Main Menu

А. Атамбаев: «Стабильность Конституции — залог процветания страны»

Члены правительства на пленарном заседании Жогорку Кенеша в среду в присутствии Президента Алмазбека Атамбаева присягнули на верность народу.


Первым клятву произнес премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев. Зачитав традиционный текст присяги («Я… вступая в должность … Кыргызской Республики, перед народом, Президентом и Жогорку Кенешем клянусь: свято соблюдать Конституцию Кыргызской Республики и ее законы; в своей деятельности следовать только принципам законности и справедливости; честно и верно служить народу Кыргызстана; с честью и неустанно выполнять обязанности… Кыргызской Республики, возложенные на меня высоким доверием; в случае нарушения своей клятвы — нести ответственность в соответствии с законами Кыргызской Республики»), он сказал: «Кудай колдосун» («Да поможет Бог!»), проведя руками по лицу.
Вслед за ним присягу принесли и вице-премьер-министры Джоомарт Оторбаев, Тайырбек Сарпашев, Камила Талиева, министры Темир Сариев, Зарылбек Рысалиев, Динара Сагынбаева, Канатбек Садыков, Калыкбек Султанов, Алмамбет Шыкмаматов, Кылычбек Султанов, Чынгысбек Узакбаев, Ибрагим Жунусов, Автандил Калмамбетов, Эрлан Абдылдаев, Кубатбек Боронов, Таалайбек Омуралиев, руководитель аппарата премьер-министра КР-министр Нурханбек Момуналиев, председатель Государственного комитета национальной безопасности Шамиль Атаханов — все на государственном языке.

Новый министр финансов Ольга Лаврова, забывшая положить руку на специальное издание Конституции КР, зачитала клятву и второй раз,  уже положив руку, — на официальном языке. Алиясбек Алымкулов, министр молодежи, труда и занятости, начал словами «Бисмилля рахман рахим», держа при этом ладонь на Конституции светской республики. Депутат Курманбек Осмонов, юрист со стажем, из-за этого напомнил министрам, что нельзя менять правила присяги: вера верой, а госслужба — отдельно.

По завершении церемонии присяги перед собравшимися выступил Президент. Он на государственном языке поздравил членов кабмина с вступлением в должность, поблагодарил депутатов за скорое формирование коалиции и утверждение структуры, состава и главы правительства, благодаря чему, по его словам, вопреки разным прогнозам удалось избежать кризиса в стране.
Алмазбек Шаршенович напомнил, что власть, общество учатся жить в условиях новой политической системы с усилившейся ролью парламента, и по истечении двух лет видны первые итоги: главное достижение — что все споры и критика звучат в его стенах. Укрепив стабильность, можно предпринимать дальнейшие решительные шаги. Нужно как можно скорее улучшить показатели, по которым отстаем от других стран. Перед кабинетом министров стоят большие испытания, и самая ближайшая задача — подготовка к зиме, отметил глава государства. В своей работе нужно учитывать положительный опыт прежнего состава правительства, продолжать успешные реформы. Президент призвал чиновников к честности, заявив, что ворам и ловкачам место  за железной решеткой.
Также в числе напутствий прозвучало пожелание не начинать деятельность со смены кадров и набора своих родственников и друзей: теперь кадровая политика будет взята под контроль.
Алмазбек Шаршенович остановился на необходимости привлечения инвестиций, упомянул возможную скорую реализацию международных  проектов (строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, дополнительной автодороги, которая соединит юг и север страны) и завершение прокладки трасс Бишкек — Торугарт, Ош — Баткен -Исфана, начало проведения линии электропередачи Датка-Кемин при помощи КНР, которая, как удалось договориться во время недавнего визита в соседнее государство, будет продолжена за линию Тянь-Шаньских гор. Это позволит добиться энергетической независимости и экспортировать электричество в Поднебесную. Подошли к концу и переговоры с Россией о строительстве новых ГЭС на реке Нарын, возможно, соответсвующие документы будут подписаны во время визита Президента Владимира Путина. А Казахстан, как сообщил недавно посетивший Бишкек Нурсултан Назарбаев, готов достроить ЛЭП от Кемина до Алматы и интересуется возведением ГЭС.
«Кыргызстан должен стать раем для предпринимателей и инвесторов», — сказал Алмазбек Атамбаев. Только тогда, по его словам, республика может стать сильной, самостоятельно обеспечивающей свои нужды. Необходимо уделять внимание сельскому хозяйству, особенно ирригационным проектам, быстрее приступить к созданию тракторного и других заводов. Что касается горнодобывающей промышленности, то эксплуатация месторождений позволит пополнить госказну и создать рабочие места, вместе с тем лицензии на разработку должны выдаваться справедливо и открыто.
«Государственность, независимость мы сможем сохранить только в единстве», — отметил глава государства.
Далее Алмазбек Атамбаев продолжил выступление на официальном языке:
— В последнее время идет целенаправленная дискредитация действующей Конституции страны, ее обвиняют во всех смертных грехах,  дескать, эта она, Конституция, виновата в экономическом и политическом кризисах, которые переживает страна, а система управления, установленная ею, якобы является наихудшей из возможных форм правления. Но так ли это на самом деле?
В реальности недостатки в экономической и социальной сфере, государственном управлении определяются не пороками Конституции, а прежде всего качественным состоянием самих органов государственной власти, тем как они умеют распорядиться конституционными полномочиями.
Конституция от 27 июня 2010 года устранила существовавший с 1996 года дисбаланс в распределении полномочий между главой государства, законодательной, судебной и исполнительной ветвями государственной власти.
Предыдущие власти подвергались нещадной критике за перекос полномочий в пользу главы государства.
Как известно, все годы независимости и правительство, и Жогорку Кенеш постоянно ссылались на отсутствие полномочий и небезуспешно создавали общественное мнение в свою пользу по формуле «вот если бы у нас были соответствующие полномочия».
Сегодня правительство может решать практически все вопросы государственного управления, за исключением полномочий, отнесенных Конституцией к компетенции Президента и Жогорку Кенеша. Следовательно, сегодня необходимо вести речь о неэффективном использовании собственных полномочий правительством, о некомпетентности, низком качестве работы отдельных министров, руководителей административных ведомств и учреждений, о нежелании членов правительства брать на себя ответственность и продвигать вперед социально-экономическую реформу.

