Main Menu

Снижение качества образования: факторы, проблемы, тенденции

На протяжении 30 лет предпринимаются попытки реформировать образование. За эти годы принято бесчисленное множество стратегий, программ, большинство из которых так и остались на бумаге, а выделенные международными организациями средства ушли в песок, а точнее, на бесконечные круглые столы, презентации и прочие мероприятия.

А воз и ныне там

Между тем из года в год нерешаемые проблемы плавно перетекали в следующие программы и дошли практически в неизменном виде до сегодняшнего дня. Это и доступность дошкольного образования, и нехватка качественных учебников, и слабая материально-техническая база школ, и недостаточное финансирование, нехватка педагогов, низкое качество преподавания и ещё ворох проблем, к которым добавились появившиеся с развитием технического прогресса — недоступность интернета в регионах, отсутствие компьютеров и других технических средств обучения.

Плюс сложности, возникшие с распространением пандемии и её последствиями. Как отмечается в «Концептуальной записке: образование в эпоху COVID-19 и последующий период», подготовленной ООН, пандемия COVID-19 привела к крупнейшему за всю историю сбою в функционировании систем образования, который затронул почти 1,6 миллиарда учащихся в более чем 190 странах.

Вместе с тем надо отметить, что государственная политика Кыргызстана в области образования с момента обретения независимости осуществлялась в направлении реформирования законодательной базы, системы управления и финансирования образования. При этом реформирование определялось такими чертами, как приведение системы образования в соответствие с законодательной и нормативно-правовой базами, формирующимися в ходе текущей трансформации общественных отношений; диверсификация сети и структуры высших учебных заведений; развитие негосударственного сектора образования и создание рынка образовательных услуг. Основной тенденцией развития образования в эти годы стала адаптация ранее существовавшей системы образования к возникавшим новым производственным отношениям.
Именно в период трансформации общественных отношений начинают прослеживаться тенденции снижения качества образования.

Высшее образование

Наиболее ярко эти тенденции проявились в системе высшего профессионального образования, так как оно реагирует на все общественные изменения и процессы, став основным социальным институтом, который функционирует с целью удовлетворения потребностей общества. Сегодня в системе образования своеобразно преломляются основные мировые тенденции развития человеческой цивилизации.

В настоящее время в Кыргызстане функционируют 74 вуза, из них 33 государственных, частных — 41. За последние пять лет произошло значительное увеличение их количества в основном за счёт открытия частных образовательных организаций. Всего в высших учебных заведениях Кыргызской Республики обучаются 183 тысячи студентов, в том числе более 40 тысяч иностранных. В вузах республики работает более 12 тысяч преподавателей.

Всё познаётся в сравнении. Так, в странах, известных своими высокими достижениями в сфере образования и с численностью населения как у нас, в частности Дании, действуют восемь университетов, в Финляндии — 14.

Относительно качества пре-доставляемых услуг в высшей школе в «Концепции развития образования на 2021-2030 гг.» констатируется, что сегодня высшее профессиональное образование не отвечает основным потребностям рынка труда. В Кыргызстане отсутствует прогнозирование будущих профессий. 70% учебных программ составляет государственный компонент, что не создаёт условий для творческой деятельности вузовских преподавателей. Основная их часть применяет традиционные методики обучения. И, как следствие, выпускники вузов не обучены мыслить критически, самостоятельно работать с информацией, управлять кризисами, налаживать обратную связь. До сих пор не используются в полной мере анализ и оценка деятельности высших учебных заведений, практически отсутствуют случаи прохождения вузами международной аккредитации. Деятельность вузов не отвечает современным требованиям.

В обществе уже многие годы идёт дискуссия относительно количества вузов. У каждой стороны своя правда и свои доводы «за». Аргументы, которые они приводят в защиту своих доводов, тоже «железные». И всё же жизнь показывает, что настала пора от количества переходить к качеству. Тем более что тотальный спрос на получение высшего образования понемногу сменяется спросом на среднее и начальное профессионально-техническое. Между тем в технологически развитых странах на фоне роста популярности технических специальностей в дефиците философы и гуманитарии, которые были бы носителями новых интеллектуальных смыслов. Именно этого явно не хватает в эпоху фейкократии, невежества. Кризис гуманитарного образования уже привёл к тому, что даже крупные IT-компании ищут не технарей, но специалистов с развитым социальным интеллектом.

