Main Menu

Государственная идеология? Величина из величин!

Размышления о книге профессора Эгемберди Маанаева «Идеология современного Кыргызстана и ее перспективы».

Книжная полка новых научных изданий пополнилась ценным произведением, автором которой стал известный ученый, доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник образования   Эгемберди Жумагулович Маанаев.   Она написана на актуальную тему, посвященную проблеме формирования государственной идеологии.
В силу известных объективных и субъективных причин после распада СССР почти во всех постсоветских странах образовался идеологический вакуум. Простой человек в данной ситуации ощущает одиночество, моральное угнетение и беспомощность. Утратив веру в достойную жизнь, доверие к официальной государственной идеологии и пропаганде, люди почувствовали потребность в какой-то замене их другими ценностями. Они находят ее сегодня в чувстве сопричастности к ценностям своей нации, культуры, менталитета, образа жизни и т. д.
В качестве примера, свидетельствующего о важности идеологии, Э. Маанаев приводит консервативную идеологию, разработанную правящей партией «Единая Россия» и принятую за основу государственной идеи в России. Автор показывает ее роль и место в обществе как системы взглядов и идей по социально-экономическим, политико-правовым, духовным вопросам. Показывает ее сущность, которая провозглашает в первую очередь авторитет власти, устойчивость всей системы общественных отношений и структур, порядок и стабильность в обществе, пропаганду таких ценностей,  как постепенность и осторожность перемен, отрицание резких скачков и революционных переворотов, признание зависимости прав и свобод граждан от конкретных исторических условий, степени развития их правосознания и этики, сохранение традиционных идеалов, национальной самобытности, культурного своеобразия.
Необходимость формирования государственной идеологии автор аргументирует тем, что она играет незаменимую роль в развитии любого общества, определяет уровень самосознания народа, придает смысл совершающимся в обществе общественно-политическим и социально-экономическим изменениям, объясняет историческую действительность через ценностные измерения. Идеология создает и совершенствует мировоззрение как конкретных людей, так и общества в целом.
Излагая свое видение вышеназванной проблемы и путей ее разрешения, автор утверждает, что его предшественники в своих изысканиях должным образом не учитывали происходящих в современном социуме общественно-политических перемен. Главной причиной очевидного провала разработчиков многих концепций кыргызстанской идеологии Э. Маанаев считает недостаточное согласование теоретических постулатов с практикой, что привело к невозможности их применения. Проанализировав  разработки своих предшественников, автор аргументированно доказал ошибочность их поисков в пользу государственной идеологии, отмечая, что они упустили из виду разобщенность общества по социальному, культурному, религиозному и региональному признакам.
Мы пережили и переживаем  несовершенство процессов государственного управления, падение жизненного уровня населения, снижение степени социальной защиты, крушение привычных мировоззренческих ориентаций, обострение политических, социальных, национальных и религиозных противоречий, дважды откинувших страну в хаос и анархию, — в      2005-м и 2010 годах,  смену власти… Серьезно ослабленный Кыргызстан оказался в кризисе в результате краха радикальных либеральных реформ, когда существенно пострадали не только основные государственные институты, безопасность граждан, но также традиции и ценности общества.
Большой заслугой профессора Э. Маанаева является прояснение идейных истоков и базовых установок существующих в мире идеологических направлений, в том числе либеральной и консервативной идеологии, которые актуальны как для теоретического анализа особенностей различных идеологических доктрин, так и для изучения специфики нашей политической и общественной жизни. Любая страна сталкивается с необходимостью ясного отношения к старому и новому, к неизменным принципам государственной и культурной самобытности, к возможным переменам во всех сферах общественной жизни, что также требует детального изучения опыта применения различных идей в политической и социальной практике.
В книге Э. Маанаева раскрываются предпосылки взаимодействия партии и власти. Автор справедливо считает, что партия должна предложить осмысленную идеологическую формулу нашего развития, а государственная власть — реализовать ее.
Автором  глубоко теоретически и в практическом ключе раскрывается соотношение государственной и национальной идеологий. Э. Маанаев верно отмечает, что сегодня в нашей республике необходима разработка государственной, а не национальной идеологии. Он мотивирует данный постулат усилением родоплеменной идентификации в обществе и углублением социальной дифференциации населения, в результате чего идейные позиции обогатившейся части населения и обедневших слоев коренным образом различаются. В этих условиях говорить о национальной идеологии как о факторе, который объединил бы различные слои граждан, не приходится. В сложившихся условиях более приемлемой для кыргызстанской действительности может быть только государственная идеология.
Профессор Э. Маанаев   своевременно и правильно поднимает вопрос о роли традиций и обычаев кыргызского народа в формировании государственной идеологии. При этом он не идеализирует данное наследие предков, подробно изобличая некоторые его деструктивные аспекты, способные инициировать процессы стагнации и регресса.
Родоплеменная структура кыргызского общества создала   своеобразную политико-правовую систему, основу которой составляла традиционная система управления кыргызов. Традиционное кыргызское общество функционировало на основе обычного права, которое представляло собой систему норм и обычаев, регулирующих социальные, имущественные, политические и иные стороны жизни общества кыргызов, возникающие на определенном этапе исторического развития из традиционных правил поведения, санкционированных определенной формой властной организации общества.
В работе Э. Маанаева более обстоятельно ставится вопрос о роли народного курултая. Это связано с тем, что в настоящее время в обществе бурно обсуждается вопрос о необходимости введения института курултая в связи с недоверием к современным институтам государственной власти и проводимой государственной политике, приведшей к развалу экономики, разбазариванию государственной собственности, процветанию коррупции, преступности и падению нравов, что противоречит принципу народовластия. Кыргызское общество видит в народном курултае путь к спасению страны, однако о его статусе и полномочиях  нет единого мнения.
Профессор Э. Маанаев считает, что курултай не должен быть органом государственной власти. Он как форма народовластия должен не только  работать на общественных началах и выполнять контрольную функцию, но и разработать концепцию развития кыргызского общества, основу национальной идеологии и выступать гарантом Конституции.
В работе указываются некоторые проблемы нашего парламентаризма и слабость партийной системы. И здесь тоже нельзя не согласиться с его размышлениями, так как проводимые реформы в политической системе кыргызского общества имеют много недостатков, не ставится вопрос о политико-правовой ответственности органов государственной власти, местного самоуправления и их должностных лиц.
В работе поднимается проблема борьбы с коррупцией, которая наносит государству невосполнимый урон и тормозит деятельность и развитие самого государства, также говорится о необходимости изучения опыта евразийских стран.
В книге Э. Маанаева выдвигается и немало практических предложений по стратегии развития кыргызского государства, модернизации экономики, социальной сферы и культуры и т. д. Особый интерес представляют его предложения по идеологическому обеспечению развития кыргызского общества в условиях углубления рыночной экономики и дальнейшей демократизации его политической жизни.
Полагаем, что предложенные автором размышления и предложенная им концепция государственной идеологии и развития заслуживают большого внимания и изучения, представляя собой кропотливую, научно осмысленную и успешную попытку формирования идеологии республики.

Зайнидин КУРМАНОВ,
доктор исторических наук, профессор.

 






Добавить комментарий