Main Menu

“САХАРНЫЕ” ДЕТИ

Когда мы пришли, малыши  спали. Но время тихого часа прошло, и ребятишки завозились,  еще сонные и взлохмаченные  вышли в игровую комнату, один потянулся за игрушкой, другой,  и вот глазенки блестят, звонко звучат голоса, ребятня начинает бегать друг за другом. Обстановка похожа на обычный детский садик, но в отличие от него здесь каждому ребенку по нескольку раз в день меряют уровень сахара в крови, а вместо воспитателей за детворой присматривают мамы. А еще  двух-трех- летние крохи уже сами умеют колоть себе инсулин шприц-ручкой. Видя, как они это делают, понимаешь, каким мужеством обладают  только начавшие свою жизнь маленькие человечки.

В столице проживает около 22 детей дошкольного возраста, больных сахарным диабетом. В последние годы случаев появления таких пациентов становится все больше. Сложное заболевание обнаруживают даже у грудничков и малышей. Врачи выдвигают разные версии появления у маленьких детей проблем с поджелудочной железой. Среди причин — наследственность. Установлено, что предрасположенность к болезни связана с группой определенных генов. Получив такие гены от одного из родителей, ребенок приобретает реальный шанс заболеть диабетом. В семье, где отец с детства страдает юношеским диабетом, вероятность развития заболевания у сына или дочери составляет около 5-10%. Если диабетом такого типа больна мать, риск наполовину меньше: 2-2,5%, брат или сестра — 5%. Когда больны двое детей, то опасность заболеть диабетом для третьего ребенка возрастает до 10%.
Также причиной «сахарной» болезни может стать неправильное питание с большим содержанием углеводов и жиров, бывает, что диабет у ребенка начинается от неожиданного стресса, шока. Данные интересного исследования опубликовали в Интернете. Ученые из Канады и Финляндии совершенно независимо друг от друга обнаружили сенсационный факт: коровье молоко, которое младенец получает в первые 2 года жизни, может стать провоцирующим фактором болезни — вызвать юношеский диабет у детей с генетической предрасположенностью к нему. Поэтому вывод медиков таков: малышей из группы риска мамы должны кормить грудью до двух лет.
Врачи отмечают, что детский диабет протекает намного тяжелее, чем у взрослых. Симптомы недуга у малышей следующие: частое и в большом объеме употребление жидкости, повышенный аппетит, частое мочеиспускание, беспричинная потливость даже в состоянии покоя, резкие перепады активности, плохой сон. Особо опасным осложнением при детском диабете является гипогликемия — это резкий спад уровня глюкозы в крови. Ребенок при таком осложнении становится вялым, раздражительным или сонным, у него могут появиться рвота и боль в голове. Очень важно, чтобы в такие моменты с малышом находились взрослые и смогли дать что-то сладкое.
Для родителей ранний неизлечимый недуг у их детей становится настоящим испытанием.
— Мы все время живем в стрессе: упал сахар в крови — плохо, поднялся — еще хуже:  малыш может впасть в кому. Все время преследует страх потерять ребенка. От болезни ребятишки очень раздражительные, капризные, нервные, — рассказывает мама двухлетней девочки с диагнозом диабет Нурхан Жумабаева. — Для нас каждый день — это борьба с болезнью. Изматываешься, устаешь из-за того, что надо постоянно находиться с ребенком. Приходится увольняться с работы. От напряжения начинаются проблемы в семьях.
В городском эндокринологическом диспансере есть детский педиатр, который назначает лечение маленьким пациентам. Но не все проблемы подобных семей может решить этот специалист, а их немало. Поэтому папы и мамы стараются помогать друг другу, делятся тем, что знают о заболевании,  и своими способами борьбы с болезнью.
— Как правило,  мы  знакомимся, когда стоим в очереди к детскому эндокринологу. Общение для нас очень важно, ведь мы делимся информацией о том, как ухаживать за детьми, — рассказывает Мария. У  ее дочки диабет обнаружили, когда той исполнилось всего восемь месяцев. —  Для наших детей нужен детский садик. Мы обращались в обычные детсады, но инсулинозависимых детей нигде не берут. Ведь для них нужны специальные условия.
С этой же проблемой столкнулась Н. Жумабаева. Она обращалась даже в частные детские сады, но и там девочку не приняли. Поэтому мамы решили объединиться и создать что-то вроде клуба по уходу за своими чадами. Сняли квартиру и организовали детскую группу, куда ходит шестеро девчонок и мальчишек, к сожалению, принять больше не позволяют условия.
— Утро начинается с измерения уровня сахара в крови, и так через каждые три часа. Определяем сахар даже во время послеобеденного сна,- сказала Нурхан Жумабаева. — Ребятишкам с диабетическим заболеванием можно кушать все, но в определенных количествах, при этом надо регулировать дозы инсулина. Поэтому каждую калорию мы тщательно высчитываем. Дома по одиночке наших детей очень сложно заставить что-либо покушать. А ведь режим надо соблюдать строго, при этом в рационе должны как можно чаще присутствовать гречка, морковь, капуста. А когда они все вместе, у них и аппетит лучше, и о своей болезни забывают за игрой. Результаты, которые мы получили от групповой работы с детьми, хорошие.
Столичный эндокринологический диспансер прикрепил за родительским клубом детского врача-эндокринолога. Ободренные положительным эффектом работы родители решили добиваться открытия в Бишкеке детского сада для ребятишек, имеющих инсулиновую зависимость. С письмами о регистрации дошкольного учреждения обратились в министерства образования, здравоохранения и Минсоцразвития. Ответ пока получили только из Министерства образования. Инициативной группе родителей в ведомстве ответили: для того чтобы зарегистрировать частный детский сад, нужно здание, отвечающие специальным нормам.
— Для того чтобы специально купить дом для таких целей, у нас нет возможностей, — рассказывает Н. Жумабаева. — Многие дети — из социально уязвимых слоев. Тем более что и так лечение и уход за ними достаточно дороги. Поэтому мы хотели бы обратиться к государству с предложением, чтобы нам предоставили здание для детского садика, а оборудование, мебель купим на свои средства. Каждому ребенку выплачивается 3 тыс. сомов пособия по инвалидности, мы готовы отдавать эти деньги, чтобы обустроить дошкольное учреждение.
Проблема с нехваткой детских садов в столице не нова. Уже несколько лет ведется разговор о том, что государство и Бишкекская мэрия хотят вернуть здания дошкольных учреждений, приватизированные в начале    90-х годов, но пока результатов этой работы не видно.
И тем не менее, несмотря ни на что, вопрос надо решать. Хочется надеяться, что чиновники обратят внимание на  ситуацию  с дошкольным образованием детворы с сахарным диабетом уже сейчас. К сожалению, число инсулинозависимых детей в столице растет, и через какое-то время отсутствие специализированного детского сада может стать неразрешимой трудностью как для самих ребят, так и для их родителей.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 






Добавить комментарий