В свете сказанного надо подчеркнуть, что качество высшего образования — один из основных показателей подготовки специалистов, которое является экономическим маркером развития государства в плане использования человеческих ресурсов. Большинство выпускников с высшим образованием вынуждены работать не по полученной специальности или должны менять свою квалификацию, поскольку значительное большинство — экономисты, юристы, врачи и представители сферы образования, что свидетельствует о несоответствии требуемых специализаций и профессиональных навыков. Несоответствие в образовании негативно отражается на дальнейшей трудовой деятельности выпускников вузов, серьёзным образом влияет также и на демографические составляющие в стране. Национальный статистический комитет Кыргызстана сообщает, что из 60% безработной молодёжи только около 14% находят работу, соответствующую их специализации, или продолжают своё образование.

Проблемы отсутствия рабочих мест, миграции и оттока специалистов — показатели, которые косвенно влияют на качество высшего образования. Однако стоит понимать, что меры по решению проблем не сопряжены только с системой образования. Проблемы образования выходят на более масштабный уровень, и их решение нужно искать не только в образовательной сфере, а на уровне развития разных сторон жизни общества. И пока эти проблемы не решим в социальной структуре общества, они не перестанут существовать и в системе образования.

Среднее и начальное профессиональное образование

На сегодняшний день в республике существуют 110 учебных заведений начального профессионального образования (НПО) и 131 учебное заведение среднего профессионального образования (СПО). В 2020 году в организациях СПО обучались 95 600 человек, НПО — 29 684 человек.

По информации Национального статистического комитета, в Кыргызской Республике из 2,3 миллиона экономически активного населения 1,5 миллиона (64% трудоспособного населения) не обладают никакими профессиональными компетенциями. В этой связи роль НПО и СПО резко возрастает, так как они дают востребованные професиональные компетенции в более короткий срок чем, например, вузы.

Основными проблемами среднего и начального профессионального образования остаются несоответствие потребностям рынка труда и, как следствие, игнорирование системы работодателями в качестве потенциальных инвесторов, а также низкий статус и имидж системы. На сегодняшний день качество пре-
доставляемых образовательных услуг и качество знаний студентов организаций среднего и начального профессионального образования оставляет желать лучшего. Кроме того, слабое взаимодействие организаций СПО и НПО с работодателями влечёт за собой низкий процент трудоустройства выпускников.
Вместе с тем происходящие изменения на рынке труда медленно, но всё же принуждают СПО и НПО менять перечень подготавливаемых профессий.

В то же время в СПО и НПО не хватает новой техники, станков, оборудования, сырья и других материалов для производственного обучения; недостаточно учебников и учебных пособий. Поэтому программы профессионально-технического образования не отражают нужд развивающегося промышленного и делового секторов Кыргызстана. Однако эта система должна стать одним из рычагов для вывода страны на путь экономического подъёма, центром развития технического творчества и предпринимательского духа молодёжи.
СПО и НПО также слабо отслеживают потребности рынка труда в кадрах. Во многих средних профессиональных учебных заведениях студенты не имеют свободного и качественного доступа к интернету, что ограничивает информационную обеспеченность обучающихся. Содержание имеющихся в наличии учебников и учебно-методических пособий требует обновления. Более того, по пальцам можно пересчитать учебники, написанные преподавателями средних профессиональных учебных заведений. Отсутствие таких учебников косвенно свидетельствует о недостаточной квалификации преподавательского состава, которую надо постоянно повышать.

Следует отметить, что, несмотря на увеличение расходов бюджетных средств на образование, с каждым годом уменьшается доля студентов, обучающихся на бюджетной основе. Это объясняется тем, что, с одной стороны, влияют инфляционные процессы, сопровождающие экономику страны, с другой — средние профессиональные учебные заведения активно осваивают вопросы оказания образовательных услуг на платной основе.

Школьное и дошкольное образование

Результаты оценки PISA 2006-го и 2009 годов стали большим сюрпризом для страны, ведь Кыргызстан, казалось бы, добился хороших показателей по уровню охвата детей школьным образованием, показателям всеобщей грамотности. Но примерно 80 процентов учащихся, которые попали в оценку PISA, не имели базовой компетенции по тестируемым предметам. При этом наихудшие результаты в обучении показали дети из отдалённых сельских школ, из бедных семей. Сегодня ситуация, пожалуй, усугубилась ещё больше. Даже без оценки PISA, а по публикациям в СМИ и постам пользователей соцсетей можно прийти к выводу, что многие школы перестали выступать носителями учебных методик, которые раскрывают потенциал ребёнка.

