Main Menu

ПОЛИФОНИЯ НАДЕЖДЫ

В прошлом у хорового искусства в Кыргызстане была непростая судьба: творческие достижения сменялись закрытием профессиональных коллективов без всякой на то причины. В то же время любительское хоровое направление продолжало развиваться, ведь пение, особенно хоровое, совместное, — один из показателей здоровья нации. В возрождении и развитии профессионального хорового исполнительства в независимом Кыргызстане заметная роль принадлежит заслуженному деятелю культуры КР, профессору Айнагуль МУРАТАЛИЕВОЙ.


Каждому представился случай самому, в одиночку, примкнуть к тому, что веками слагалось в трагических заблуждениях и озарениях, и в то же время вместе со всеми, коллективно воспринять Слово, удесятеряющее силу пения от сопричастности к нему множества душ.
Ч. Айтматов

Как усложнять жизнь, учить нас не надо. Но как сделать ее радостной и незабываемой? Один из «рецептов», например,  — хоротерапия, потому что хор — это музыка, сотворчество, общая цель. В хор приходят  разные люди, но случается чудо, и они становятся единым органическим целым. Корни современной хоровой культуры — в народных трудовых песнях, многоголосных женских плачах-кошоках и, конечно, в мировом наследии, которое бережно сохранялось первыми хормейстерами В. Чмелевым, В. Воронцовым, Ч. Жумакановым, Р. Хубларовым, затем О. Абдылдаевым, К. Алиевым, С. Файнштейном и др.
Своим учителем Айнагуль Мураталиева считает основоположника профессиональной хоровой культуры в Кыргызстане народного артиста КР Султана Юсупова: он обратил внимание на девушку с чистым голосом, которая приехала во Фрунзе из Боконбаево, почти не зная нот, но с огромным желанием учиться. Мир музыки открыл юной Айнагуль заведующий отделением музыкального училища Валерий Хаустов, азы сценической культуры — народный артист КР Турсун Уралиев, который вел драмкружок при театре драмы. Айнагуль аккуратно посещала занятия, ее даже пригласили в московский ГИТИС, но внезапно скончался отец и девушка вернулась домой. Однако постепенно росла и крепла фанатическая любовь к искусству,  музыке…

Больше всего меня поразило, какой страстью, каким горением была насыщена мелодия. Я не знал, как это назвать, да и сейчас не знаю — только ли это голос или еще что-то более важное, что исходит из самой души человека, что-то такое, что способно вызвать у другого такое же волнение…
Ч. Айтматов

Еще на студенческой скамье А. Мураталиева создала небольшой хоровой коллектив, затем поступила в хоровую труппу оперного театра и выступала в спектаклях «Айчурек», «Манас», «Евгений Онегин». В 70-х в Кыргызстане еще не было вузовской кафедры хорового дирижирования, и Айнагуль уехала в Россию, в старинный город на Волге. После окончания Астраханской консерватории Мураталиевой предложили работу на выбор — Владикавказ, Волгоград, Душанбе, но она вернулась на родину, преподавала, выступала с концертами. Поступила на заочное отделение аспирантуры Уральской консерватории им. М. Мусоргского в Свердловске.
Во дворце XVIII века, в советское время отданном консерватории, Айнагуль дирижировала «Немецкий реквием» Брамса, «Реквием» Верди, кантату «Памяти Сергея Есенина» и «Курские песни» Свиридова, народные песни… Работала с коллективами, изучила западную и русскую хоровую культуру. С благодарностью вспоминает профессоров консерватории Н. Вольпер, И. Зетеля, Н. Грошикову, имевших большой опыт исполнительской и педагогической деятельности. Среди выпускников Уральской консерватории известные певцы Борис Штоколов, Юрий Гуляев, композитор Людмила Лядова и многие другие. Ее воспитанники успешно работают в филармониях, театрах, консерваториях всего мира, среди них и Айнагуль Мураталиева — первая в Кыргызстане женщина-хормейстер, получившая классическое зарубежное образование.
Затем  она преподавала в музыкальном училище им. М. Куренкеева, в КГИИ им. Б. Бейшеналиевой, Кыргызской национальной консерватории, где под ее руководством начались активные исследования в области методики работы с хором. Ее выпускники дирижируют в Кыргызстане, России, Казахстане, Италии, Германии, Франции. С того дня, когда Айнагуль Кемеловна приступила к педагогической работе, она придерживается одного простого, но важного принципа: помочь молодому музыканту реализоваться в избранной профессии.
— Выпускники — это моя гордость! — говорит Айнагуль Кемеловна. — С годами они преображаются, в них появляется достоинство музыканта. Ведь, если ты владеешь звуком, словно владеешь миром. Голос — понятие высокое…
Ученики А. Мураталиевой пользуются заслуженным авторитетом, у всех свои коллективы: Гульмира Исмаилова работает в Оше, Олеся Цыбина — завотделением музыкального училища им. М. Куренкеева, Ирина Мокробородова — руководитель хора училища, Эльмира Адракаева — руководитель вокального ансамбля училища и 10-й музыкальной школы, Наталья Курганская и Наталья Олейникова — в ДМШ №7, Чолпон Мамытова — в КГМУ им. М. Куренкеева, Раиса Бийлибаева преподает в музыкально-педагогическом колледже им. Т. Эрматова, Ирина Аверкова — в музыкальной школе им. П. Шубина и ДШИ №1 и т. д.
Создать собственное педагогическое направление — труднейшая работа на десятилетия. За 40 лет А. Мураталиева выпустила более 80 хормейстеров, многие из которых отличники учебы, лауреаты конкурсов «Поющие голоса Кыргызстана», «Студенческая весна». Кафедра дирижирования  тоже укреплена молодыми кадрами: это Людмила Ткачева, руководитель оперно-хоровой студии Темирлан Токторбаев, Юлия Остапенко возглавляет кафедру и является главным хормейстером консерватории. Целеустремленные, эрудированные, они буквально живут музыкой.
— Айнагуль Кемеловна создала на кафедре такую атмосферу, что выпускники с удовольствием остаются здесь работать, — говорит Юлия Юрьевна. — Поможет найти золотую середину в отношениях, в трудных случаях окажется рядом. Если она работает в жюри конкурса, ее оценка точная, беспристрастная. Трудоголик, неутомима, полна энергии…
Айнагуль Мураталиева с успехом исполнила ряд хоровых концертных программ с коллективами Телерадиокомпании, музыкальной школы им. М. Абдраева, Института искусств им. Б. Бейшеналиевой. Но особое место в ее творческой деятельности занимает хор Кыргызской национальной консерватории. В истории коллектива немало ярких страниц, у его истоков стояли народные артисты КР Султан Юсупов и Кенеш Алиев, Лев Нисенбаум, заслуженный деятель культуры Кыргызстана Валерий Гумбин. Из хористов впоследствии вышли известные камерные и оперные солисты, народные, эстрадные и рок-певцы.
Коллектив постоянно развивается, приходят молодые кадры. Благодаря решению ректора консерватории народного артиста КР М. Бегалиева, подчеркивает Айнагуль Кемеловна, в нем поют студенты разных специальностей. Сводным хором консерватории и музыкального училища, художественным руководителем которого является А. Мураталиева, исполнены высокие образцы мировой классики — реквиемы Моцарта, Брамса и Форе, мессы Шуберта и Листа, «Кармина Бурана» Орфа, кантата «Иоанн Дамаскин» Танеева. Хор исполняет музыку разных стилей: от фольклора и джаза до барокко, классицизма и современных композиторов, здесь и грузинские, узбекские, таджикские, казахские, туркменские, украинские, балтийские авторы. Нередко это сочинения, впервые исполняемые в нашей стране и даже в СНГ. То, что происходит со слушателями на концертах, можно назвать восхождением к истине, спасительным в нашем несовершенном мире.

