Main Menu

Еще раз о кооперации

Приход во власть каждого нового президента сопровождается новой стратегией или программой развития страны. В каждом таком документе непременно выражалось твердое намерение власти развивать кооперативное движение, создавать фермерские кооперативы.
Не стал исключением и проект Стратегии устойчивого развития КР на 2013-2017 годы, предложенный для публичного обсуждения. В нем также предусматривается кооперирование фермерских хозяйств. Его авторы раскрыли причины неудач всех этих стратегий, программ, деградации кооперативного движения в стране: «…множество широко разрекламированных проектов развития не достигли цели из-за неэффективности государственного управления… в период правления двух первых президентов страны. Отсутствие последовательности и целенаправленности государственной политики не способствовало развитию приоритетных секторов экономики», «…число сельскохозяйственных кооперативов за последние 5 лет неустойчивое и стало сокращаться. Это является свидетельством неудовлетворенности потенциальных участников существующими правовыми и экономическими отношениями при кооперации»…

Микрофинансовые компании или кредитные кооперативы. Кто кого?
Авторы проекта целью стратегического направления развития сельского хозяйства определяют «укрупнение и консолидацию мелких крестьянско-фермерских хозяйств в кооперативы». Одной из задач ее достижения называют предпосылки для развития кооперации». К сожалению, среди них не значится создание кредитных кооперативов как необходимого условия развития кооперативного движения в стране.
Но предусматривается «развитие сектора микрофинансирования». И это при том, что кредитный рынок на селе заполонили микрофинансовые компании с такими процентными ставками, что глава государства потребовал остановить «нынешнюю систему самых настоящих грабежей кредитополучателей, особенно по микрокредитам».
Но остановить финансовый грабеж фермерских хозяйств можно, лишь стимулируя создание кредитных кооперативов (союзов). В отличие от микрофинансовых компаний, которые стремятся к получению максимально возможной прибыли в торговле деньгами, кредитные кооперативы являются некоммерческими организациями. Они создаются фермерами и потому ориентированы не на получение прибыли, а на обеспечение фермеров-участников кооператива дешевыми кредитами. Кредитный кооператив (союз) является той организационно-правовой формой, которая и позволяет учитывать экономические интересы фермеров. Развитие кредитных кооперативов на принципах государственно-частного партнерства — необходимая предпосылка кооперирования фермерских хозяйств.