Между тем школьное образование — это основное звено системы образования и включает три ступени: начальное общее, основное общее, среднее общее.

В 2020/2021учебном году функционировали 2 288 школ. При этом почти каждая десятая школа находится в аварийном состоянии (245 учебных заведений) — эти здания не подлежат ремонту, а требуют сноса, угрожая жизни и здоровью учащихся. 457 школ республики требуют капитального ремонта кровли, фундамента, стен, водоснабжения, канализации. Кроме того, 25% школ не имеют доступа к чистой питьевой воде, в 74% школ нет внутренних туалетов, а 68% школ не подключены к горячему водоснабжению. В школах работают 78 500 учителей. Из них высшее образование имеют 85%, среднее профессиональное — 9%, среднее общее — 6%.

По официальным данным, обучаются 1 316 600 учеников, и ежегодно в Кыргызстане порог школы переступает порядка 150 тысяч первоклассников. При этом только в столице их численность ежегодно увеличивается более чем на десять тысяч школьников. Столица нуждается в новых школах. Между тем переполненность школ оказывает негативный эффект на качество образования. Однако дефицит школ испытывает не только столица, но и регионы страны. По подсчётам Министерства образования и науки, в Кыргызстане не хватает более 600 школ. Многие образовательные организации переполнены, 151 школа работает в три смены.

Вместе с тем население Кыргызстана с каждым годом растёт. Число учеников — тоже. По оценкам Всемирного банка, население школьного возраста в республике продолжит расти до 2045 года. Однако государство не успевает обеспечить население новыми детсадами и школами.

Нехватка учебных пособий — также одна из проблем сферы образования. Оснащённость кыргызстанских школ книгами составляет 73%. При этом качество учебников оставляет желать лучшего. Некоторые учебники выпускаются с орфографическими, грамматическими и смысловыми ошибками. Многие не соответствуют условию развития у учащихся компетенций, как того требует Государственный образовательный стандарт. При этом, несмотря на нехватку и качество учебников, учителя обязаны использовать только ту литературу, которая входит в перечень рекомендованных МОиН КР. Получивший широкий резонанс в обществе случай с картой, напечатанной в учебниках, где анклав Ворух отнесён к Таджикистану, как нельзя ярко свидетельствует о качестве издаваемых учебников. К тому же даже этих некачественных учебников не хватает. Обеспеченность учебными материалами в кыргызскоязычных школах составляет 80%, в русскоязычных — 70%.

Притчей во языцех стали неправомерные поборы в школах. Сколько с ними борются, столько они меняют свои обличья, но продолжают существовать.

Крайне отрицательное воздействие на качество образования оказывает внутренняя и внешняя миграция. Оставшиеся без присмотра родителей дети испытывают не только материальные, но и психологические проблемы.

На сегодня в школах Кыргызстана работает примерно 79 тысяч педагогов. По данным Министерства образования и науки, в отдалённых районах не хватает учителей по таким предметам, как информатика, физика, химия. Стоит отметить, что нехватка порядка 3 000 учителей наблюдается вот уже на протяжении двух десятков лет. Если говорить о качественной стороне вопроса, то практика указывает на отсутствие эффективной системы их подготовки в соответствии с современными тенденциями и технологиями, так как выпускники педагогических специальностей не владеют в достаточной степени новыми информационными образовательными технологиями, не готовы успешно работать в рамках цифровой экономики. Пандемия вывернула эти проблемы, можно сказать, наизнанку. Педагоги оказались практически не готовы работать в удалённом формате. Но виной этому, скорее всего, слабая материально-техническая база школ (в первую очередь в сельской местности), особенно кабинетов естественно-математического цикла, технологии, информатики, которая приводит к отсутствию возможностей учащихся осваивать современные технические навыки. Добавим к этому отсутствие доступа к скоростному интернету и образовательным ресурсам, слабое внедрение цифровых технологий в образовательный процесс. При этом, заметим, не всех школ. Совершенно очевидно, что адаптация педагогов к изменившимся условиям профессиональной деятельности происходит с разными скоростью и результатами. Частные, или как их ещё называют элитарные школы, очень даже быстро адаптировались к вынужденному удалённому формату обучения, поскольку недостатка в компьютерной технике и квалификации учителей не испытывали. Такое положение школ приводит к социальному неравенству обучающихся, перегруженности одних школ и неукомплектованности других. Сложившуюся ситуацию можно охарактеризовать как несоответствие де-факто к де-юре. Закреплённое в Конституции право на качественное бесплатное основное образование, на самом деле, значительно уступает качеству такого же платного образования. Противоречие между массовостью образования и его коммерциализацией ведёт к ухудшению возможностей получения качественного образования для «слабых» социальных групп.

