. Тому подтверждение — апрельское турне министра иностранных дел Сергея Лаврова, который прибыл в Бишкек из Баку и Еревана. И это говорит о том, что, как бы ни обособлялись республики Центральной Азии, внешние центры силы все равно рассматривают их  в связке, а не по одному.
На этот раз Роберт Блейк прилетел  сюда из Ашхабада. Кстати, первая  часть его путешествия вызвала у россиян гораздо больший интерес. Видимо, потому, что сей маршрут не так избит, как Вашингтон — Бишкек, и пока менее прогнозируем. Что же понадобилось помощнику госсекретаря от Туркменистана?  Накануне его отлета Госдеп США информировал, что Блейком будут обсуждены региональные вопросы, а также двустороннее сотрудничество в энергетике. Вездесущие российские СМИ конкретизировали, что речь пойдет о прокладке по дну Каспийского моря  трубопровода, который доставит туркменский газ через Азербайджан и Южный Кавказ в Европу. Вашингтон заинтересован в  строительстве альтернативной магистрали, чтобы снизить зависимость Запада от поставок России. Как говорит руководитель отдела Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин в интервью «Голосу России», «создание альтернативы российским энергетическим поставкам в Европу для США является неотменяемой задачей, которая актуальна при любой администрации, любом госсекретаре и любом помощнике госсекретаря». По разным данным, Туркмения располагает от 20 миллиардов до 3 триллионов кубических метров газа,  занимая по их запасам четвертое-шестое место в мире.
Вторая причина интереса заключается в том, что Туркмения — единственная в Центральной Азии — имеет общую границу с Ираном. А тот, как известно, входит в зону особого внимания  Штатов.
Третий мотив заключается в том, чтобы перехватить нейтральный Ашхабад на пути его возможного сближения с бывшими союзными республиками и помешать планам какой бы то ни было интеграции на постсоветском пространстве. Андрей Грозин при этом обращается к  словам бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, которая  «прямым текстом  сказала, что создание Евразийского союза рассматривается США как некая солидаризация, стремление возродить империю и  процесс, которому американцы противостоят и будут противостоять в дальнейшем».
Такую же точку зрения в интервью «Голосу России» выразил генеральный директор Центра политической коньюнктуры Сергей Михеев: «Появление всевозможных интеграционных блоков, организаций идет вразрез с попыткой американцев доминировать в том числе в Средней Азии. Их цель — закрепиться и установить в среднеазиатских государствах лояльные американские режимы».
Агентство «CA-News» приводит факты,  доказывающие, что Белый дом  явно настроен дружить  с Ашхабадом. Между двумя странами  регулярно проводятся политические  консультации. В Туркмении проходят бизнес-форумы и выставки американских компаний. Они поставляют сюда сельхозтехнику, электроэнергетическое оборудование,  помогают модернизировать технический парк гражданской авиации. В республике открыли свои представительства Chevron, ExxonMobil, Jeneral Electric. Администрация Обамы также стала  активно поддерживать региональные газопроводные проекты, в особенности Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия.

Новый Шелковый путь с центром в… Кабуле?
Размышляя над вопросом о перспективах и масштабах присутствия США в регионе, любопытно обратиться к докладу, с которым Роберт
О. Блейк-младший выступил прошлым летом в Комитете по иностранным делам палаты представителей конгресса. Он как раз-таки посвятил его концепции присутствия Штатов в регионе. «Фергана ньюс» полностью перевела и опубликовала тогда этот документ.
Чиновник признает в том выступлении, что  Центральная Азия становится все важнее для Соединенных Штатов и поэтому с каждой страной идет работа «по широкому кругу приоритетов». Среди стратегических названы энергетическое сотрудничество, укрепление  прав человека и развитие демократии,  совместная борьба с  незаконным оборотом наркотиков и экстремизмом. Далее обращается внимание, что происходящее сейчас сокращение численности международных сил в Афганистане и последующий их вывод делают  сотрудничество со странами Центральной Азии все более значимым. Безопасный и стабильный Афганистан, говорит Блейк, должен быть интегрирован в стабильный, безопасный и процветающий регион. Поэтому в 2011 году республикам предоставили около $170 миллионов для  обеспечения безопасности границ, борьбы с наркотиками, терроризмом, усиления правоохранительных органов и Вооруженных сил. В 2013-м планируют направить денег еще больше.

Соседский опыт

Между тем Казахстан без лишнего шума и привлечения  внимания  использовал с выгодой для себя вывод войск из Афганистана.

CA-NEWS (KZ)  и многие другие центральноазиатские издания сообщают, что республика разрешила Франции использовать аэропорт в Шымкенте для переброски военных имущества и техники к месту постоянной дислокации. 9 января Н. Назарбаев   подписал поправку к соответствующему протоколу соглашения. Договор был заключен минувшей осенью и предусматривает транзит на смешанной транспортной основе (авиацией и железнодорожными поездами) через территорию Казахстана. Контейнеры с военным имуществом небоевого назначения и техникой в небоеспособном состоянии будут прибывать самолетами из Афганистана, выгружаться на специально создаваемом складе временного хранения и затем вывозиться железной дорогой  до Риги на Балтийском море. Казахская сторона предоставила  французской во временное пользование  земельные участки и объекты на территории Шымкентского аэропорта, необходимые для выполнения операций по перегрузке контейнеров. Первый железнодорожный состав, возможно,  проследует уже в начале февраля. Сообщается, что после ухода французов в  распоряжении Казахстана останется  соответствующая инфраструктура, в создание которой те вложили 150 тысяч евро.
…Уже после визита  Блейка  в новостях мелькнуло, что аэропорт в Шымкенте может занять место ЦТП «Манас». Но это вряд ли.

