Main Menu

Раунд второй — Московский

Новый министр иностранных дел —  об итогах визита Владимира Путина в Кыргызстан  и о своих  предстоящих переговорах с  Сергеем Лавровым

Знакомьтесь: Эрлан Абдылдаев

Назначен Указом  Президента от  6 сентября. Возраст — 46 лет. Профессиональный дипломат: за плечами  МГИМО.
В конце 80-х работал референтом в Управлении социалистических стран МИДа СССР, позже — атташе, третьим секретарем посольства СССР, а затем — посольства Российской Федерации в Китае.
С  1994 года трудится в Кыргызстане: референтом, консультантом-экспертом международного отдела администрации Президента, первым заместителем министра иностранных дел, послом КР в Китае и по совместительству — в Монголии, Сингапуре и Таиланде. С  2005-го — эксперт Института общественной политики, с 2007 года и  до последнего назначения — директор Института по освещению войны и мира в Кыргызстане.
Владеет, кроме кыргызского и русского, китайским и английским языками.

—  Эрлан Бекешович, в зарубежных СМИ высказываются различные комментарии в связи с договоренностями между Кыргызстаном и Россией, достигнутыми во время недавнего визита Президента В. Путина в нашу страну. Причем нередко диаметрально противоположные. Например, один из казахстанских политологов считает, что Россия пошла на уступки, простив многомиллионный долг и согласившись строить ГЭС в обмен на создание на территории КР Объединенной военной базы. Другие пишут, что, напротив, Кыргызстан расплатился за погашение долга правом управления своей долей в энергопроектах и согласием на то, чтобы военные объекты России продолжали размещаться на его земле. Есть ли доля правды в этих комментариях?
— В ходе визита Владимира Владимировича Путина  удалось обсудить все накопившиеся за десятилетия вопросы. Анализ состоявшихся переговоров показывает, что обе стороны основательно подошли к разговору о проблемах, которые, как казалось, были труднореализуемыми. При этом необходимо отметить, что наблюдатели и эксперты назвали визит российского Президента  настоящим прорывом в отношениях двух государств.
Несмотря на вызванный в СМИ широкий резонанс и различные комментарии, очевидно одно — реализация достигнутых договоренностей будет способствовать углублению двустороннего политического диалога, экономическому развитию и поддержанию энергетической безопасности, а также отвечает интересам Кыргызстана.

— Как вы прокомментируете точку зрения заместителя генерального директора Центра изучения стран СНГ при МГУ Александра Караваева:  «Я не удивлюсь, если через полгода-год или к 2015 году (после которого вступает в силу подписанное соглашение о пролонгации российской военной базы) вдруг возникнут некоторые новые пожелания Бишкека, которые изменят смысл договоренностей. В этом не будет ничего неожиданного. Душанбе, Ташкент, Астана в какой-то степени ведут себя приблизительно одинаково — добиваются инвестиций, каких-то преференций и выгод, а на следующем этапе пытаются пересмотреть соглашения опять же в свою пользу».
— Повторюсь, реализация недавно подписанных документов позволит вывести кыргызско-российское стратегическое сотрудничество на качественно новый уровень с долгосрочной перспективой.
Относительно соблюдения  достигнутых договоренностей хотел бы отметить, что Кыргызстан как надежный и последовательный союзник России остается приверженцем всех соглашений, заключенных с ней.

— В ходе визита обе стороны заявили, что в 2012-м  товарооборот между нашими странами увеличился на 45% по сравнению с прошлым годом. Хотелось бы знать, за счет каких товаров и если говорить о Кыргызстане, то что преобладает — экспорт или импорт?
— Действительно, Россия является нашим  ведущим торговым и экономическим партнером. В структуре  внешней торговли она стабильно входит в первую десятку основных партнеров, а на пространстве СНГ традиционно занимает первое место. Удельный вес России — около 30% от общего товарооборота республики.
Внешнеторговый товарооборот Кыргызстана с РФ  за I полугодие текущего года составил $907,4 млн. Импорт из нее —  $787,4 млн. (рост на 43,7%), экспорт — $120 млн. (снижение на 11,6%).
Мы по-прежнему импортируем нефтепродукты, продтовары (рыбу и рыбтовары, жиры и продукты их расщепления, молокопродукты, какао и продукты из него, напитки, разные пищевые продукты), машины и оборудование, черный металл и изделия из него. В свою очередь в Россию поставляются фрукты и овощи, табак и хлопок, а также продукция легкой промышленности.