Некоторые члены правительства предпочитают плыть по течению, они озабочены своим благополучием, боятся проявлять инициативу, действуют по принципу Мальчиша-Кибальчиша — «день простоять, да ночь продержаться».
Нерешительность, некомпетентность отдельных членов правительства, их подспудного желания подстраховаться, не брать на себя всю полноту ответственности при принятии принципиальных решений по многим вопросам социально-экономической реформы приводит к тому, что Жогорку Кенеш на сегодня превратился в «параллельное правительство», взяв на себя множество функций, несвойственных законодательной ветви власти, и фактически подмяв под себя органы исполнительной власти.
Анализ календарных планов и повесток дня пленарных заседаний Жогорку Кенеша, принимаемых им решений показывает, что парламент в своей деятельности нередко выходит за пределы своих полномочий, занимаясь несвойственными законодательному органу оперативно-хозяйственными вопросами и вторгаясь в компетенцию правительства, других органов исполнительной власти.
Создавшееся положение, когда Жогорку Кенеш в явочном порядке приписывает себе исполнительно-распорядительные функции и систематически вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность правительства, в том числе даже в деятельность правоохранительных органов, может окончательно нарушить и так шаткий и условный баланс отношений законодательной и исполнительной власти. Может снова спровоцировать противостояние правительства и Жогорку Кенеша.
Больше того, наблюдаются уже попытки отдельных депутатов подменить собой органы прокуратуры и суда, уже не говоря о милиции и других силовых структурах. А это уже полное попрание всех конституционных норм!
Несоблюдение Конституции неизбежно приводит к тому, что вся остальная система правил поведения — система законов, по которым живет общество, — начинает неуклонно подвергаться сомнению, эрозии, размыванию. И тогда сначала дух, а затем и буква закона, и в первую очередь Конституции  теряют свое значение.
Таким образом, источником всех переживаемых ныне «кризисов» является не действующая Конституция, а так называемый человеческий фактор.
К сожалению, многие политики либо не знают, либо специально «забывают», что, помимо собственно внесения прямых поправок в Конституцию, возможны и иные способы адаптации норм Основного закона к реальной жизни. Прежде всего речь должна идти о конкретизации и уточнении конституционных норм путем принятия соответствующих законов. Это дает возможность устранить конституционные разночтения без внесения поправок и изменений в действующую Конституцию страны.
В независимом Кыргызстане Конституция и законы никогда не отличались стабильностью и постоянно подвергались систематическим изменениям — многие законодатели уже привыкли думать так: «Давайте примем, посмотрим, как работает, а там, если что, поправим».
В результате граждане и юридические лица никогда не могут быть уверены: надолго ли утверждена та или иная норма закона и не будет ли она изменена к тому времени, когда с ней реально столкнется конкретный гражданин или хозяйствующий субъект. А потому среди прочего оказывается, что просто бессмысленно пытаться ее выучить, исполнить либо к ней привыкнуть — пока это произойдет, закон может быть изменен. О каком благоприятном инвестиционном климате можно вести речь в условиях катастрофической нестабильности Конституции и законов?