…И голоса взлетели. В тишине как бы медленно тронулась с места божественная воздушная колесница со сверкающими ободами и спицами и покатилась по незримым волнам за пределы зала, оставляя за собой долго не стихающий, всякий раз возрождающийся из неисчерпаемых запасов духа торжественный и ликующий след голосов. Эти десятеро пели так самозабвенно, так богодостойно,  быть может, сами того не ведая, что пробуждали в душах высшие порывы, которые редко когда охватывают людей в обыденной жизни, среди постылых забот и суеты…
Ч. Айтматов

В репертуаре хора целая антология хоровых сочинений       отечественных композиторов
М. Абдраева, С. Юсупова, М. Бегалиева, А. Жээнбая, кантаты
К. Молдобасанова, Н. Давлесова, А. Мурзабаева и многих других. Особое внимание уделяется кыргызской народной песне.
— Нацию объединяют язык и песня, поэтому они основа нашего репертуара, — рассказывает
А. Мураталиева. — На концертах и конкурсах наши хористы набираются опыта, к ним приходит понимание того, чего следует добиваться и к чему стремиться. Мы открыты для новых участников и нового репертуара.
Хор консерватории — победитель республиканских фестивалей, а также первый из студенческих хоровых коллективов Кыргызстана, получивший на международном смотре почетное третье место и звание лауреата (конкурс им. А. Жубанова в Актебе, Казахстан).
— На таких форумах видишь, что уровень нашего образования, хорового пения на высоте, — говорит Айнагуль Кемеловна.
К 40-летию творческой деятельности А. Мураталиевой состоялся памятный хоровой концерт ее учеников. За значительный вклад в музыкальную культуру она удостоена почетного звания «Заслуженный деятель культуры Кыргызской Республики».
Мураталиевы — семья, дважды признанная мэрией Бишкека образцовой. Ее глава, народный артист КР, профессор Тентимиш Мураталиевич — директор Кыргызского государственного музыкального училища им. М. Куренкеева, славного своими традициями. Старшая дочь Айжан пошла по родительским стопам, постигала секреты пианистского и органного мастерства в Кыргызской и Казахской консерваториях. После стажировки в Германии гастролирует в Европе.
Эмоциональную открытость, искренность, творческую истовость отмечают в Айнагуль Кемеловне ее коллеги. Ей часто пишут ученики из разных стран, где представляют древнюю хоровую традицию, усвоенную в Кыргызстане, а на родине под управлением ее учеников звучат «поющие голоса». Своей демократичностью хоровое искусство привлекает сотни любителей музыки.
— Хоровое искусство интернационально, — убеждена А. Мураталиева. — В мире сейчас кризис, и не только в экономике: люди испытывают острый духовный голод. Мы приобщаем их  к песенной культуре, ведь музыка — это соприкосновение с лучшим, что есть на Земле.

Да разве же постыдно петь, когда поется, да разве же любить постыдно, когда любовь приходит, ниспосланная Богом на веку?
Ч. Айтматов

Екатерина ЛУЗАНОВА,
кандидат искусствоведения,
заслуженный деятель
культуры КР.






Добавить комментарий