Main Menu

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ФЛАГМАН РЕСПУБЛИКИ Кыргызскому национальному информационному агентству «Кабар» — 75 лет!

Общественность страны отмечает знаковое событие в культурной жизни — 75-летие КНИА «Кабар» — одной из старейших новостных служб Центральной Азии  и пространства СНГ. «Кабар» сыграл важную роль в становлении кыргызской государственности, его профессиональная биография тесно связана с биографией республики. Собранные воедино материалы, выпущенные по его каналам, могут стать замечательной летописью Кыргызстана.
В канун юбилейной даты  мы беседуем с генеральным директором агентства Кубаном Абдыменовичем ТААБАЛДИЕВЫМ.

— Кубан Абдыменович, 75 лет — это хороший период со своей историей, откуда ее ведет «Кабар»? 
— В 1936 году  мы стали Киргизской ССР. В том же году республика получила все атрибуты государственности: флаг, герб, гимн. И уже в январе 1937-го на заседании   Совнарком СССР поручил нашему Совнаркому совместно с ТАСС создать в республике полноценное информационное агентство как  представительство ТАСС во Фрунзе, и назвали его КирТАГ. Оно начало работать и было в составе ТАСС до 1991 года. Первым директором агентства назначили Михаила Морозова, до этого он трудился  в Киргизии собкором  ТАСС. В первом составе было 15 сотрудников. Два года они проработали в разных помещениях, собирали информацию и передавали в ТАСС. В 1939 году построили  здание на улице Советской, где до сих размещается часть наших служб. До Великой Отечественной войны агентством продолжал руководить М. Морозов. Потом сменились еще  трое руководителей, которые назначались Москвой. А в 1958 году агентство возглавил первый директор, назначенный местной властью, — Аскар Сопиев. Он простоял  у руля КирТАГа 14 лет до 1972-м, когда ему на смену пришел Токтосун Иманалиев, который  возглавлял  информагентство до выхода на пенсию. В годы перестройки, с 1986 года, КирТАГом руководил Сталбек Усупов. А в 1992-м после развала Союза, пошла целая волна изменений и директором назначили первого пресс-секретаря Президента КР Акбара Рыскулова. При нем изменилось название агентства, и с тех пор «Кабар»  является официальным информационным органом. В 1995 году его из государственного  преобразовали в национальное, то есть из подчинения правительства передали под эгиду Президента КР.

— А как началось ваше сотрудничество в агентстве?
— Я пришел сюда впервые в 1998 году после окончания своего контракта с Би-би-си. Руководил агентством по 2006 год,  до прихода к власти       К. Бакиева, когда меня, что называется, «ушли». Вернулся уже после Апрельской революции в феврале 2011 года.

— Какова сейчас организационная структура «Кабара»?
— У нас  работают 5 отделов:  общей информации, охватывающий все события в республике, переводов, аналитический, технический и южный отдел. Он был создан в Оше в 1999 году, трудятся там 4 человека. Самые мощные отделы — общей информации и технический. Мы имеем сейчас возможность ежедневно передавать до 200 информационных материалов, основная часть — это новости, затем идут видеоматериалы и переводные. Сегодня наши ежедневные пресс-конференции мы можем транслировать в режиме он-лайн. Все журналисты в СМИ могут включить Интернет и посмотреть, как они проходят.

— Главная задача, которую решает ваше агентство?
— Это распространение официальной позиции правительства, парламента, Президента КР по вопросам внешней и внутренней политики. Мы рассказываем о том, куда движется страна, представляем  взгляд на ее главные события, проблемы, чтобы в мире знали Кыргызстан. Считаю, что с этим мы успешно справляемся. Но есть  проблема — пока еще уступаем  частным агентствам с точки зрения оперативности, поскольку они зачастую выдают пользователям не проверенную тщательно информацию, получая ее из неподтвержденных каналов. Наше отличие от них состоит  в том, что информацию обо  всех важных событиях, касающихся республики, мы выставляем только после подтверждения, все сообщения частных агентств перепроверяют через нас.