Возникает законный вопрос: почему?
Для ответа рассмотрим ситуацию, красочно преподнесенную известной в стране креативной бизнес-вумен, главой ЗАО МФК «Бай-Тушум и партнеры» Г. Шамшиевой. «У жительницы Нарынской области в собственности оказалось более двух гектаров пашни. Возделывать их в одиночку многодетная мать, естественно, не могла, а чтобы выжить, приноровилась брать кредиты в надежде, что рано или поздно долги спишут, ибо вернуть деньги в ее положении нереально».
Предположим, предприимчивые соседи создали кредитный кооператив. Могла ли бедная женщина взять в нем кредит? Нет, потому что соседи-члены кооператива прекрасно знали, что вернуть кредит она не сможет. И тем не менее кредит ей дадут, если она вступит в сельхозкооператив или отдаст свою землю крестьянскому хозяйству в аренду. Все это гарантирует возвратность кредита.
Но почему возник кооператив-«благодетель», при этом кредитный? Жизнь заставила фермеров объединиться. Без денег нежданно-негаданно полученные земельные наделы эффективно, не надрывая живота своего, использовать невозможно. А тут по домам снуют молодые юристы-консультанты, степенные, авторитетного вида иностранцы с их семинарами, кофе-брейками, бизнес-ланчами, компьютерами, с помощью которых показывают ухоженные поля, здоровенных коров, у каждой вымя чуть ли не до земли, и дородных фермеров в белых перчатках. Так почему бы не объединиться? — возникает шальная мысль у завороженных этим благолепием бывших чабанов и поливальщиков, доярок и скотников, трактористов и комбайнеров, а ныне мелких земельных собственников.
Какова же цель объединения? Она очевидна: иметь собственный источник кредитных средств, необходимых для проведения полевых, животноводческих и других связанных с ними работ. В свою очередь кредкооператив может занимать деньги напрямую у государства, например под три процента годовых. Или у концессионных горнодобывающих компаний, для которых это крайне выгодно: предупреждается возможность зарождения конфликтов с местными сообществами. А вот установление процентной ставки под кредиты для членов кооператива будет осуществляться самими его членами. И это одно из главных достоинств кредкооператива в отличие от микрофинансовой компании.
Другое не менее важное достоинство — социальная функция. Кредкооператив может по решению его членов направлять полученный доход на социальные нужды сообщества, к примеру, на ремонт школы, новые учебники, приобретение медаппаратуры для фельдшерско-акушерского пункта и т.д. Но для микрофинансовой компании эта функция неприемлема: «Не все понимают специфику микрофинансирования, приписывая ей социальные функции, которые зачастую понимаются буквально», — доходчиво обьясняет нам автор статьи («Слово Кыргызстана». 21.10.2012 г.). «Платить все налоги и выдавать дешевые кредиты нереально. Мы просто уничтожим официальный рынок», — заклинает Г. Шамшиева.
Если, к примеру, кооператив занял у государства деньги под три процента годовых, то кредиты под шесть процентов вполне устроят фермеров — членов кооператива и возместят операционные расходы кооператива. Но будет ли кредитный кооператив занимать сегодня деньги у государственного «Айыл Банка» под 20 процентов годовых, если в прошлом году банк, реализуя проект «Доступные кредиты фермерам», ссужал госбюджетные деньги крестьянам под 9 процентов годовых? Нет, конечно. Чтобы такие проекты стали повседневной практикой, необходима прозрачная, устойчивая государственная кредитно-денежная политика, отвечающая интересам крестьян. Разработке и проведению этой политики мешают лоббисты от коммерческих банков и микрофинансовых организаций. «Караул, — кричат они, — дешевые кредиты не спасут, а лишь разрушат рынок».
Микрофинансовая индустрия реально сокращает бедность, но без поддержки государства не обойтись, уверена госпожа Г. Шамшиева. Но о какой поддержке государства мечтает наша героиня? Да, она может кредитовать фермеров, скажем, под 7 процентов годовых, но остальные 13 процентов должно компенсировать государство. Простите, а за какие такие «грехи»? Ведь эти 13 процентов — деньги налогоплательщиков. Кредкооперативы такой «поддержки» не требуют, она противна их общественной природе.
Почему три, четыре или пять человек, сколотив денежку в смутные времена, могут объединиться, создать микрофинансовую компанию и жить припеваючи, а сотни тысяч бывших колхозников, совхозников, а теперь уже их взрослые дети, которых жизнь «наградила» земельной долей, не могут создать кредитный кооператив, а на его основе — производственный или сервисный и работать безбедно? Тем более что Закон «О кредитных союзах (кооперативах)» дает им такое право и обязывает специально уполномоченные органы госуправления создавать условия для их организации.
Почему в проекте Стратегии устойчивого развития основное внимание уделяется развитию микрофинансовых компаний, а о кредитных кооперативах и слова не найти?

 Хотели как лучше…
Вспоминая недавнюю историю развития кооперативного движения, следует назвать два президентских указа. В одном речь шла о реорганизации потребительской кооперации (1996 г). В другом — о развитии кооперации в аграрно-промышленном комплексе (1998 г.). В те же годы правительство утвердило устав Ассоциации кооперативов КР с указанием адреса ее штаб-квартиры: г. Бишкек, ул. Пушкина, 50. Развитие кооперативного движения было основной целью ассоциации. Но где она теперь и почему все усилия свелись на нет? Но оставим пока вопрос без ответа и продолжим нашу повесть «реформаторских лет».
В 2000 году правительство одобрило и рекомендовало Типовой устав сельскохозяйственного кооператива. Была разработана Государственная программа развития сельскохозяйственного кооперативного движения в Кыргызской Республике (2002г.). К развитию кооперативного и фермерского движения в стране руку приложили и уважаемые международные организации. В частности, Германское общество технического сотрудничества (GTZ) осуществило проекты «Содействие развитию товарных и сервисных кооперативов», «Содействие развитию частной экономики», «Сельская финансовая система», «Содействие профессиональному обучению», «Сельская финансовая система», «Содействие профессиональному обучению». Руководитель — доктор Рюдигер Хюльзен. При его непосредственном участии разработаны Закон «О кооперативах» (2004 г.), примерный Устав сельскохозяйственного кооператива     (2005 г.), Устав объединения юридических лиц «Союз кооперативов Кыргызстана» (СКК). Иными словами, уважаемый господин Хюльзен заложил нормативно-правовую базу, в которой выразил основополагающие идеи и принципы создания, деятельности и развития кооперативов в Кыргызстане. За четыре года он сделал то, что наши реформаторы-аграрии не смогли сделать за двадцать лет государственной независимости, и по праву может называться «отцом-основателем» правовой основы кооперативного движения в стране. Словом, «райффайзен» Кыргызстана.
Казалось бы, с достаточной правовой основой кооперирования фермерских хозяйств дело оставалось за малым: бери, используй, исполняй и развивай.

