Main Menu

Коррупция: от разведки — к бою

Тяжелое наследство досталось нашей стране после Апрельской  революции: по уровню коррупции Кыргызстан занимает 164-е место среди 183 государств мира. За время правления последнего семейно-кланового режима почти четверть  республиканского  бюджета — около 24 миллиардов сомов — осела в карманах коррупционеров. Новая власть и общество  в целом   столкнулись с громадными завалами хитросплетенных «серых» схем. «Откаты», «отступные», поборы и взятки стали  привычным явлением нашей жизни. Действующая на тот момент система государственного управления и правоохранительные  органы не могли, да и не проявляли особого желания противостоять коррупции, поскольку сами погрязли в ней, включая высшие  эшелоны.


За двадцать лет суверенитета предпринималось множество попыток обуздать коррупцию,  но все они  носили декларативный характер, не было  конкретных  механизмов реализации, твердой и решительной позиции руководителей государства.
Реальные  предпосылки для борьбы  с ней появились в декабре  прошлого года, когда  Указом Президента Алмазбека Атамбаева в  составе ГКНБ была создана Антикоррупционная служба (АКС), предназначенная жестко и последовательно противостоять  коррупции. Срок ее деятельности небольшой,  но можно с уверенностью сказать, что она оправдывает  ожидания граждан освободить их от коррупционной удавки. Свидетельством тому результаты  социальных опросов независимых интернет-форумов, где кыргызстанцы  выражают АКС и в целом  Государственному  комитету национальной  безопасности наибольший процент доверия. Вот только  один  пример.
С момента образования в Антикоррупционную службу поступило около 900 заявлений и обращений  граждан, более 800 из них рассмотрены, приняты соответствующие  меры,  возбуждены уголовные дела по признакам коррупционных  преступлений. Правда, скрытное, а  порой публичное  неприятие  деятельности АКС  проявляют некоторые политики и чиновники высокого ранга. Чем же им  не нравится  эта борьба?  За ответом далеко ходить не надо, достаточно  внимательнее ознакомиться с целями, задачами службы и обязанностями ее сотрудников. Самое основное — это работа по предупреждению, выявлению и пресечению, а также расследованию  коррупционных преступлений в отношении лиц, занимающих политические и высшие административные государственные должности, работающих в судебных, правоохранительных  органах, руководителей учреждений, организаций и предприятий, деятельность которых  финансируется из государственного  бюджета либо в уставном  капитале которых имеется государственная  доля. Не этим ли и объясняется такая стойкая нелюбовь некоторых государственных мужей и представителей  политической элиты к деятельности Антикоррупционной  службы?! Кому из тех, на ком шапка горит, может понравиться инициатива  в законодательном порядке ужесточить ответственность за коррупционные уголовные правонарушения,  расширить доступ правоохранительных органов к сведениям, составляющим банковскую тайну в налоговой и таможенной сферах в отношении  конкретных физических и юридических лиц, если  такие данные необходимы для проведения доследственной проверки и предварительного расследования возможного преступления? А также ограничение  иммунитета  определенным категориям государственных служащих в рамках  расследования и привлечения к ответственности по коррупционным преступлениям, а  еще публичная отчетность финансирования политических  партий, избирательных кампаний и кандидатов. Все эти позиции отражены в Плане  мероприятий правительства  Кыргызской Республики по  противодействию коррупции на 2012-2014 годы. Не последняя роль принадлежит чекистам и в разработке  антикоррупционных моделей, проведении  анализа административных процедур госорганов для определения  коррупционных рисков в  образовании, здравоохранении, энергетике, таможенной и налоговой службах, в системе миграции, занятости и регистрации населения.

По  результатам оперативного  изучения  коррупционных схем  за  2006-2011 годы выявлен ущерб бюджету государства  в размере более 100  миллиардов сомов, выведенных путем использования  фиктивных счет-фактур  субъектами теневого бизнеса.