— Есть ли при этом цензура?
— Как таковых цензурных моментов практически нет. Раньше это было, даже во время правления Акаева, когда мы не могли ни семью затронуть, ни ведущих провластных чиновников, уже не говорю про советское время, когда существовало жесткое табу даже на какие-то идеологические разногласия. Сейчас наша единственная проблема в том, чтобы мы не стали источником  непроверенной информации, которая нанесла бы вред Кыргызстану, ведь нас весь мир читает.

— Сколько пользователей посещают ваш сайт в сутки?
— Статистика  может быть разной в зависимости от оценок различных статистических сайтов. А так  в день мы имеем около четырех тысяч уникальных посетителей. Каждый из них может заходить к нам по нескольку раз. Поэтому в месяц получается где-то до 80 тысяч посещений.

— С кем сегодня сотрудничает «Кабар»?
— Мы работаем в этом формате на основе двусторонних соглашений. Самое последнее заключили в этом году с российским агентством РИА-Новости. Мы являемся членами Организации информационных агентств стран Азии и Тихоокеанского региона, куда входят новостные структуры порядка 40 государств. «Кабар» состоит  в Информационном совете СНГ, и мы  регулярно обмениваемся  информацией со всеми  агентствами  государств Содружества. Здесь исходим из того, что из происходящего в этих странах вызывает интерес в республике. Допустим, события в арабских государствах, происходящее в Грузии или у наших прямых соседей. И тогда выставляем новости, поступившие из-за рубежа, у себя. Делаем это не потому, что информацию  нам прислали, например, с Украины, а поскольку  знаем суть самих событий. Зарубежных собкоров у нас нет, за исключением Ташкента, где имеем внештатного корреспондента, который регулярно передает нам новости.

— Раньше бытовало такое понятие, как «лаконичная строка ТАСС», а что бы вы назвали кабаровской строкой, кабаровским  информационным стилем, что ли? 
— Самое главное наше отличие в том, что ни одна новость, которая пишется агентством, не идет без ссылки на конкретный источник, мы его обязательно указываем. А не пишем, скажем, по данным «из неподтвержденного или неофициального источника». Всегда называем конкретные, определенные имена, фамилии, организации и учреждения.  По стилю подачи новостей особых отличий, наверное, нет. В этом плане даже печатные издания переходят на более лаконичную подачу своих материалов, а на информационных сайтах длинные сообщения уже популярности практически не имеют. Сегодня спрос на  социальные  сети. Раньше мы этот момент недооценивали, а сейчас наши сотрудники имеют регистрацию на конкретном сайте, допустим, в сети «Твиттер», и выставляют туда интересные материалы «Кабара» от своего имени. И уже его читатели узнают их и передают дальше. Скажем, информацию об аресте М. Бакиева «Кабар» первый передал, а потом уже пошло- поехало по остальным страничкам.
У нас есть и телевизионная программа «Тыянак», поскольку информационное агентство — это мультимедийное средство, а значит,  должно быть все. Мы к этому давно стремились, и когда я пришел сюда, мы открыли телестудию. Она, правда, раньше работала, но выставляла только видеоматериалы с наших пресс-конференций. Сейчас  начали целенаправленно готовить обзор событий за неделю с комментариями и пояснениями экспертов-аналитиков. Студия уже больше года выходит в эфир в Иссык-Кульской, Ошской, Джалал-Абадской областях и Бишкеке — «Эхо Манаса». Сейчас у нас  готовы брать видеоматериалы в Таласе, Нарыне и Чуйской области, то есть практически шесть регионов  охватили, и на перспективу остается Баткен.