— Представляется очень важным обещание России продолжить в лице «Росатома» помогать Кыргызстану в рекультивации территорий, загрязненных в свое время уранодобывающими производствами. В том числе  в рамках Межгосударственной целевой программы ЕврАзЭС. Вы могли бы рассказать, что конкретно предусматривает эта  малоизвестная  программа?
— Межгосударственная целевая программа «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств» была одобрена 5 апреля этого года решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав правительств).
Она рассчитана на  2013-2018 годы. Главный разработчик  — государственная корпорация «Росатом». Основная  цель программы — реализация пилотного проекта по рекультивации территорий Кыргызстана и Таджикистана. Речь идет о снижении рисков возникновения чрезвычайных ситуаций с радиоэкологическими последствиями, об отработке средств и технологий рекультивационных работ и обеспечении безопасных условий проживания и социальной реабилитации населения. Планируется рекультивировать  два объекта в нашей республике и один  в Таджикистане. Они не только представляют опасность для здоровья населения, но и являются источниками потенциальной трансграничной экологической угрозы для всего Центральноазиатского региона.
Должен подчеркнуть, что обеспечение безопасности людей и охрана  окружающей среды от негативного воздействия  многочисленных хвостохранилищ, которые находятся на территории  Кыргызстана, является одной из приоритетных задач нашего государства. Оно активнее всех в регионе старается привлечь внимание мира к этой проблеме.
В частности, в республике совместно с ПРООН реализуется проект «Окружающая среда и безопасность». Его задача — координировать  усилия по разработке проектов и мобилизации  ресурсов для устойчивого управления радиоактивными отходами в Центральной Азии.  Такое решение принято в 2009 году международной конференцией высокого уровня в Женеве по проблеме урановых хвостохранилищ в странах региона. Как известно, этот форум был инициирован Кыргызстаном и поддержан ПРООН и другими международными организациями.  Сейчас завершается подготовка проектных предложений по  наиболее приоритетным объектам с одновременным поиском  доноров.

— Хотя оба президента заявили о том, что тема военной базы США и вообще американского военного присутствия в Кыргызстане не обсуждалась в ходе переговоров, однако ясно, что сей пункт имеет весьма важное  значение в наших взаимоотношениях. Это видно и по тому, что ему уделен целый абзац в совместном заявлении. Вы согласны?
— Действительно, вопрос о базе США и об американском военном присутствии  не обсуждался. Что касается Совместного заявления глав государств, то его 9-й пункт  гласит: «Отмечая важность продолжения активной совместной работы в интересах поддержания безопасности и стабильности в Центральной Азии, главы государств подчеркивают особую значимость подписанного сторонами соглашения о статусе и условиях пребывания Объединенной российской военной базы на территории Кыргызской Республики, отвечающего интересам укрепления национальной и региональной безопасности. В рамках стратегического партнерства стороны намерены и впредь укреплять взаимодействие в военной и военно-технической областях».
Это более чем ясно дает понять позиции двух стран.

— 2012-й можно назвать годом оживления отношений с Россией и Казахстаном. После нескольких поездок Алмазбека Атамбаева в Москву и Астану последовали визиты Нурсултана Назарбаева и Владимира Путина. Насколько важно также активизировать диалог с Таджикистаном, Туркменистаном и Узбекистаном? Возможно ли в ближайшие месяцы обменяться визитами на высшем уровне с Узбекистаном?
— Для Кыргызстана нынешний год действительно охарактеризован высокой динамикой двусторонних отношений со своими зарубежными партнерами, в особенности со странами СНГ. Эти встречи  способствовали решению многих актуальных вопросов.
Что касается государств Центральной Азии, то они формируют стратегически важный регион, и Кыргызстан сотрудничает с ними  в двустороннем и многостороннем форматах, являясь участником СНГ, ШОС, ОДКБ, ЕврАзЭС.
Взаимодействие непосредственно с Узбекистаном развивается на основе добрососедства и дружбы. Наши народы на протяжении веков жили в мире и согласии, взаимно преодолевая препятствия, обогащая и дополняя друг друга. Конечно же, есть ряд сложностей, Кыргызстан и Узбекистан совместно работают над их разрешением, проводятся переговоры на полях мероприятий многостороннего характера.  Думаю,  несмотря на трудности, есть все основания для дальнейшего плодотворного кыргызско-узбекского сотрудничества в представляющих взаимный интерес  сферах.

— Назначение министром иностранных дел было для вас неожиданным?
— Скажу откровенно: да.

— С какими планами вы пришли в это ведомство? На какие аспекты внешней политики будет сделан упор?
— Намерен продолжать работу по продвижению интересов нашей страны во внешней политике на двусторонней и многосторонней основе. Кыргызстан открыт к взаимовыгодному диалогу со всеми государствами.
8 октября совершу первый визит — по официальному приглашению МИДа России посещу Москву, где в ходе встречи с министром иностранных дел  С. Лавровым у нас продолжится предметный обмен мнениями по ряду вопросов многопланового кыргызско-российского сотрудничества. Особое внимание наряду со всем спектром двусторонних отношений планируется уделить региональной проблематике. В частности, обстановке в Центральной Азии, Афганистане, различным аспектам взаимодействия в интеграционных объединениях и прежде всего в контексте решения задачи формирования Таможенного, а в последующем и Евразийского союзов. Разговор также пойдет о путях тесной координации усилий Кыргызстана и России в рамках ОДКБ, ШОС и иных форматах в целях эффективного противодействия новым вызовам и угрозам, нейтрализации религиозного экстремизма и наркобизнеса, представляющих реальную опасность для региона.
— Спасибо за интервью.

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото Нины ГОРШКОВОЙ.

 






Добавить комментарий