 

Было бы несправедливо требовать от Антикоррупционной службы немедленных результатов. Наскоками невозможно сломать сложившуюся десятилетиями порочную практику.  По словам чекистов, пересажать огромную армию коррумпированных чиновников для них не самоцель, главное — предупредить и искоренить. Последние громкие уголовные дела,  возбужденные по материалам АКС, заставляют общество поверить в искреннее  желание руководства выпутаться из коррупционной  паутины и  расчистить путь для преодоления экономического кризиса,  обеспечив народу достойную жизнь. С начала этого года возбуждено 222 уголовных дела, из них 48 направлено в суд. По материалам АКС к  уголовной ответственности привлечены 99 должностных  лиц государственных органов, сотрудников милиции, прокуратуры, судебных и фискальных органов, ГСИН. Нанесенный государству ущерб —  более 500 млн. сомов. Деятельность борцов с коррупцией в какой-то степени стала «отрезвляющим душем” для высокопоставленных чиновников и крупных бизнесменов. Процесс этот продолжается, и чекисты надеются на помощь всех государственных структур и гражданского общества.
Особенно в решении проблем, вызывающих социальную напряженность, к которым относятся  и пресловутое  повышение цен на продукты первой необходимости, и невесть откуда берущиеся потери  электроэнергии, и повышение тарифов на нее, и др.
Особого разговора  заслуживают результаты анализа, проведенного экспертами и аналитиками АКС по потерям государственного бюджета, средств, исчезнувших в коррупционных «закромах».  Преступные связи и сговор в госаппарате страны  наиболее ярко выражены в  области госзакупок и в сфере  государственного контроля предпринимательской среды,  в том числе в использовании лжефирм. Установлено, что ежегодные потери бюджета   только от хищений в этой области составляют около 3 млрд. сомов, а от теневых операций субъектов малого и среднего бизнеса — порядка
5 млрд. Больше того, в результате оперативного изучения коррупционных схем за 2006-2011  годы выявлен ущерб государству в размере  более 100 млрд. сомов,  выведенных субъектами теневого бизнеса путем использования  фиктивных счет-фактур. По материалам АКС уже возбуждено  первые 4 уголовных дела в  отношении должностных  лиц Государственной налоговой службы при правительстве, в течение  нескольких лет «крышевавших»  незаконную деятельность субъектов лжепредпринимательства.

Ежегодные потери бюджета  только от хищений  в сфере государственных закупок  составляют около 3 млрд. сомов, а от теневых  операций субъектов  предпринимательства — порядка  5 млрд.

