Хроника действующего Президента — Минус год из шести. Что дальше?
Ровно год назад Алмазбек Атамбаев, олицетворявший новые надежды и перемены, вступил в должность главы государства, охваченного политическими и экономическими катаклизмами. Конечно, ожидания, что он быстро и кардинально справится со всеми проблемами нашего пассионарного общества, создали определенную атмосферу весьма высоких и нереалистичных надежд и требований. Однако очень быстро выяснилось, что революционная реконструкция конфигурации политического устройства и смена власти вовсе не обозначили столь же радикальную смену дискредитировавшей себя политической элиты и ущербной экономической системы страны. Они оказались более консервативными и неповоротливыми, создавая серьезные проблемы для становления новой, парламентской страны, в которой с удовлетворением воспринимают равноудаленность всех ветвей политической системы и в то же время с горечью думают о временах, когда власть фактически была сосредоточена в руках Президента.
Конечно, срок небольшой, но достаточный для анализа контуров ближайших и стратегических направлений деятельности А. Атамбаева. При этом для нас принципиальным вопросом является даже не решение текущих проблем, а вопрос: кем он, Президент парламентского Кыргызстана, позиционирует себя — лидером сплоченной страны, способным за шесть лет подвести черту под двадцатью годами постсоветского лихолетья и поднять государство с колен, либо заурядным функционером, который поведет в никуда?
«Детская болезнь» демократии в кыргызском парламентаризме
Безусловно, Кыргызстан не европейское государство, где парламент появился еще в ХVII веке и потому имеет глубокие традиции. Однако, галопируя семимильными шагами по дебрям демократии и осваивая ее мучительным методом проб и ошибок, мы проделали гигантский скачок от тоталитаризма к демократии. В ходе этого процесса основной проблемой явилась «слабость» кыргызского «демократического организма», негативно влияющая на процессы в обществе. В основном это были «детская болезнь» демократии и старые рецидивы хронической «азиатчины». Из-за недостаточной политической зрелости и наивности, относительно низкой политической культуры и сознательности, слабой ответственности и традиционной ментальности были с легкостью растеряны и украдены «дивиденды» ряда судьбоносных выборов, переломных референдумов, изнурительных протестных акций и драматических революций. И именно из-за этого каждый раз приходилось исправлять ошибки общества титаническим трудом оппозиционных сил и кровью санкюлотов революции, тем самым неоднократно ввергая страну в пучину перманентной революционной ситуации.
И казалось, что, пройдя за 20 лет семь кругов ада, в завершение осуществив апрельскую кровопролитную революцию, пережив братоубийственную вакханалию на юге, приняв новую Конституцию, определившую иной государственный строй страны, проведя по ней парламентские и президентские выборы, мы наконец-то вступили в выстраданную эпоху парламентаризма. Конечно, наивно было полагать, что Кыргызстан моментально станет страной классического парламентаризма без определенного переходного периода с соответствующими издержками. Но даже самые опытные аналитики не знали о грозящей «детской болезни» и деструктивных метаморфозах кыргызского парламентаризма. Да, такие внешние факторы, как реконструкция вертикалей власти, определение равноудаленности ветвей, перераспределение полномочий и др., имеют место. Однако изначальная незавершенность принципов и правовых основ партийного строительства, а также традиционные негативы кыргызстанского общества внесли в Жогорку Кенеш бациллы многовекторного деструктивизма, которые перманентно становятся реальной угрозой для функционирования парламента — структурообразующего органа новой политической системы страны. В этих условиях едва ли не основной задачей и важнейшим результатом работы А. Атамбаева стали сохранение и обеспечение жизнеспособности парламента, сформированного со многими политико-правовыми и морально-этическими изъянами. Во многом именно благодаря искусным политическим маневрам Президента — гаранта стабильности страны удавалось преодолеть перманентные кризисные моменты в работе Жогорку Кенеша. Возможно, были шероховатости, возможно, применялись далеко не корректные меры, но результат есть.
«Есть у революции начало, нет у революции конца»
Как известно, революция выводит из состояния равновесия не только государственную систему, нарушая внутренние связи и парализуя закономерные процессы и устои. Она требует грандиозного общественного напряжения. Сила и драматизм копятся годами. Поэтому в прямом и переносном смысле революционный взрыв выводит массу людей на улицу. Следовательно, духовная и физическая свобода индивида и массы, однажды выйдя из равновесия, надолго остается в состоянии эйфории и псевдосвободы, зачастую переходя грань анархии и охлократии. В то же время и задачи революции не решаются одномоментным актом, то есть одним только переворотом. Поэтому не менее сложно суметь, во-первых, умело разрядить ситуацию путем безболезненной трансформации уличной демократии в цивилизованную, а уличной революции — в революцию в умах и сердцах людей. В противном случае из-за непредсказуемости инициаторы могут сами стать жертвами революции, а ее лозунги наполнятся иным смыслом. Ведь именно так и случилось с А. Акаевым после «бархатной» революции и с К. Бакиевым после «тюльпановой». Во-вторых, для полного осуществления идеалов революции ее необходимо продолжить эволюционными реформами.