Надо всем нам понять раз и навсегда: стабильность Конституции и всей основанной на ней правовой системы — залог социальной, политической, экономической, в конечном итоге — государственной устойчивости и процветания страны. Не может быть эффективного индивидуального, корпоративного, государственного планирования и прогнозирования, если неизвестно, как планы и прогнозы соотносятся с завтрашними законами. Даже чисто психологически не могут человек, бизнес-сообщество, общество в целом нормально действовать, если неизвестны завтрашние «условия игры».
Поэтому Кыргызстан должен иметь глубоко продуманную долгосрочную стратегию развития, а также детальную «дорожную карту» на ближайшие пять лет, в которой будут четко обозначены конкретные меры и целевые ориентиры в экономической, идеологической, социальной сферах, вопросах государственного строительства, безопасности и внешней политики.
Речь идет об определении места и роли Кыргызстана в современном мире, достижении нашей страной реальной независимости, укреплении национальной безопасности во всех ее аспектах. Соответствующий проект разрабатывается нами в настоящее время с участием экспертного сообщества и в течение двух месяцев будет внесен на рассмотрение Совета обороны. Важно указать народу реальную созидательную цель и задать направление усилиям всех ветвей власти и институтов гражданского общества.
Уважаемые сограждане! Демократия — это диктатура законов!

Подчинение закону должно быть обязательным для всех граждан страны. Никто — ни начальник, ни безработный, ни молодой, ни старый — не может быть выше закона, не имеет права безнаказанно нарушать его нормы. Только при этом условии будет порядок, только при этом возможны приток инвестиций и подьем экономики страны.
Давайте не будем путать демократию с охлократией (охлократия — «господство толпы», вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов, — Прим. авт.)! Давайте все будем уважать законы, а не требовать этого только от власти, только от министров и депутатов! Давайте задумаемся, а что каждый из нас сделал для своей страны в это трудное время?
Алмазбек Атамбаев, говоря о нападках на Конституцию и об обвинении ее во всех бедах, напомнил русскую пословицу «неча на зеркало пенять, коли рожа крива». А отмечая, что отдельные парламентарии пытаются подменить собой органы прокуратуры и суда, милицию и другие силовые структуры, сказал: «Говорят: «Нонсенс, что депутат сидит в тюрьме». Нонсенс, когда вор избирается депутатом».
Глава государства подчеркнул необходимость соблюдения законов всеми — от граждан до чиновников, иначе в стране не будет порядка, инвесторы не придут, состояние экономики не улучшится и положение народа тоже. Именно непослушание и беспорядок наносят больший вред экономике. Те, кто запугивает пытающихся вести дела, перекрывая дороги и устраивая переполох, должны привлекаться к ответственности. В заключение Президент еще раз напомнил о необходимости единства в стране.
Торага Асылбек Жээнбеков поблагодарил Алмазбека Атамбаева за выступление и тоже пожелал успешной работы правительству.
Член оппозиционной фракции «Ата-Журт» Камчибек Ташиев, попросив слова, дал понять, что недоволен критикой парламента: «Вы сказали много хороших слов, но хочу успокоить тех депутатов, которые испугались». Уже после ухода главы государства из зала заседаний другой атажуртовец Ахматбек Келдибеков сказал в микрофон: «Согласно Конституции, правительство напрямую подотчетно парламенту. Парламент формирует правительство».
Еще Камчибек Ташиев задал провокационный вопрос: «Я думал, что вы будете говорить об этом. Президент Узбекистана Ислам Каримов сказал, что в Центральной Азии возможна война из-за воды» (КазТАГ 7 сентября опубликовал информацию «Из-за воды в Центральной Азии могут в будущем случаться войны, считает Ислам Каримов», о том, что лидер Узбекистана обсуждал с Нурсултаном Назарбаевым проблему экономного использования водноэнергетических ресурсов в регионе. — Прим. авт.). Почему мы это не обсуждаем? Готова ли наша армия, общество к этому?».
Алмазбек Атамбаев ответил, что слова Ислама Абдуганиевича нужно расценивать как призыв к тому, чтобы сообща искать решения проблем  в духе дружбы, согласованно. А по поводу того, что кому-то речь пришлась не по вкусу, Президент заметил: «Я не хотел никого запугивать, а только призвать, чтобы каждый занимался своим делом. Если будем все друг друга уважать, тогда страна поднимется».
Стоит отметить, что в этот день Камила Талиева, покинувшая ряды коллег, чтобы перейти в правительство, поблагодарила депутатов за доверие и пообещала приложить все усилия к служению на новом месте. Законодателям был представлен новый полномочный представитель кабмина в Жогорку Кенеше Аширбек Темирбаев.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото  Султана ДОСАЛИЕВА.

 






Добавить комментарий