По поручению главы государства создана  межведомственная рабочая группа под руководством   АКС, задачи которой — изучение, пресечение и уголовно-процессуальное  пресечение  незаконной деятельности устойчивых коррупционных схем не только в  налоговой системе, но и в бюджетообразующих отраслях государства.  Шок, если не больше, испытываешь   от информации, озвученной  сотрудниками АКС, о суммах, оседавших в карманах воротил в  топливно-энергетическом  секторе, горнодобывающей, винно-водочной отраслях и таможенной системе. И это при том, что скудная казна государства не позволяет строить новые школы, поднимать промышленное производство, обустраивать надежную охрану государственных границ, обеспечивать достойную жизнь сельской  голытьбы и  пожилых людей и многое другое, а в целом  поддерживать поступательное движение страны. Наверное,  поэтому в службе  противодействия коррупции фигурантов «серых» схем  называют не иначе как  врагами народа, и с этим  трудно не согласиться…
На одном из заседаний Совета обороны Президент Алмазбек Атамбаев заявил: «Любое, даже самое громкое дело цинично  разваливается в суде самым наглым образом». Отечественная Фемида тут же  поспешила оправдаться: дескать, оставляют желать  лучшего расследования уголовных дел. Явно лукавят наши  независимые суды. Из
1 350 уголовных дел коррупционного характера, рассмотренных в судебных инстанциях за последние два года, только по 300 вынесены обвинительные приговоры. Остальные прекращены или  возвращены на доследование. Сомнительно, что причина этого  якобы только в непрофессионализме следователей. Прецедент излишней мягкости  и лояльности представителей Фемиды при вынесении решений о мере наказания уже есть. Во время  кампании по борьбе  с оргпреступностью задержанные вооруженные члены  ОПГ освобождались прямо  из зала суда или отделывались смехотворным штрафом.
Существующий правовой механизм  обеспечения независимости судей, усложненная  процедура привлечения их к уголовной ответственности превратили  судебную ветвь власти  в одну из наиболее коррумпированных. Можно привести достаточно примеров, когда  судьи используют служебное положение как  источник обогащения, а  иммунитет —  как средство  защиты от уголовного преследования. Веским аргументом этому служит мнение Генерального прокурора Аиды Саляновой о том, что борьба с коррупцией заканчивается в судах.
По инициативе АКС  в Закон Кыргызской Республики «О  статусе судей КР»  внесены поправки, согласно которым правом возбуждатьуголовные дела в  отношении служителей Фемиды обладает не только генеральный прокурор, как было раньше, но и его уполномоченные представители. Например, прокуроры областей, Оша и Бишкека. Отменена также норма, запрещающая проводить в отношении судей  оперативно-разыскные мероприятия до возбуждения уголовного дела. Немаловажен и тот факт, что теперь АКС наделена  полномочиями по возбуждению и расследованию уголовных дел в отношении работников  прокуратуры.
Расширен перечень преступлений, расследование которых  отнесено к ведению ГКНБ. В августе этого года вступил в силу пакет законов  Кыргызской Республики антикоррупционного характера. Ряд положений  касается непосредственно  деятельности АКС, эксперты которой принимали участие  в их разработке и продвижении. Но… Все  благие намерения одолеть это зло обречены на провал до тех пор, пока не будет поддержки всех  ветвей власти, общественности и не  изменится   психология населения. То есть, когда  сформируется должным образом гражданское общество. А пока мы  сами поощряем коррупционеров,  отстегивая за хорошую оценку в зачетной книжке, особый уход  за роженицами, хорошую должность…
Даже самые упертые скептики признают сегодня, что инициатива главы  государства создать единый координационный орган по борьбе с  коррупцией, каким является АКС, себя оправдала. Меньше стало фактов  вымогательства со стороны  правоохранительных и контролирующих органов, повысилась дисциплина должностных лиц государственного и частного секторов, снизилась контрабанда, а главное — увеличилась доходная часть бюджета республики. Вот только два примера. В ходе  широкомасштабной операции сотрудники АКС совместно с органами прокуратуры  выявили и пресекли факты использования поддельных  акцизных марок в ОсОО «Аю». В результате увеличились поступления  в бюджет от реализации  акцизных марок на алкогольную продукцию в три раза. В целом за последние месяцы такие выплаты субъектов винно-водочной отрасли  увеличились на 5 миллионов сомов.
После принятия  правительством комплекса мер по противодействию контрабанде  нефтепродуктов из Кыргызстана возбуждено около 30 уголовных дел. Одно из самых резонансных — нарушение  таможенного законодательства компаниями, входящими в Ассоциацию нефте-
трейдеров республики и принадлежащими депутату Жогорку  Кенеша от фракции «Ата Мекен» Абдимуктару Маматову, но официально оформленными на его сына. Был выявлен факт  контрабанды крупной партии ГСМ, ввезенных из России, в объеме 5 600 тонн на сумму свыше 145 млн. сомов. Ущерб  в  виде неуплаченных таможенных платежей, около 36 млн. сомов, государству возмещен.
Сегодня любое  резонансное уголовное дело, в том числе коррупционной направленности в отношении высоких чиновников и некоторых  представителей политической элиты, нередко сопровождается  акциями протеста, по сути,  грубым вмешательством в  процесс следствия. Но презумпцию невиновности никто не отменял. Виновен или нет — определит только суд, а не  ангажированная толпа. И уж совсем нелепы  утверждения  недоброжелателей борцов с коррупцией о том, что, усердствуя, они выслуживаются перед главой государства. Нет, они делают свою работу, от которой зависят стабильность страны и покой ее граждан.

Сергей СИДОРОВ.

 






Добавить комментарий