Main Menu

Китай: ВПЕЧАТЛЕНИЯ

(Окончание. Начало
в предыдущем номере).


Вкус Поднебесной
Еда в Сычуани отличается остротой. Здесь во многие блюда обильно добавляют нарезанные стручки чилийского перца… И даже в самолете, уносившем нас в Пекин, когда, казалось, провинция и ее жгучие приправы были уже позади, нам раздали орешки в перченой глазури.
Кухня в Китае — это не только своеобразные блюда (разные супы, закуски из бамбука, овощей, зелени и орехов, жареные говядина и курятина, отваренные грибы, рыба и креветки, лапша, рис, тофу и многое-многое другое), но и сам колорит трапезы. Интересными были посещения ресторанов в национальном стиле — познавательными в плане знакомства с местной культурой.
А еще повсюду в городах можно перекусить на улицах. Торговцы со своими лотками на колесах жарят прямо на месте шашлычки из всякой всячины (сосиски, кусочки мяса или овощей, морепродукты), нанизанной на деревянные шпажки, или предлагают лапшу с ломтиками мяса, зеленью и бульоном… Есть и крохотные павильоны-закусочные, и вполне престижная сеть быстрого питания «Мистер Ли», где предлагают китайские супы… Коллеги как-то в Пекине отправились в ресторан на улице Ванфуцзин и сфотографировали жареных скорпионов, сами не пробовали. Единственным экзотическим блюдом для нас, наверное, была фугу, поданная на одном из приемов: с этим названием сразу ассоциируется ядовитая рыба, но специально разведенные особи не опасны.
В Пекине мы попробовали знаменитую «пекинскую утку» — рулетик из маленькой тонкой рисовой лепешечки с соломкой из огурцов, луком и наструганным мясом жареной птицы. А в один из дней руководство Китайского информационного агентства (CNS) пригласило в мусульманский ресторан, где нам подавали знакомые азиатские блюда — мясной суп, плов, куурдак, жареные ребрышки, лагман, лепешки, по которым к тому времени мы все успели соскучиться (вы, наверное, спросите, как мы могли съесть столько разных блюд в один присест, но ведь главный принцип китайского стола — «всего понемногу», для чего и придуман вращающийся круг с общими тарелками и котелками, из которых каждый зачерпывает себе на блюдце то, что ему по душе)…
Вообще, похоже, что ныне в стране наблюдается толерантное отношение к вероисповеданиям. С одной стороны — правящей является Компартия, с другой — видишь, как массы людей посещают реконструированные буддийские храмы или как в самолете из Урумчи пассажирам подают обед в коробочках с пометкой muslim («мусульманский») и печенье в упаковках, на которых указано: halal…
Ну и упомянем чай, родиной которого является Китай. По пути из района гор Эмэйшань и города Лэшань в Чэнду мы останавливались у огромного магазина не только с множеством видов чая, но и разными блюдами и косметикой, приготовленными с добавлением чая. Чайные магазины — повсюду. Можно взять на вес, а можно — готовую упаковку или набор с несколькими шариками разных сортов. Почти повсюду, прежде чем купить сухой чай, можно попробовать напиток (зеленый, жэньшеневый, жасминовый, из сушеных фруктов и ягод…). Стоимость — в среднем около 250-280 сомов (35-40 юаней) за 100 граммов, но есть и более дорогие сорта.

Жизнь на колесах
В Китае многие жители предпочитают перемещаться на велосипедах, мотоциклах и скутерах. Для такого легкого частного транспорта на дорогах выделена специальная полоса, отделенная маленькой оградкой, чтобы автолюбители не сбивали велосипедистов. И вот каждый день по этим полосам у самого тротуара проносятся орды байкеров: многочисленные служащие в костюмах и галстуках, девушки в курточках, юбках и ботинках на каблучках, родители с детьми, торговцы с товарами. Каких только тут нет велосипедов и мотороллеров! Для одного ездока, тандемы, грузовые, кабинные (кстати, Китай ведь сам активно производит такие средства передвижения)… В холодную погоду жители надевают дождевики или вторые куртки (чтобы защититься от холодного встречного ветра) и мчатся под специальными вытянутыми зонтами (укрывающими не только седоков, но и всего «железного коня»). Для вело-  и мототранспорта есть парковки и даже мобильные СТО: на моих глазах в Пекине на перекрестке женщина, доставая из кузова своего грузового велосипеда инструменты, чинила чей-то другой двухколесный транспорт.
Да, к слову, бизнес на колесах — распространенное явление. Погрузил в корзину горшки с цветами, расставил потом это все на тротуаре — вот тебе и цветочный магазин. А то можно, объезжая улицу за улицей, торговать прямо с велосипедов фруктами, жареным бататом (сладкой картошкой) или бамбуковыми флейтами. А еще есть передвижные «комбинаты благоустройства»: дворники разъезжают на скутерах или велосипедах с прикрепленными к ним ящиками для мусора и веника с совком. Где увидели какой-то сор — остановились, подобрали, бросили в ящик за седлом и поспешили дальше.
Велорикш тоже можно встретить, но не так часто, говорят, они служат только для развлечения туристов, а не для перевозки граждан, как в былые времена.
Мне нравится, что нет у других азиатов такого неоправданного стремления, как у нас, во что бы то ни стало владеть автомобилем. Нет, в Пекине мы тоже попадали в пробки, но просто смешно сравнивать: в столице КНР — 20 миллионов жителей, в четыре раза больше, чем во всем Кыргызстане, что уж там говорить о Бишкеке!
Думаю, в Китае вообще невыгодно иметь свою машину. Система общественного транспорта хорошо развита, а тарифы на проезд дешевые (полюаня-юань в автобусе, два юаня в метро). Помимо обычных автобусов и троллейбусов (изредка еще можно увидеть двухэтажные автобусы), есть относящиеся к системе BRT: для них на дорогах выделена отдельная полоса, и они без пробок могут быстро доставить пассажиров в пункт назначения. Маршруток, разумеется (и слава Богу!), нет. Такси государственные, проезд в них тоже недорогой (10 юаней за первые три километра, дальше по два юаня до 15 км и по три — свыше), хотя частные автовладельцы тоже не прочь подзаработать, как и у нас, и так же, как наши, заряжают такие цены, что сами себя делают неконкурентоспособными. Так, мы хотели доехать от улицы Ванфуцзин до центра «Жемчужный рынок», и частник запросил у нас 70 юаней (почти 500 сомов). Разумеется, мы отказались. Прошли несколько шагов до отеля «Гранд Хайятт» (а у гостиниц всегда работают «посадчики», которые вызовут для вас такси) и сели в машину государственной службы, доехали за 12 (если мне не изменяет память) юаней.

