Main Menu

Не стать игрушкой в руках политиков — призывают проблемных заемщиков банкиры

В начале октября по  республике прокатилась волна митингов клиентов  микрофинансовых учреждений. Они требовали  списать  долги, снизить комиссионные, не начислять пени,  вернуть заложенное имущество и даже погасить задолженность по выданным кредитам за счет бюджета. Вопиющая финансовая неграмотность: где это видано, чтобы  налогоплательщики (бюджет наш и так небогат) расплачивались за неумение коммерсантов рационально вести бизнес,  рассчитывать свои доходы и траты, предусматривать  риски?

Люди  вели себя агрессивно,  пытались ворваться в здание  МКК «Финка», митинговали возле «Мол Булака» и “Айыл Банка”; стремление разрешить проблемы путем переговоров ни к чему не привело. Толпа не шла на контакт, явно набирая кому-то политические дивиденды. К митингующим в парке Горького выходил председатель МФК «Финансовая группа «Компаньон» Уланбек Термечиков, от диалога с руководителем кредитного учреждения митингующие наотрез отказались.
Стало ясно: выполнение необоснованных требований может дестабилизировать микрокредитный рынок, привести к его развалу. По словам представителя Ассоциации микрофинансовых организаций Гульнары Шамшиевой, митингующих использовали в своих целях политические партии, иначе как расценить отказ от предлагаемого сотрудничества? Ведь толпа так и не представила списки должников, их фамилии, выписки по счетам и кредитные соглашения. Результаты проверок деятельности МФК надзорным органом не дали результатов, никаких нарушений законов и нормативных документов НБКР не обнаружено.
Ссылки на известные события 2010 года, на разрушенные в ходе беспорядков фирмы беспочвенны. Вспомним то тревожное время: по просьбе правительства банковские и микрокредитные учреждения пошли навстречу своим клиентам, пролонгировали сроки погашения процентов и основных сумм, часть долгов списали, к положению заемщиков в каждом конкретном случае подошли индивидуально. Рассмотрели 520 заявлений, списки потерпевших утверждала специально созданная межведомственная комиссия.
Однако кое-кто воспользовался поддержкой  в своих корыстных интересах. Если сейчас не проявить твердость и пойти на поводу у недобросовестных заемщиков, то другие тоже могут последовать их примеру, поступив аналогично, — выйдут с протестами на улицу. Тогда возникнут массовые неплатежи, мы просто обрушим свой рынок.
Сегодня не охваченных помощью коммерсантов, пострадавших в Бишкеке в апреле и июне 2010 года в Оше, не осталось; их проблемы с выплатами кредитов давно урегулированы, за исключением разве что тех, кого в тот период не оказалось в республике, люди могли выехать на заработки в Казахстан или Россию.
С начала 2012 года в Нацбанк обратилось около 500 заемщиков, у которых возникли проблемы с выплатами кредитов. Все заявки рассмотрены, ни один случай не остался без внимания, заверили в НБКР.
Сотрудники главного надзорного органа страны считают требования митингующих необоснованными. Их единственная цель — не возвращать полученные кредиты, игнорируя вступившие в силу решения судов. Подобное поведение, по мнению экспертов, не способствует решению их проблем, а создает дополнительный негативный прецедент.
В Кыргызстане, кроме зарегистрированнных микрофинансовых учреждений, обслуживающих более 400 тысяч клиентов, существуют частные компании-ростовщики, деятельность которых никем не регулируется. У них процентная ставка по кредитам высокая — достигает 30-40% ежемесячно, это как минимум 260% в год. Авантюристы обещали быстро, за один день, оформить кредит, брали в залог имущество, а затем находили различные методы возврата кредитов.
У большинства МФО в нашей республике капиталы заемные, донорские, их необходимо возвращать. Перекредитование вылилось в огромную проблему. Дело в том, что в Кыргызстане отсутствует единая база данных по заемщикам микрокредитных компаний. Начальник отдела внешнего надзора за небанковскими финансовыми учреждениями Национального банка Нурлан Ибраев  решение проблемы видит в совершенствовании законодательства, создании специального информационного бюро и повышении финансовой грамотности населения.
