Main Menu

Где взять волшебников?

Форум на тему «Каким должно быть правительство реформ?» прошел в Бишкеке по инициативе Парламента политических партий под председательством депутата Жогорку Кенеша Розы Акназаровой. В нем участвовали законодатели, представители политических партий, местных неправительственных и международных организаций, эксперты.

Некоторые участники говорили, что организаторы запоздали с проведением, поскольку мероприятие было бы актуально до формирования нового кабинета министров. Роза Корчубековна согласилась, но пояснила, что в момент планирования не предполагалось столь быстрого утверждения правительства.
Эксперт Закир Чотаев отметил, что оно преемственно — состоит в большинстве своем из лиц, работавших с Омурбеком Бабановым. «Можно сказать, что одной из причин освобождения прежнего главы правительства являются персональные претензии».
Рассуждая о том, как могло быть, как можно было сформировать технократический кабмин (прослойка технических специалистов, входящих в число высших функционеров управления, — цитата из энцикл. словаря «Философия». — Прим. авт.), он заявил, что в классическом виде таковой формируется из экспертов и профессионалов в своей сфере деятельности или технократов, которые не являются членами политических партий, и их цель — вывести страну из политического и экономического кризиса. Но у нас люди, приходящие в правительство, находятся под влиянием и давлением различных политических сил.
Депутат Жогорку Кенеша Наталья Никитенко считает, что технократическое правительство возможно сформировать. Политические партии переживают период становления, только начинают осознавать себя институтами, которые несут ответственность, в том числе за формирование кабинета министров. Чувство ответственности явно повышается. Да, нынешний состав правительства небезупречен, но ведь премьер-министр пояснил, что не хотел бы тратить время в этой ситуации на подбор команды. «Он видит себя в роли кризис-менеджера, и импонирует его готовность сменить членов правительства в случае их неудовлетворительной работы», — сказала законодательница. А также напомнила, что нужно выработать критерии эффективности работы правительства, а не говорить о персоналиях.
Эксперт Азамат Акелеев пошел еще дальше: назвал политическую элиту (не именно этот состав кабмина; по его мнению, в стране происходит круговорот одних и тех же политиков) «клептократами» («клептократия» — идеологическое клише, применяемое к руководителям страны, использующим преимущества власти для увеличения личного богатства и политического влияния с помощью расхищения государственных средств, иногда даже без попыток имитации собственно честной службы народу;  клептократии характерны коррупция и лоббизм. — Прим. авт.). Во всяком случае, тема его доклада звучала как «Борьба с засильем клептократов, реальность или мечта?».
По его убеждению, сложившаяся (не сегодня и не вчера) политическая система влияет на принятие решений чиновниками. А люди, участвовавшие в ее формировании, представлены на политолимпе и сегодня. Оттого мы изменений в стране и в своей повседневной жизни не ощущаем: «Пока клептократическая прослойка не будет искоренена, изменений не ожидается. Нужна системная борьба». Для того чтобы нарушить такой порядок вещей, необходимо формировать правительство из новых людей, не обязательно с опытом государственной службы, а, наоборот, с новым видением, желательно работавших прежде в мировых компаниях и организациях, считает Азамат Акелеев. Правительство должно быть командой единомышленников, потому что единолично никто не сможет бороться с негативными явлениями.
Некоторые заявления новых членов правительства его обеспокоили. К примеру, о том, что нужно укреплять вертикаль власти. Предыдущее правительство работало в направлении децентрализации, и, не получив пока результатов, нельзя ломать этот процесс, думает эксперт. Недостатки — это болезни роста. «Что касается сельского хозяйства, нужно создавать условия для его развития, а не диктовать фермерам, что им делать», — сказал он, отмечая, что государство не должно контролировать и процесс выдачи кредитов и техники крестьянам.
Роза Акназарова согласилась с тем, что программа правительства вызывает вопросы. Так, в ней нет индикативных показателей, но вместе с тем понятно, что на все про все Жанторо Жолдошевичу было дано всего два дня. Что касается необходимости разбавления политэлиты «свежей кровью», Парламент политических партий, по ее словам, готов создать резерв кадров. Однако не стоит забывать и о том, чтобы менять не только людей, но и саму систему. Следует  выработать механизмы устранения коррупции.
Раис Алымкулов, глава новой партии «Ыйман нуру», посетовал, что нужно было за министров голосовать поименно, а не за единый список.
Понятно, что раз «отец» кабмина — Жогорку Кенеш, без критики в его адрес не обошлось. Экс-законодатель Кубанычбек Исабеков заявил: «Складывается впечатление, что парламент сейчас является генератором политической нестабильности». Вдогонку прежнему составу правительства прозвучал упрек, что на недавних курултаях соотечественников не было предложено внутренним инвесторам ни одного проекта.

Сапар Аргымбаев, глава ассоциации «Болуш», считает, что нужно исключить монопольное право партий владеть местами в парламенте. На 70% он должен формироваться через выборы в одномандатных округах. Парламентская система, без справедливых выборов, по его мнению, — просто мышиная возня.
Городские кенеши — это Жогорку Кенеш в миниатюре, и сейчас, в преддверии выборов, можно видеть перекосы в деятельности политпартий страны. Ведь законодательный орган республики принял закон, по которому претендовать на места в городских советах могут только они, политобъединения. «Сейчас уже идет торг за места в горкенеше: за первые строчки в партийных списках установлена стартовая цена в 50 тысяч долларов».
«Предстоящие выборы в горкенеш станут лакмусовой бумажкой: покажут, насколько элита готова к демократизации, приходу новых сил, насколько она будет честна с народом», — сказал Азамат Акелеев.
Мавлян Аскарбеков, председатель политпартии «Эркин эл», возмущен и заявляет, что пять партий, сидящих в ЖК, «хотят узурпировать власть» и закон о политпартиях разрабатывают, мол, под себя.
Представитель Коалиции за демократию и гражданское общество Медер Талканчиев подытожил отношения общества, законодательного органа и формируемого им правительства: «Мы видим  только зрелище, а хлеба нет».
Вот о хлебе насущном как раз и говорила Толекан Исмаилова из правозащитного центра «Граждане против коррупции». Претензий у нее оказалось много. Так, двухуровневые бюджеты не открыты и непрозрачны (это, к слову, было возражением слова Азамата Акелеева в пользу децентрализации), пусть кто-нибудь покажет, сколько денег приходится на одного жителя района, есть ли айыл окмоту, которые существуют только за счет дотаций.
Какие нормативно-правовые акты регулируют использование спецсредств в Минобороны, Минобразования, продолжала правозащитница, куда направляются средства, поступающие от призывников, проходящих альтернативную службу, а это 400 млн. сомов плюс экономия на обмундировании, питании и так далее? Бесплатное лечение предоставляется только чиновникам, депутатам, констатировала Толекан Асаналиевна. Действительно ли нужно тратить деньги  на строительство новых школ, а не арендовать здания, задалась она вопросом, ведь есть школы, в которых учится мало детей?
Водохранилища должны быть собственностью Кыргызстана, а не инвесторов, те могут рассчитывать только на сами гидростанции. Кому нужен проект CASA-1000, если нет четкой уверенности, что линия электропередачи продолжится от границы с Кыргызстаном? Почему у нас  только 20 банков, не потому ли, что их контролируют 20 семей, которые не пускают сюда конкурентов? И так далее. Вопросов много,  новому правительству есть над чем поразмышлять.

Алия МОЛДАЛИЕВА

 






Добавить комментарий