Где в Китае услышать русскую речь?
Но, наверное, дешевые в КНР только цены на проезд. Все остальное (еда, напитки, даже мороженое на улицах и тем более — сувениры) стоит все-таки дорого, за исключением некоторых вещей. На горе Эмэйшань несколько членов нашей группы купили по 100 юаней (то бишь где-то за 700 сомов) куртки Columbia китайского исполнения.
В нашем плотном графике времени на покупки практически не было предусмотрено, если не считать посещения торговой улицы Ванфуцзин в Пекине. Между тем, если учесть, что сейчас весь мир пользуется товарами китайского производства, не говоря о нас, ближайших соседях, у многих Китай ассоциируется именно с шоппингом.
В стране магазины закрываются в семь вечера, позже можно увидеть работающими только маленькие продуктовые лавки, расположенные на первых этажах домов. В Чэнду мы практически перед закрытием попали на пешеходную торговую улицу — на ней преимущественно располагались магазины известных мировых марок (Giordano, UNICLO, ZARA и т.д.) с соответствующими ценами. Ванфуцзин в Пекине тоже оказался скоплением торговых точек известных брендов. И среди всех этих бутиков GAP  и «361» я обнаружила магазин Semir, на рекламных лайтбоксах которого было размещено фото известного корейского актера Ли Мин Хо в одежде от этого производителя. Он (помните исполнителя главных ролей в сериалах «Цветочки после ягодок», «Городской охотник», «Вера»?) очень популярен в Китае, где, к слову, бывал, снимался в рекламе, давал интервью.
Недорогие китайские товары мы видели только в торговых центрах «Ябао» и «Жемчужный рынок» (вроде наших «Гоина» и «Таатана»). И туда, и сюда мы опять-таки смогли заглянуть только вечером, не успевая уже что-то купить. Торговцы там нередко говорят по-русски, потому что бывает много покупателей из стран СНГ. Так, к примеру, девушка-китаянка в отделе электроники (кстати, планшетники там стоят от $100) в «Ябао» назвалась Жанной и дала нам визитку на русском языке. В этом торговом центре мы видели чайный дом «Олег» и чайный дом «Маша и Максим». И Олег, и Маша, и Максим — тоже китайцы.
В «Жемчужном рынке», помимо собственно жемчугов и изделий из драгоценных камней, можно найти на прилавках и в секциях разный ширпотреб. Аксессуары, сумки, обувь, кофты — практически те же, что и у нас на      «Дордое» (зато там и выбор больше), а вот цены!.. 600 юаней, 700 юаней! Но потом продавцы говорят: «Ну хорошо, 400 юаней, 200…». То есть они изначально ставят высокие цены, а потом при торге начинают скидывать. Но ниже 100 юаней уже не отдают, хотя и на эту сумму соглашаются весьма неохотно. Туркменка, которая была со мной, все никак не могла уговорить реализаторов обуви отдать ей за 100 юаней туфли из замши: они настаивали на 140 (т. е. примерно $23).

Вместо послесловия
Вот такой он — Китай. Здесь сосуществуют простота и роскошь, старые дома и ультрасовременные небоскребы, велорикши и автотранспорт, курсирующий по эстакадам и причудливым петлям развязок, лотки уличных торговцев с нехитрыми закусками и шикарные рестораны, недорогие товары и торговые улицы со сверкающими витринами дорогих бутиков, мелкое частное предпринимательство и транснациональные корпорации…
Страна бурно развивается.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото автора.

 






Добавить комментарий