— Президенту уже направлено соответствующее письмо с предложением  разработать национальную программу повышения финансовой грамотности населения, создать межведомственную рабочую группу, в которую должны войти и представители гражданского сектора, — говорит Н. Ибраев. — Она-то и выработает правила предотвращения чрезмерной задолженности клиентов; это дело не одного дня, предстоит масштабная работа с заемщиками.
Кроме того, при технической поддержке Международной финансовой корпорации готовится законопроект «Об обмене кредитной информацией». После его принятия депутатами Жогорку Кенеша сведения о заемщиках микрокредитных компаний, в том числе проблемных, соберут в едином бюро.
Уже есть кое-какие подвижки. Постановлением правления Нацбанка с сентября текущего года внесены изменения и дополнения в правовые документы, регулирующие дальнейшую деятельность микрофинансовых компаний. Так, для устойчивости и стабильности МФО повышены требования к минимальному размеру уставного капитала для вновь создаваемых микрокредитных учреждений. Для тех, кто не привлекает депозиты физических и юридических лиц, планка поднята до 55 млн. сомов, а для работающих с депозитами требуется 100 млн. сомов уставного капитала. Напомним читателям, что раньше достаточно было иметь всего 100 тысяч сомов. Нынешнему заявленному уровню должны соответствовать все МФО в нашей стране.
— Для защиты прав потребителей финансовых услуг, повышения доверия населения к банковской системе мы готовим законопроект о введении в стране института досудебного урегулирования споров, рассмотрения жалоб и претензий заемщиков. Разрабатывается законопроект о финансовом омбудсмене, который и займется проблемными заемщиками, — сообщил Н. Ибраев.
Рынок кредитования в нашей стране, включая динамично развивающийся микрокредитный, измеряется сегодня 50 млрд. сомов. Финансовыми услугами пользуются 800 тысяч кыргызстанцев, проблемные заемщики составляют совсем малую долю: менее одного процента, так что погоды эти люди не делают, разве что поднимают беспричинно шум, выполняя чью-то волю. Как показывает практика, большая часть заемщиков банков и микрокредитных учреждений аккуратно выполняет взятые на себя обязательства, прописанные в договорах с кредитными учреждениями.
Кстати, Нацбанк всего лишь регулирует и осуществляет надзор за банковским и небанковским финансовыми секторами. Он не имеет права вмешиваться во внутренние дела бизнесменов, а лишь следит за надлежащим исполнением законов и нормативов НБКР. Пересматривать условия погашения кредитов вправе лишь те, кто выдавал деньги.
К примеру, генеральный директор ЗАО «Микрокредитная компания «ФИНКА» Махмуд Саидахматов всегда готов к диалогу со своими клиентами, он намерен продолжать работать с заемщиками, которые действительно испытывают в настоящее время трудности при обслуживании кредита.
— Нас и наших клиентов связывают обязательства в рамках кредитных договоров, — объяснил он корреспонденту «СК». — Поэтому все вопросы по условиям предоставления заемных сумм, изменению графиков их погашения обсуждаем с каждым клиентом индивидуально. Никакие посредники в лице комитетов по защите проблемных заемщиков или другие частные лица не могут повлиять на наши  правовые отношения с клиентами, установленные законодательством. По закону допускается сотрудничество компании только непосредственно с клиентом или с его доверенным лицом.
Заметим: в общей толпе, митинговавшей у здания ФИНКИ, были и те, кто когда-то уже испытывал трудности с погашением взятого кредита. На основе письменных заявлений им пошли навстречу, пролонгировали сроки возврата взятых кредитов, приняли меры по реструктуризации долгов, списанию штрафов и т. д.
ФИНКА приглашает на собеседование тех, у кого действительно возникли проблемы с обслуживанием долга, мы всегда найдем с ними общий язык, — заверил Махмуд Саидахматов .

Галина ЛУНЕВА.

 






Добавить комментарий