Main Menu

Динара АСАНОВА: «У меня нет времени говорить неправду»

Динара Асанова прожила короткую жизнь — всего 42 года. Ее фильмы «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи»,  «Пацаны»       стали классикой,  завоевали  мировую известность. Долгие годы — непризнанный режиссер, а затем — премии  Ленинского комсомола,  Государственная премия СССР…


С Динарой я познакомилась   на школьном вечере. С ее сестрой Кларой мы учились во фрунзенской школе №11, а затем в технологическом вузе в  Москве.  Бывала я у них дома, где всегда вкусно пахло бабушкиными беляшами, а мама Динары неизменно стучала на пишущей машинке.
Жили они в престижном двухэтажном доме писателей и издателей на  улице Московской. Занимали две комнаты в трехкомнатной коммунальной квартире на втором этаже с ванной и балконом, что было по тем временам невероятной роскошью.
Отец  Динары, Кулдаш Асанов, заведовал  отделом  в газете «Советтик Кыргызстан», затем работал секретарем  Уч-Терекского райкома партии Джалал-Абадской области.  Война застала его в Ленинграде, где учился. В 1942 году ушел на фронт военным корреспондентом.
Неизвестно, узнал ли он о рождении второй дочери. Динара родилась 24 октября 1942-го.  Оказавшись в 22 года без мужа с двумя детьми, Марзия Камаловна осталась верна Кулдашу Асановичу до самой своей смерти. О нем рассказывала всегда с любовью и надеждой, верила, что он вернется, так как вначале пришла похоронка, а через полгода — извещение о том, что муж пропал  без вести.
Марзия Камаловна рассказывала, что, когда была беременной, увидела сон: пришел к ней старец с большой  белой бородой.  Спросил, как здоровье, сказал, что родится дочь, и просил  назвать ее Динарой. Позже это имя станет очень популярным.
Послевоенное детство Динаре запомнилось проведением электричества и радио. Монтер, обвешанный проводами и «когтями», был самым уважаемым человеком.  Появились электроутюги, блестящие круглые рефлекторы для обогревания.  Черные тарелки радио были для нас чудом.  Оно не выключалось ни днем, ни ночью. Мы слушали новости, музыку, спектакли,  делали под радио  утреннюю гимнастику, по нему сверяли время.  Большим счастьем было пойти в кинотеатр «Ала-Тоо» или «Ударник».  Любили крутить патефон.  У Клары была радиола, и мы часто собирались у нее и слушали пластинки.  Любили мы коллекционировать   фотографии артистов.  Не пропускали ни одной встречи с известными актерами благодаря маме Динары, достававшей в редакции газеты  «Советтик Кыргызстан», где она работала машинисткой-стенографисткой, пригласительные билеты.
В моей памяти тех лет Динара осталась жизнерадостной, озорной, удивительно талантливой девочкой.  Она сочиняла стихи и сказки, прекрасно их рассказывала, пела, рисовала, играла с мальчишками в альчики, среди детей была заводилой. Любила играть в учительницу, собирая во дворе малышей  на «уроки радости». Так она их называла. А ученики   и даже их родители звали ее уважительно — Дика Петровна.  Имя Дика так за ней и осталось.
Чтобы поставить девочек на ноги, Марзия Камаловна много работала. Воспитанием девочек занималась бабушка, мы ее звали ани за доброту и природную интеллигентность, хотя она была неграмотная. Бабушка научила Динару шить, кроить, вязать и вкусно готовить.  Помню, на свадьбе  Клары и Насыра Динара прекрасно пела, всех заставляла танцевать  летку-еньку.
Еще в школьные годы у Динары зародилась мечта о кино.  Чтобы иметь какое-то преимущество при поступлении во ВГИК, она поехала к тете в глубинку — село Чаек Джумгальского района Нарынской области — оканчивать 10 классов.
Провалившись на первом туре во ВГИК,  сказала: «Буду жить еще девяносто девять лет и девяносто девять раз буду сюда поступать!». Судьба не дала ей столь долгой жизни…
Рассказывает Клара Асанова:  «Вернувшись во Фрунзе, она пришла на «Кыргызфильм» и попросилась на любую должность, хоть уборщицей. Взяли ее монтажером. Затем Динара трудилась ассистентом режиссера.  В фильме «Зной»  работала со знаменитой Ларисой Шепитько и снялась в главной роли  в картине «У каждого своя дорога». Через два года она позвонила мне в Москву и сказала, что вновь решила поступать во ВГИК. Я ей посоветовала купить узбекский атлас пестрых расцветок и сшила в ателье модную плиссированную юбку. Когда она сдавала экзамен, народная артистка СССР Тамара Макарова   попросила ее покружиться на каблучке.
Все члены комиссии, в том числе Герасимов, были поражены таким красочным великолепием. Динара не поняла, принята она или нет.  Отправила телеграмму маме, что не поступила.  Всю ночь мы расстраивались, переживали, а утром она дала новую телеграмму маме, что принята на режиссерский факультет. Динара была единственной девушкой на курсе выдающегося мастера кино профессора Михаила Ромма».
Окончив ВГИК, дипломированный режиссер пришла на «Кыргызфильм». Но ее ждало жестокое разочарование. Много лет спустя Марзия Камаловна и Клара со слезами на глазах рассказывали мне обо всех трудностях, что пережила Динара после окончания.  Почти пять лет она не снимала фильмы. По любви вышла замуж за потомственного художника, выпускника ВГИКа Николая Юдина. Родила сына Анвара.  Жила в Подмосковье.  Подружилась с Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой, другими известными людьми.
