Main Menu

СИМВОЛ НАРОДНОЙ МУЗЫКИ — Карамолдо Орозову — 130 лет

Музыкальная культура дооктябрьского Кыргызстана неизменно связана с творчеством акынов, ырчи, манасчи  и инструменталистов, воплощающих собой вековую мудрость и талант народа. Ни одно научное определение с такой ясностью и наглядностью не отражает специфику кыргызской музыкальной культуры прошлого, как сами творения многих поколений этих мастеров. Созданные ими образцы эпического, акынского, песенного и инструментального творчества несут в себе многое: законченность и лаконизм форм, строгую логику конструктивного замысла, философское и эстетическое осмысление мироздания. Они с полным правом могут быть  названы символами музыкального искусства Кыргызстана. Особое место принадлежит комузистам, среди которых  одним из первых с полным правом можно назвать имя выдающегося музыканта-исполнителя Карамолдо Орозова, чье 130-летие со дня рождения широко отмечает творческая общественность страны.

Замечательный композитор и музыкант-исполнитель, один из тех, кто внес огромный вклад в развитие национального искусства, Карамолдо Орозов родился в 1883 году в селе Корумду на Иссык-Куле. Он  одним из первых создал при Киргосфилармонии ансамбль комузистов. Известный музыкант и исследователь кыргызской музыкальной культуры А.Затаевич записал более 30 мелодий  Карамолдо. Им созданы мелодии «Камбаркан», «Кокой кисти», «Сынган бугу», «Тайкмаза», «Насыйкат», » Ибарат», «Чон кербез», «Шайир камбаркан» и другие, которые стали национальной музыкальной классикой кыргызского народа.
За выдающийся вклад в развитие национального искусства К. Орозову  присвоено почетное звание народного артиста Киргизской ССР. Он  удостоен орденов «Знак Почета» и Трудового Красного Знамени, почетных грамот Киргизской ССР, неоднократно избирался депутатом  Верховного Совета Киргизии. Великий музыкант работал в оркестре Кыргызского государственного театра с 1931-го по 1936 год. Затем с 1936 года и до конца жизни был солистом оркестра народных инструментов Кыргызской государственной филармонии  имени Т.Сатылганова, с 1958-го по 1960 год преподавал во Фрунзенском музыкальном училище имени М.Куренкеева. Его имя присвоено Государственному  оркестру народных инструментов, музыкальной школе в Нарыне и одной из столичных улиц.
Годы творческой деятельности в Кыргызском государственном оркестре народных инструментов, которому впоследствии в 1960 году было присвоено имя  К. Орозова, были самыми плодотворными в исполнительской и композиторской карьере  музыканта. Заслуженный коллектив Киргизской ССР, этот оркестр, созданный по инициативе прекрасного музыканта, композитора и педагога, народного артиста Киргизии Петра Шубина, собрал в своем составе многих знаковых личностей национального искусства. Для организации оркестра из всех сел и айылов республики были приглашены лучшие народные музыканты: комузисты, кыякисты, чоористы, певцы и манасчи. Среди первых двадцати музыкантов, составивших костяк художественного коллектива, помимо К. Орозова, были М. Куренкеев, А. Огонбаев, М. Баетов, Ш. Термечиков, К. Акиев, М. Мусулманкулов, А. Усенбаев и Ы. Туманов. Музыкальную основу оркестра составляли комуз и кыяк, в мастерских Москвы и Алматы специально для коллектива была осуществлена их реконструкция. На базе трехструнного щипкового комуза была создана целая группа инструментов, соответствующая балалаечной  группе русского народного оркестра.  Трехструнный кыяк послужил основой  для создания смычковых инструментов, соответствующих струнной группе симфонического оркестра. Обновление струнных оркестровых  групп позволило коллективу наряду с национальным репертуаром  успешно исполнять произведения русской и зарубежной классики.
Уже в первые годы существования оркестра его концертный репертуар содержал около 70 наименований значительных произведений. Большинство их  представляло собой обработки для оркестра, выполненные его руководителем П.Шубиным. Это были инструментальные пьесы К. Орозова, Т. Сатылганова, М, Куренкеева, песни А. Малдыбаева, А. Огонбаева, М. Баетова. В последующие годы для оркестра написали свои произведения известные композиторы В. Власов, В. Фере и М. Чемберджи. В годы Великой Отечественной многие участники оркестра ушли на фронт, а лучшие из старейших музыкантов объединились в самостоятельную отдельную группу солистов, куда входил и К. Орозов. Программы их выступлений были насыщены произведениями патриотической тематики, песнями советских композиторов и местных авторов.
В начале 50-х годов прошлого столетия в столичном музыкальном училище имени М.Куренкеева открылось отделение народных инструментов. Пополнение коллектива квалифицированными музыкантами, которых воспитали К.Орозов и его коллеги по оркестру, ставшими ведущими педагогами училища, было важным шагом к дальнейшему повышению его музыкального уровня, технического и художественного мастерства его исполнительского состава. Карамолдо Орозов и другие известные музыканты оркестра помогли создать в нем хорошую творческую школу и воспитать плеяду значительных представителей национального музыкального искусства. Из стен училища вышли такие выдающиеся композиторы, как К. Молдобасанов, Э. Джумабаев и другие. В конце 60-х годов, когда в нем играл К. Орозов,  орекстр составляли  60 профессиональных музыкантов. Его коллектив побывал во всех уголках республики и представлял  национальное искусство на фестивалях, смотрах, декадах  в Москве и  многих городах СССР.