Но …получилось, как всегда
По скромному признанию авторов очередного проекта Государственной программы развития кооперативного движения в КР на 2011-2015 годы, «система кооперативов в Кыргызстане развивается очень медленно и неэффективно». Они выделяют ряд объективных и субъективных трудностей в развитии кооперативного движения. И все же главное препятствие — безответственное на протяжении многих лет отношение руководства Минсельхоза к кооперированию фермерских хозяйств.
Если говорить о системе кооперативов, то она по своей природе является самоорганизуемой, самоуправляемой и самоконтролируемой. Юридическая форма, при которой осуществляется управление деятельностью системы кооперативов, — СКК, созданный в феврале 2007 г. Одна из его уставных задач — «поддержка и развитие кооперативной системы».
В мае того же года утвердили Положение о Минсельхозе. Его задача — «содействие… в создании и развитии кооперативов в сельской местности», имеется в виду количественный рост кооперативов.
Таким образом, в тандеме Минсельхоз — СКК первому следовало создавать условия, которые отвечали бы первостепенным интересам фермеров, побуждая тем самым к объединению и росту числа кооперативов. Роль СКК сводилась к созданию условий, стимулирующих уже не фермеров, а кооперативы к объединению в ассоциации, что гарантирует большую эффективность деятельности каждого кооператива-члена союза.
Прошло пять лет. Зам.министра сельского хозяйства и мелиорации А. Джумалиев, подводя итоги развития кооперативного движения, ухитрился перевернуть отношения сторон с ног на голову. По словам чиновника, не министерство, а Союз кооперативов создали «с целью их развития и увеличения количества, но на данный момент ситуация остается плачевной», то есть количество кооперативов не увеличилось, а уменьшилось в три раза. Кооперативы, считает чиновник, должны создаваться только на добровольной основе, без вмешательства государства и администрации.
Напротив, Минсельхозу следует активно «вмешиваться», но не в процесс создания кооперативов, ему следует разработать экономические, правовые, организационные условия, открывающие фермерам выгоды повсеместного использования кооперативной формы организации совместной деятельности, активизации кооперативного движения. Управленческое бездействие Минсельхоза в этом вопросе и послужило причиной развала более восьмисот сельхозкооперативов.