Так называемый «Северный маршрут» (северная распределительная сеть транзита грузов и персонала из Афганистана, проходящая через Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Казахстан) продолжает сохранять свою важность, и значение  его достигнет пика в 2014 г., после чего афганские национальные силы возьмут на себя основной контроль над безопасностью, а ответственность Международных сил содействия безопасности пойдет на спад. При этом ЦТП «Манас», как видно из контекста доклада,  сохранит свое значение, хотя, как оговаривается Блейк,  США  и не стремятся получить какие-либо постоянные базы в Центральной Азии.
Интересно, каким Афганистан представляется в будущем Штатам?  Блейк ссылается на Хиллари Клинтон, которая  назвала свое видение «Новым Шелковым путем». Это сеть экономических и транзитных связей, покрывших Центральную и Южную Азию; сердцем, центром является Афганистан.  По словам Блейка, успех «Нового Шелкового пути», конечно, зависит от желания стран-соседей сотрудничать, и Штаты  тесно работают с ними, чтобы воплотить мечту в реальность.
Свои задачи в Центральной Азии США видят не только в том, чтобы укреплять  безопасность и экономическую независимость региона, но и  чтобы добиваться политической либерализации,  больших свобод и уважения прав человека. Для этого расширять взаимодействие с республиками, а не сворачивать его. Госпожа Клинтон сказала:  «Стоит лишь однажды указать на проблему, но не помочь решить ее,  и все, вы больше ни на что не влияете». Фраза — ключевая  к пониманию, почему Штаты идут на увеличение финансирования всякого рода проектов в постсоветских странах, в том числе в Кыргызстане. Отталкиваясь от нее, эксперты  говорят о вероятном потоке новых грантов с целью сохранить ЦТП «Манас».

Каждый камень — алмаз
Любопытно, как в отчете Блейка перед конгрессом оценивается уровень развития каждого государства Центральной Азии и соответственно определяются цели и задачи в нем США.

Казахстан

Страна, единственная в регионе, удостоена Штатами статуса «партнера диалога». В такой ранг ее возвела Хиллари Клинтон на том основании, что там лучший в Центральной Азии инвестиционный климат. Приводятся данные: за  последние 20 лет американские компании вложили в экономику республики более $16,5 млрд.  СП GE-Kazahkstan производит в Казахстане локомотивы, в Алматы успешно работает центр доставки FedEx. Северная Дакота экспортирует в страну крупный рогатый скот в рамках соглашения, которое должно оживить казахстанское животноводство. Boeing заявил об увеличении объема сделок, исчисляющихся миллиардами долларов.
В то же время Блейк говорит о настойчивом стремлении  Штатов «в своем диалоге с Казахстаном поддержать  гражданское общество и  права человека, в том числе касающиеся свободы слова».

Кыргызстан
Поддержка демократического режима в КР является «краеугольным камнем стратегии» США в регионе (ого, какое значение придается нашей  стране!). Далее идут  цифры, которые не помешает привести. В 2012-2013 гг. Вашингтон направил  в Кыргызстан на поддержку гражданского общества  около $10 миллионов, во время парламентских выборов 2010 года и президентских выборов 2011-го профинансировал обучение более 50 тысяч избирательных комиссий. Как и позже в Бишкеке, Блейк призвал страну «активнее  работать на национальное примирение» и обеспечивать верховенство закона, в том числе при расследовании событий 2010 года. И самое интересное: «Соединенные Штаты рассчитывают на продолжение  многолетнего сотрудничества с Кыргызстаном в решении региональных проблем безопасности, связанных с терроризмом и наркотрафиком». А под многолетним сотрудничеством подразумевалось и функционирование ЦТП «Манас»…

Туркменистан
Ашхабад похвалили за участие в энергетических проектах и подчеркнули, что  потенциал страны (в контексте —  запасы  углеводородного сырья) может вывести ее в экономические лидеры региона. Но для этого необходимо выстроить четкие прозрачные механизмы инвестиций, и в первую очередь «придется сделать значительные шаги по выполнению своих международных обязательств в области прав человека». США готовы помочь в этом.

Таджикистан
Душанбе призвали защищать свободу вероисповедания, а также уважать свободу СМИ и воздерживаться от вмешательства в политику средств массовой информации. Кроме  этого, порекомендовали не продвигаться  в  строительстве Рогунской ГЭС, пока не завершится финансируемая Всемирным банком экспертиза технических, экономических и социальных последствий проекта.
Узбекистан
В отношении Ташкента Вашингтон  пришел к выводу, что в интересах   национальной безопасности США отказаться от ограничений на поставку в эту республику некоторых видов  военной техники, наложенных за год до событий в Андижане. Но Ислама Каримова  призвали «улучшить ситуацию с правами человека» и со своей стороны заверили, что будут отстаивать интересы тех, «кто ищет возможность  проведения мирных демократических реформ».

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА
и из Интернета.






Добавить комментарий