Main Menu

Был не только великим танцовщиком…

Чолпонбека Базарбаева хорошо знали и в Казахстане

Большой друг казахского балета Роберт Хасанович Уразгильдеев в свой недавний приезд в Алматы преподнес нам свое очередное творение. Книга называется «Чолпонбек Базарбаев. Воспоминания современников»,  издана в Бишкеке в 2012 году при  финансовой   поддержке   Общественного фонда  им. народного артиста СССР Чолпонбека Базарбаева. Это двадцать вторая книга, к которой приложил руку и сердце Роберт Хасанович — неутомимый труженик и летописец кыргызского балета, обладатель множества государственных званий и регалий у себя на родине.

Издание  выстроено композиционно и  имеет  логично  продуманную структуру. В первой главе представлено последнее интервью с героем книги. В последовательной  цепи  высказываний  раскрывается образ Базарбаева как общественного деятеля и патриота своей страны, всей душой болевшего за духовную культуру  народа, его будущее.
Вторая   глава   состоит   из   воспоминаний   коллег,   педагогов   и   друзей Чолпонбека Базарбаева. Очень теплые, трогательные и искренние слова о своем партнере написала известная балерина народная артистка СССР  Айсулу Токомбаева. Читая эти строки, в очередной раз осознаешь: партнер на сцене для балерины — не просто человек, с которым они вместе танцуют,  а в первую очередь единомышленник, с которым их  должны объединять внутренний заряд и творческое единение.
Таким же единомышленником предстает Базарбаев и в воспоминаниях его педагога Инги Евгеньевны Левченко. Почти все главные партии, исполненные им вместе с А. Токомбаевой на кыргызской балетной сцене, были подготовлены под ее руководством. Безграничное трудолюбие, упорство в достижении желаемого и преодолении технических трудностей — вот главные составляющие его сценического успеха.
Не   просто   блестящий   танцовщик      и   талантливый   руководитель,   а высоконравственный  человек,  верный,  искренний  и  благородный друг —  таким помнят Ч. Базарбаева его друзья-коллеги, с которыми он вместе учился, работал, ездил на гастроли, общался семьями. В воспоминаниях Асылбека Бегалиева,   Асанкула  Искакова,   Саинбека  Исманалиева  и  других предстает человек и друг, в котором они выделяют глубокую порядочность, готовность помочь в трудную минуту, широту души, умение радоваться жизни и постоянное стремление к   самообразованию.
В  воспоминаниях советника по культуре Михаила Швыдкого и посла Азербайджанской Республики в Российской Федерации Полада Бюль-Бюль Оглы раскрывается образ Базарбаева таким, каким его воспринимали коллеги-министры   из   стран   СНГ.   Деятельность   его   на  посту министра культуры и  в организации ТЮРКСОЙ  совпала с  непростыми временами в жизни всех стран бывшего Союза, когда рушились устоявшиеся традиции и связи, денег на культуру  не было.  Блестящий танцовщик в прошлом благодаря самообразованию, широкому кругозору и неравнодушию   к   будущему   собственного   народа    сформировался   как государственный деятель новой формации, с достоинством несущий бремя высокой ответственности теперь не только за свой любимый балет, но и за всю культуру  родного Кыргызстана.
У нас, в Казахстане, Базарбаева многие знали лично, воспринимали как очень близкого друга и талантливого танцовщика. Его коллега в театре оперы и балета им. Абая, а теперь   поэт   и  председатель   Союза   хореографов   Дюйсенбек   Накипов посвятил Чолпонбеку трогательные поэтические строки. В книгу включены воспоминания   Кайрата  Мажикеева,   с  которым   они  дружили  много  лет семьями и были знакомы еще со времен стажировки в Московском хореографическом    училище, и Булата  Аюханова,  с которым  сотрудничал в процессе постановки балетов на кыргызской сцене. В их воспоминаниях   воссоздан   образ   обаятельного   и   остроумного  шутника, умеющего не только отлично танцевать, но и с упоением    воспринимать жизнь во всех ее красках и наслаждаться общением с близкими ему по духу людьми.
Самые  теплые   и   эмоциональные   страницы,   пронизанные  любовью   и тоской по родному человеку, написаны его супругой и соратницей по жизни Надеждой Базарбаевой и братом Кудайбергеном. Их теплые воспоминания рисуют образ человека, одержимого своей профессией и в то же время высоко ценившего родственные связи и семейные традиции.
В последней главе представлен очерк о творческом пути Ч. Базарбаева, написанный доктором  искусствоведения,  профессором  Р. Уразгильдеевым.
Роберт Хасанович ярко и образно раскрывает читателям   волшебство танца Чолпонбека, отмечая  его лучшие  партии  и особенности интерпретации образов в советских балетах, классическом и национальном репертуаре. Уразгильдееву как автору большой монографии о   творчестве Ч. Базарбаева, изданной в Бишкеке в 1999 году, видимо, было непросто в кратком очерке на 18 страницах  рассказать  об  исключительном  даровании  и выразительной актерской игре самого яркого явления балета Кыргызстана.
Книга снабжена полным биографическим и библиографическим справочным материалом  о жизни и творчестве Ч. Базарбаева.    Р. Уразгильдеев, выступивший в качестве составителя книги, подобрал разнообразный интересный фотоматериал, который помогает воочию увидеть героя книги в различных ипостасях.
К сожалению, мне не довелось познакомиться  с Ч. Базарбаевым, услаждаться его танцем, но благодаря этой книге воспоминаний я ощутила, какую любовь и какое место в культуре Кыргызстана занимал этот человек,  прочувствовала боль утраты любивших его людей. Думается, благодаря этой книге многие люди в  разных городах и странах получат  возможность прикоснуться к личности выдающегося артиста, общественного и государственного деятеля  Чолпонбека Базарбаева. Радует, что, несмотря на трудности, открыт Фонд имени Базарбаева под патронатом г-на И. Токоева и есть люди, помогающие изданию таких книг, учреждению его именной стипендии, снимающие фильмы и, самое главное, ставящие новые цели и задачи для увековечения памяти о великом артисте и сыне своего народа.

Гульнар ЖУМАСЕИТОВА, кандидат искусствоведения, доцент, главный научный
сотрудник Института литературы и искусства
им. М. Ауэзова.

Алматы.

 






Добавить комментарий