Планов громадье
«Плачевную» ситуацию в сфере кооперирования фермерских хозяйств призвана изменить Государственная программа развития кооперативного движения. Ее анализ позволяет выделить три направления развития фермерского движения в стране. Планируется создать в структуре Минсельхоза отдел развития кооперативного движения, организовать при министерстве Совет по развитию кооперативного движения, а также уменьшить налоги и страховые взносы по государственному социальному страхование, возместить затраты при повышении плодородия почв, лизинге сельхозтехники. Эти и другие мероприятия, несомненно, станут стимулом развития кооперативного движения, количественного роста кооперативов.
Не забыли и «привлечение международных донорских организаций к деятельности по оказанию помощи в развитии сельскохозяйственного кооперативного движения, изучение и внедрение опыта эффективного развития кооперативного движения в ряде зарубежных стран (райффайзен — Германия, кибуц — Израиль и др.)». Помилуй Бог, двадцать лет, считай с момента создания первых кооперативов, потратили на «изучение и внедрение» чужого опыта, а теперь по новой изучать? Сколько можно все то же «кино крутить» с пилотными проектами?
Другое направление заключается в деятельности СКК. Это лоббирование интересов кооперативов, создание условий, способствующих развитию производства, сбыту сельхозпродукции, консультационное обслуживание, интеграция кооперативов по отраслевому признаку и т. д.
Третье направление — совместная деятельность Минсельхоза и СКК, направленная прежде всего на создание государственно-кооперативных структур в форме потребительских, снабженческо-сбытовых, сервисных кооперативов с государственным, подчеркиваю, участием. Принимая от своих членов (сельхозкооперативов) продукцию под реализацию, они могут организовать ее экспорт, продать дороже, вернуть долги, а полученную прибыль за вычетом расходов отдать производителям. В конечном итоге выгоду получат и те, кто в поле работает, и те, кто на джайлоо скот пасет. В идеале на рынке услуг производственных кооперативов присутствие частного капитала должно быть минимальным. Это вотчина сельских потребительских и сервисных кооперативов. Участие в них одних и тех же фермерских хозяйств придает кооперативному движению системный характер.
Что касается роли местного самоуправления, то его органы должны, естественно, взаимодействовать с кооперативами в вопросах социального развития айыльных округов, но не «заводить» в штате каждого округа «специалиста-менеджера по сельхозкооперативам». Их функции могут выполнять окружные ассоциации кооперативов.
Касаясь правовой основы кооперативного движения, нельзя не сказать, что Минсельхоз и СКК следует рассматривать в качестве специально уполномоченных органов, ответственных в пределах компетенции за реализацию законов «О кооперации», «О кооперативах» и соответствующих подзаконных актов, что должно найти отражение в законах.
Распоряжение правительства от 25 февраля 2011 г. о создании межведомственной рабочей группы, обязанной «выработать рекомендации по восстановлению и развитию системы Союза потребительских обществ (Кыргызпотребсоюз)», не предусматривает участия СКК в деятельности группы. Это говорит о том, что союз еще не является той авторитетной организацией, с мнением которой считаются госчиновники.

Не место красит человека…
Судя по отмеченным выше особенностям госпрограммы, становится очевидным, что СКК не в полной мере использовал свое участие в ее разработке по одной простой причине, отмеченной в ее проекте: «отсутствие профессиональных кадров для работы с кооперативами и в них». В сущности, и реализация Стратегии устойчивого развития КР — это прежде всего кадры, кадры и еще раз кадры.
Но где их найти? Очевидно, искать следует среди успешных некоммерческих организаций, имеющих отношение к сельхозпрозводству. Одна из них — Ассоциация нефтетрейдеров Кыргызстана. Ее руководитель — известный в стране экономист, имеющий опыт государственного менеджмента, Ж. Акенеев. За короткое время он решил насущный вопрос возврата трейдерам экспортных пошлин от российских нефтепроизводителей и так организовал управление ассоциацией, что она фактически превратилась в аналог республиканского Нефтеснабсбыта. По его инициативе нынешней весной крестьян обеспечили дизтопливом по ценам ниже рыночных. Строительство нефтеперерабатывающего завода в Канте за счет средств Азербайджана — его предложение. С мнением ассоциации стали считаться производители нефтепродуктов ближнего зарубежья. Инициативный руководитель — вот кого не хватает Союзу кооперативов. Ж. Акенеев с его неуемной энергией — именно тот человек, который может взять руководство союзом на себя. В содружестве с недавно избранным президентом союза Н. Бейшеналы, обладающей знаниями становления и развития кооперативного движения в Западной Европе, он сможет превратить союз в организацию, способную достойно представлять и активно защищать интересы кооперативов, эффективно содействовать росту производства, реализации сельхозпродукции и социальному развитию села, не прибегая в очередной раз к помощи новых технических специалистов — французских или бельгийских. Немецкие уже были и все, что могли, сделали. Искреннее спасибо им. А нам следует использовать полученные знания и дальше своим умом жить.
Но будет ли стоять во главе Союза кооперативов Кыргызстана руководитель, способный снять экономические и правовые вопросы развития системы действующих кооперативов, организовать плодотворное сотрудничество с Минсельхозом, другими органами       госуправления и приступить к реализации Стратегии устойчивого развития страны в части кооперирования фермерских хозяйств, решать Совету представителей кооперативов.

Геннадий ЖАЛКУБАЕВ,
независимый аналитик.






Добавить комментарий