Как свидетельствует история, первая постреволюционная задача в основном решалась силовыми методами и с помощью «усмирителей с железными руками». Так было во время Английской буржуазной революции ХVII в. (протекторат О. Кромвеля), Великой Французской революции ХVIII в. (диктатура Б. Наполеона), после Октябрьской революции в
Для всех нас по-прежнему принципиально важно: кем позиционирует себя Алмазбек Атамбаев? Лидером сплоченной страны, способным за шесть лет подвести черту под двадцатью годами постсоветского лихолетья и поднять государство с колен, либо заурядным функционером, который поведет в никуда? Пока надежд больше, чем разочарований
России (диктатура И. Сталина), после Веймарской революции в Германии (диктатура А. Гитлера) и т. д. Что касается Кыргызстана, то «утомленная» революцией страна с огромными трудностями старается выйти из состояния хаоса, анархии и охлократии цивилизованными путями. Хотя такие спорадические выступления, как перекрытие дорог, пешие маршы, попытки захвата власти и др., продолжаются, официальная власть терпеливо старается решить все проблемы конструктивно, демократическим путем в рамках существующего закона. Тем самым обществу предоставляется возможность постепенно трансформироваться из хронического «общества-разрушителя» в «общество-созидателя». Конечно, в этом существенную роль играли и продолжают играть своевременные и эффективные реформы, инициированные Президентом. Да, к сожалению, они претворяются медленно, мучительно и с определенными издержками. Но, самое главное, в них заложены стержневые задачи строительства подлинно демократического государства с эффективной экономикой.
«Дайте мне точку опоры, и я переверну Кыргызстан»
Одной из сложнейших проблем постсоветского Кыргызстана остается перманентная кризисная ситуация в экономике. Безоглядная денационализация народнохозяйственного комплекса и радикальные рыночные реформы, осуществленные по рецептам неоколониального «Вашингтонского консенсуса», привели к состоянию хронического коллапса. В результате «ухода» государства национальная экономика стала слабоуправляемой и фактически бесконтрольной. Поэтому она очень слабо поддавалась учету и контролю, а неоднократные попытки реформ не приносили существенных позитивных изменений. В итоге, продолжая функционировать без определенных моделей развития, экономика оказалась в плену рыночной стихии. В основном это результат бесцеремонной демонизации государственной власти, а потом и выдавливание государства из экономически активной сферы. Именно из-за этого национальная экономика распалась на два фактически неуправляемых сектора. Первый, государственный, представляя 15-20% национальной экономики, превратился в слабую «трофейную» экономику и оказался под безраздельным господством бюрократического аппарата. Неумелый и продажный государственный менеджмент, бесконтрольный разгул коррупции превратили данный сектор в бесхозного и безнадежного аутсайдера и хронически больного субъекта. Ибо по большому счету его состояние и судьба не интересовали коррумпированного бюрократа- временщика и тем более представителя негосударственного сектора. Второй, негосударственный, сектор развивался по своим правилам, в основном полагаясь на чутье и талант хозяина. А большая часть (50-60%), составляя теневую экономику, вовсе не признавала никаких государственных законов, тем более государственных реформ, стратегий, рецессий, профицитов, дефицитов, госдолгов и т.д. Особенно это характерно для криминальной экономики (наркотрафик, работорговля, отмывание денег, игорные дома и т. д.), составляющей львиную долю теневой экономики.
В этих условиях едва ли не самым сложным и важнейшим участком деятельности Президента был поиск собственно «кыргызстанского консенсуса» в решении экономических проблем страны. Несмотря на огромный объем административной коррупции, повсеместного непрофессионализма и всяческих препятствий, сделана определенная работа. Однако в основном она рекогносцировочная, идет подготовка политико-правовой, экономической площадки и инвестиционного климата для будущих реформ и проектов. По всему видно, что, согласно своему статусу, Президент пытается сосредоточиться на долгосрочной перспективе и занят поиском инвестиций для мегапроектов, призванных определять новую национальную экономику и создавать общественно-государственное богатство Кыргызстана.
«Сто лет одиночества» в прошлом?
В подготовке соответствующего инвестиционного климата для будущих экономических реформ приоритетным направлением считается внешнеполитическая деятельность Президента. Этим и объясняются характерные особенности и прагматичный подход во внешней политике А. Атамбаева. Во-первых, она характеризуется динамичностью. Благодаря этому за относительно короткое время устранена некая международная изоляция Кыргызстана, негласно и незаметно установленная после «тюльпановой» революции 2005 года некорректными шагами и демаршами администрации К. Бакиева. Во-вторых, Президент вдохнул новую струю во внешнюю политику, определив новые контуры и векторы. То есть кыргызстанские дипломаты сотрудничают не только с глобальными международными организациями и сверхдержавами, но и стали проявлять активность во взаимоотношениях с региональными лидерами-государствами. В-третьих, внешнеполитическая деятельность Кыргызстана становится более рациональной, прагматичной и сбалансированной. Просматриваются ее предсказуемость и результативность. Хотя, конечно, нашему дипломатическому корпусу еще предстоит восстановить пошатнувшееся международное реноме страны. Нужно также налаживать доверительные, надежные и взаимовыгодные связи с соседями по бывшему Союзу, оптимально решить с ними демаркационные и пограничные проблемы.
Толобек АБДЫРАХМАНОВ,
ректор Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева, доктор исторических наук.
Фото Султана ДОСАЛИЕВА.
Related News
Анонсы!
С участием Президента Садыра Жапарова состоялась торжественная церемония вручения государственных наград отличившимся кыргызстанцам — представителямRead More
Где дешевле оливье…и телячья шейка впридачу
Абсолютно для каждого в мире человека, а особенно для детей, Новый год — это волшебныйRead More