Положение дел в сфере дошкольного образования во многом совпадает с положением дел в сфере школьного образования, хотя точнее сказать более удручающее как в части состояния материально-технической базы, количества дошкольных организаций, охвата детей и доступности дошкольного образования для малообеспеченных слоёв населения, так и в части повышения квалификации на основе современных подходов в дошкольной педагогике. Не урегулированное в законодательстве функционирование альтернативных форм дошкольного образования (частные, частно-государственные, краткосрочные, кратковременные, дневные центры развития, садики на джайлоо и др.) также становится серьёзным барьером для получения и развития дошкольного образования и требуют скорейшего принятия нормативно-правовых актов для узаконивания практики их деятельности.

Финансирование образования

Система образования финансируется из трёх источников: государственный бюджет, частные средства и внешняя помощь. Основным источником финансирования образования является государственный бюджет.
Расходы на образование в Кыргызстане за последние 20 лет увеличились более чем в 13 раз. При этом его качество остаётся на низком уровне. Такие данные опубликованы в обзоре «Школьное образование в Кыргызстане», подготовленном фондом KG Analytics.

К примеру, в 2017 году расходы Кыргызской Республики на образование (включая дошкольное, школьное, профессионально-техническое и высшее) составляли 7% от ВВП, что больше, чем в других странах (в Казахстане 3%, России и Монголии около 4%, в странах Европейского союза в среднем 5%).

В 2001 году на поддержку сферы образования из бюджета КР выделялось 3 млрд. сомов, в 2007-м — 9 млрд. сомов, в 2012-м — 21 млрд. сомов. К 2020 году этот показатель достиг 39,9 млрд. сомов.

Около 60% от всех расходов данного сектора приходится на школьное образование. Однако рост финансирования не приводит к росту качества образования, так как существующая система направлена на поддержание системы школьного образования, а не на её развитие.

Несмотря на увеличение расходов со стороны государства на образование, качество образования пока не отвечает современным требованиям.

Учитывая всё вышеизложенное, можно констатировать следующее:

Высокая потребность общества в получении качественного образования всё больше ограничивается способностью действующей системы образования удовлетворить эту потребность.

Состояние современной системы образования свидетельствует о нарастающем противоречии между новыми социальными тенденциями в обществе и образовательной практикой.

Противоречие между массовостью образования и его коммерциализацией ведёт к ухудшению возможностей получения качественного образования для «слабых» социальных групп.

Образование, выступающее в качестве объекта социальной политики, не может не испытывать последствий негативных тенденций в системе образования.

Проблема качества образования связана с противоречиями между существующими формами, приёмами, методами, технологиями обучения и воспитания и необходимостью их модернизации в изменяющихся социокультурных и социально-экономических условиях.

Всемирная декларация о высшем образовании в XXI веке определяет качество высшего образования как многоплановую концепцию, охватывающую все функции и виды деятельности: учебные и академические программы, исследования и стипендии, персонал, материально-техническая база, здания, оборудование и работы на благо общества в академической среде.

Пути решения вопросов качества высшего образования изложены в нескольких концептуальных, стратегических и нормативных документах.

Так, в Национальной программе развития Кыргызстана на 2021-2026 годы, Концепции развития образования в Кыргызской Республике на 2021-2030 годы обозначены задачи, чёткое и неукоснительное выполнение которых, несомненно, позволит вывести сферу образования на нужный для процветания и благополучия страны уровень. Ведь, как известно, обеспечение качества образования невозможно без реализации эффективной социальной политики, государственных гарантий обеспечения финансовыми, материально-техническими и кадровыми ресурсами образовательной сферы.

Сейитжан АПЫШЕВ,
научный сотрудник НИСИ КР.
Статья подготовлена по данным, взятым из открытых источников.



(Next News) »



Comments are Closed