Ее дарование раскрылось не на «Кыргызфильме», где она перепробовала все профессии. Незаурядность натуры, талант и творческая самобытность раскрылись на студии «Ленфильм».
Тоненькая, хрупкая женщина в очках, с больным сердцем, с маленьким сыном на руках, первая языком кинематографии рассказала о проблемах подростков. Она показала нам наших детей со стороны. Мы были шокированы  — не может быть… Это теперь стали откровенно говорить о детской  и подростковой преступности, колониях для несовершеннолетних, милосердии и сострадании к «трудным» детям.  А тогда она была первой. И потому «шишки», перекрестный огонь…     Но и признание, благодарность.
За тринадцать напряженных лет на «Ленфильме» Динара Асанова создала более десяти фильмов, которые завоевали признание  в СССР и за рубежом. Ее фильмы «Рудольфио», «Не болит голова у дятла» (медаль и диплом лауреата Второго Ленинградского смотра творческой молодежи),  «Ключ без права передачи» (премия  Ленинского комсомола,  дипломы международных фестивалей в Москве, Италии, Югославии). Потом были «Беда», «Жена ушла», «Никудышняя», «Что бы ты выбрал?». В 1980 году ей было присвоено почетное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР».
Картина «Пацаны»  удостоилась Государственной премии СССР в 1985 г.  Фильму «Милый, дорогой, любимый, единственный» был вручен диплом Международного кинофестиваля в Каннах.
Все фильмы Д. Асановой стали событием в кинематографической жизни СССР.  Главная тема ее творчества — исследование внутреннего мира подростка.
«У меня нет времени говорить неправду», — сказала  однажды Динара. Ее фильмы кричащие, задыхающиеся от беспомощности перед равнодушием, душевной заскорузлостью. Смотреть  их тяжело, больно, они заставляют  «душу трудиться», думать: «Кто я и зачем я на этом белом свете?». Очень остро ощущала Динара противоречия времени, что сказываются на судьбах людей, особенно молодежи.  И всегда восставала против нравственной глухоты и бездушия, неуважения к старшим, традициям, детям.
Зная горькую правду жизни, она все-таки любила  ее и верила в людей. В дневниковых записях читаем: «По-моему, не столь важно, кем быть, важно — каким стать. Стать надо Человеком. Это значит — никогда не остудить своего сердца».
Был у Динары интересный замысел — создать коллективный  портрет  женщины-матери  и попытаться разобраться в самом понятии материнства. Сюжет построен на историях нескольких женщин разных социальных групп и возрастов, объединенных одной палатой в роддоме.  Центральное место среди них занимала молодая мать, пытавшаяся отказаться от ребенка. Вот один из сохранившихся рабочих листов:
“Тщательно были подобраны актеры: Машная, Неелова, Федосеева-Шукшина, Соловей, Цыплакова, Лавров, Сокуров, Петренко и другие.
Но руководство Госкино СССР сочло проект неинтересным и неактуальным.  Невнимание к этой проблеме обернулось многими социальными  проблемами, в том числе депопуляцией населения (пик — 1994 год на территории постсоветского пространства, в том числе в Кыргызстане)”.
Просто и проницательно оценил ее творчество Булат Окуджава: «Я  думаю, что все наши нынешние разговоры о том, что мы проворонили юное поколение, что вина лежит на нас самих, что за неправду, которую мы культивировали, расплачиваются наши дети, — все это было предугадано  Динарой Асановой уже тогда.  И набат, прогудевший с ее экрана, гудит и поныне, будоража  наши души  и заставляя задуматься  о предназначении человека».
Известный сценарист, актер и режиссер Валерий Приемыхов, снявшийся во многих фильмах Динары Асановой, писал: «Собственно, благодаря ей я и стал сниматься.  Работать с Динарой  было легко. Хотя она мусульманка, настоящая мусульманка, а я православный, это нам не мешало в творческой работе. Она была непредсказуема.  Динара была не только  талантливой, но и очень мужественной женщиной. Не боялась рисковать, ничего не боялась.  И меня этому учила.  Ей со стороны советовали, как делать правильно, а она все делала неправильно. Динара  —  явление  в нашем кино».
Динара торопилась жить, работать, словно предчувствуя, что ей отпущено мало времени. Ее конкретных планов хватило бы надолго: готовилась снять фильм о джазе, думала над сценарием В. Приемыхова «Взломщик»,  перенести на экран повесть Андрея Платонова «Джан», снять фильм  по своим сказкам, посвятив их сыну Анвару. Мечтой Динары было снять фильм  по произведениям Чингиза Айтматова, о Кыргызстане… Так хотелось всюду успеть.  А тут еще тоска по дому, старенькой маме, любимой сестре, голубому Иссык-Кулю, щедрому  солнцу Киргизии, белым  вершинам  Ала-Тоо…
Жизнь ее оборвалась на взлете. Динара умерла в разгар съемок фильма «Незнакомка», который снимался совместно с английской студией «Эй-Би-Си» на съемочной площадке в Мурманске.
Но судьба ее состоялась. Судьба женщины, судьба матери, судьба большого и честного человека, судьба самобытного художника со своим видением мира.
Динару похоронили на кыргызской земле — в Бишкеке, на Ала-Арчинском кладбище. Улица, на которой находится киностудия «Кыргызфильм», названа именем Динары Асановой.

Кульбюбю  БЕКТУРГАНОВА,

заслуженный деятель
культуры.

 






Добавить комментарий