— Как изменилась материально-техническая база агентства, соответствует ли она современным техническим стандартам?
— Разумеется, иначе было бы просто бессмысленно работать. Мы даже сайт ежегодно стараемся обновлять, чтобы он открывался в соседних странах и их пользователи легко его находили. Существует в новых современных информационных продуктах такое понятие, как «движок» программ сайта: если он  слабый, то медленно качает, а с быстрым сайт сразу открывается. У наших агентств —  АКИпресс, «24.kg» — сайты быстро открываются, и у них в других странах имеется зеркальное отображение. У нас, к сожалению, такого пока нет, мы агентство бюджетное, и средств  на техническое развитие и обновление базы не хватает. От рекламы поступления мизерные. У нас государственный статус, и рекламодатели, которые хотят получать информационные услуги и публиковать то, что они хотели бы сами, не считаясь с нашей позицией, идут к нам неохотно. Пока в достаточной степени технически не можем вооружить и журналистов. Не хватает ноутбуков, правда, в самых оперативных случаях они ими обеспечиваются.

— Как вы отбираете творческие кадры, где сотрудников ищете?
— Агентство в кадровом плане очень обновилось, пришли молодые, азартные и амбициозные ребята. Правда, набравшись опыта, иногда уходят, недавно одна журналистка ушла в пресс-службу премьер-министра, кого-то завлек больший заработок в других СМИ, но в основном кадры у нас стабильные. На практику в «Кабар» приходят из разных вузов, где готовят журналистов, с пятью университетами у нас налажены регулярные контакты. Студенты КНУ, БГУ, КРСУ, КГТУ и КТУ «Манас» стажируются каждый год, лучших из них привлекаем к сотрудничеству еще со студенческой скамьи.

— Какова сегодня творческая  стратегия агентства?
— Сейчас мы делаем акцент на показ  успехов Кыргызстана, не просто освещаем политические события, которые тормозят развитие, а рассказываем, что конкретно у нас сделано. Однако жизнь вносит коррективы, и пропускать такие негативные события, как, скажем, митинг, организованный партией «Ата-Журт», мы, конечно же, не можем. И вот  в такое непростое время важно найти в жизни страны позитивные моменты и поднять внимание к Кыргызстану не как к стране постоянных революций, а поднять его престиж. Допустим, написать о соглашениях, достигнутых с Россией по энергетическим проблемам, строительству гидрокаскада. Показать, что это перспективные вещи и республика в этом может достичь немало позитивных результатов. Так же, скажем, как проанализировать отношения Президента А. Атамбаева с руководством Турции, Азербайджана, Казахстана. Это  позитивные моменты, которые необходимо доносить до людей, и в первую очередь о зарубежной аудитории.

— Поделитесь будущими планами деятельности «Кабара». 
— После проведения юбилея начнем оказывать новые информационные услуги, которые позволят укрепить наши позиции в финансовом отношении. В первую очередь  должны войти в государственную информационную структуру, которая позволит усилить  использование электронного правительства. Мы хотим быть на первом месте в этом отношении среди СМИ, но сделать это без поддержки тех структур, кто все определяет, не сможем. Необходимо полностью обновить свой компьютерный парк, чтобы в техническом смысле мы были оснащены не хуже, чем другие информагентства, продолжили  развивать мультимедийные проекты. «Тыянак» и использование социальных сетей — это только наши первые ласточки. Теперь на очереди стоит использование новых технологий, чтобы пресс-конференции выпускать в эфир в онлайн-режиме не только в нашем пресс-зале, но и в «Белом доме», Доме правительства, в министерствах или других местах.

— Вы к юбилею проводите международную конференцию «Современные проблемы СМИ и особенности работы информагентств КР», какие цели стоят за этим?
— Этот форум, посвященный юбилею агентства, будет состоять из двух частей. Первая даст свое определение универсального понятия, что такое СМИ, позволит обсудить мировые тенденции в информационных технологиях и послушать наших приглашенных гостей, а приедут они из семи государств, это те, кто уже дал подтверждение. Вторая часть —  диалог на тему о роли всех информационных агентств в разрезе событий, происходящих в Кыргызстане. Полагаю, что на форуме состоится интересный и продуктивный разговор на эту весьма волнующую журналистское сообщество тему.

Беседовал
Александр ШЕПЕЛЕНКО.

 






Добавить комментарий