Изучению важнейших черт исполнительского мастерства К.Орозова посвящены целые исследования. Оно велось в контексте с особенностями эпохи, в которой жил музыкант. Это позволило не только рассмотреть стиль игры К.Орозова в тесной связи с развитием образности, но и обрисовать целостную картину функционирования искусства кюу в реальной музыкальной действительности. Инструментальные композиции (кюу) из репертуара комуза свидетельствуют, что на протяжении многих столетий музыка кыргызов, все больше и больше освобождаясь от прикладных функций, постепенно осваивала более глубокие и абстрактные идеи и образы. Многообразно воздействуя на мысли и чувства, волю и воображение национальных слушателей, они пособствовали формированию и преобразованию их духовного мира. Именно репертуар комуза и виртуозное исполнение  его такими прекрасными исполнителями, как К. Орозов, свидетельствует, что народное музыкальное искусство кыргызов отличает не только богатый и своеобразный репертуар, но и профессиональная музыка изустной традиции — искусство комузчи.
Черты бесписьменного  профессионализма кыргызской инструментальной музыки — кюу (особенно для комуза) — можно проследить на эстетическом, социологическом и собственно музыкально-структурном уровнях. Это искусство выражает лирико-философские концепции эпохи, отражает специфику художественного мышления его создателей и предназначено оно для слушания. Игра на инструменте для комузчу была основным источником средств к существованию (такова деятельность Т. Сатылганова, К. Орозова, Н.Борошева, М.Куренкеева и других). Одна из существенных черт этого искусства — объединение творца и исполнителя в лице комузчу.
Исполнительское искусство комузистов имеет богатую и глубоко своеобразную традицию, уходящую своими корнями в глубь веков. Оно прошло сложный и, естественно, не прямолинейный путь эволюционного развития. Считается, что творческое лицо любого комузиста определяется его принадлежностью к так называемым эстрадно-виртуозным или строго-сдержанным народным школам игры. У представителей первой школы в наличии превосходная техника пальцев левой руки, отличные навыки в использовании разнообразной фактуры инструмента, виртуозное умение блеснуть исполнительским темпераментом и богатыми внешне-эффектными приемами звукоизвлечения.
Один из ярких представителей этой школы А.Огонбаев завоевал первую премию на Всесоюзном конкурсе исполнителей-инструменталистов в 1939 году в Москве. Карамолдо Орозов принадлежал ко второй народно-исполнительской школе игры, которой были присущи органичное сочетание всех компонентов художественно-выразительных средств, их отшлифованность и уравновешенность. Это можно было заметить и в осанке, и в выражении лица великого комузчу, и  особенно в его глубоко содержательном репертуаре, направленном на раскрытие внутренней красоты исполняемых им кюу.  В том же 1939 году К.Орозов  также стал лауреатом премии Всесоюзного смотра исполнителей на народных инструментах в Москве.
В искусстве кюу взаимосвязь инструмента и его продукции  — инструментальной музыки — предстает как эволюция музыкального мышления, направленная на усовершенствование исполнительской техники. В свете этого становится понятным и ясным многое в исполнительской манере кыргызских  комузистов, и в первую очередь Т. Сатылганова, М. Куренкеева А. Огонбаева, А. Эшмамбетова и, разумеется, К.Орозова, являющихся корифеями однопозиционных и традиционных композиций. В частности, Карамолдо Орозов положил начало внепозиционному или свободно-пассажному стилю игры на комузе. Если сравнить с кем-то его исполнительский стиль, то напрашиваются параллели с европейским скрипичным искусством, которое также прошло путь от однопозиционного стиля игры через ступенчато-позиционный к свободно-пассажному стилю, присущему К. Орозову, и который, как мы знаем, был блестяще реализован в гениальной игре Н.Паганини.
Каждый комузист и инструменталист по-своему неповторим и индивидуален, какой бы стиль игры он не представлял. И все же, каждый из них в чем-то особенно уникален. Выдающееся исполнительское мастерство К. Орозова отличалось многообразием приемов художественной выразительности, богатством содержания, глубокой логичностью структурных схем, красочной техникой игры, разнообразием штрихов и приемов звукоизвлечения. Его замечательное творчество, будучи важнейшей частью национальной культуры, ее классическим наследием, в то же  время представляет собой живое, развивающееся искусство, обладающее огромной силой эмоционального воздействия. Таковы яркие инструментальные ходы Орозова-солиста  в знаменитом «Камбаркане Сынган-Бугу» и «Терме Камбаркане», его виртуозные пассажные переходы в «Жаш кербезе», вносящие свежую струю в традиционный тематизм классических народных кербезов и камбарканов. Бесспорно, что именно в свободно-пассажном стиле игры, реализованном великим К.Орозовым, нам видится залог будущего, еще более высокого расцвета кюу и исполнительского мастерства национальных комузистов. И в этом выдающаяся роль и  непреложная заслуга нашего  уважаемого народного маэстро — Карамолдо Орозова!

Сагыналы СУБАНАЛИЕВ, заслуженный деятель
культуры КР, профессор.






Добавить комментарий