Main Menu

А где же Бишкек?

В июле киноальманах «Бишкек, я люблю тебя!», поначалу тщательно охранявшийся создателями от пиратов, наконец появился в Сети, и его смогли оценить те, кто не дошел до кинотеатров. Пошла новая волна обсуждений. Пока авторы из Nomadmen Films, которые успели прокатать первый фильм в ближнем и дальнем зарубежье, снимают за океаном свое новое творение под названием «Салам, Нью-Йорк», подытожим дискуссии и мы.

Интернет полон негативных отзывов о фильме. Молодых ребят обвиняют в излишней гламурности, доходящей до пошлости. Народ вообще не поймешь: снимают режиссеры село и нищету — недовольны: на фестивальные жюри, мол, работают, спекулируют на убогости. Демонстрируют шик и блеск — в ответ снова ворчание: неправда, дескать, страна наша так не живет. Некоторые зрители задались вопросом: куда киношники подевали из Бишкека «сумырков», бомжей и попрошаек?
Судя по названию сборника, авторы хотели рассказать о городе и о том, за что они его любят. Так как сами они все молодые, получился крен в сторону жизни столичной молодежи — отсюда эти пары-лекции, клубы да бары, влюбленные парочки, поиски первой работы… Вот только, правда, если учеба — то в самом престижном и дорогом вузе, если посиделки — то в самых крутых местах, если влюбленные — то на «мерсе» подъезжают к элитной высотке, если трудоустройство — то сразу на хорошую позицию с радующей зарплатой по рекомендации Айбека-байке. Да, похоже, ребята перегнули палку в своем стремлении изобразить родной город этаким мегаполисом не хуже Нью-Йорка, к примеру, с успешными жителями (хотя и в НЙ они разные). Разве мы любим Бишкек только за элитные дома, гольф-клубы, обилие иномарок и дискотек?
Можно было бы ребятам простить эту «ярмарку тщеславия», ведь за лакированным фасадом сквозит стремление поиронизировать над «понтами» молодежи. Так, герой Вадима Кима — это просто «халявщик» и «кидальщик», который любит порисоваться перед девчонками-«чайками» за чужой счет. А те откровенничают в туалете: «А ты правда отдыхала на Гоа?», «А ты правда умеешь любить бескорыстно?». И отношения без празднования годовщины в дорогом ресторане — вовсе не любовь. А новелла о трудоустройстве весьма жизненна и поучительна, потому что высмеивает одно из самых больных мест нашего общества — протекционизм и непотизм (историю о депутате Батыре Арканове я в этот ряд не ставлю: несмотря на усилия авторов апеллировать к реалиям политики Кыргызстана, она получилась жалкой).
Можно было бы простить и манеру речи исполнителей ролей с жеманным растягиванием слогов. Во-первых, большинство наших молодых бишкекчан именно так и говорит. Во-вторых, да, актерская игра — из рук вон плохая, но после всей этой русскоязычной гламурщины — «У любви свои небеса», «Как выйти замуж за Гу Чжун Пё?» и «Как украсть миллион?» — лично я уже стала смиряться с тем, что это и есть уровень нашего кинематографа.
Но лоска получилось и вправду много. А реального Бишкека  практически нет. И дело даже не в бомжах. Помните актуальную несколько лет назад телерекламу АУБа: дети бегут по залитым солнцем улицам, едут в троллейбусе, плещутся в фонтане, а старики отдыхают на лавочке на бульваре? Вот это и был «Бишкек, я люблю тебя!».
Создатели пытались разбавить «сладкую жизнь». Но новелла о том, как порядочный вроде бы дедушка учит внучка обманывать, воровать и хулиганить, выглядит слишком сиротливо и неубедительно среди историй о буднях поколения Next.
В соседнем Казахстане молодые алматинцы несколько лет назад сняли фильм «В городе А», где связующим звеном был таксист, курсирующий по городу. И правда, кто, кроме «бомбил», не только лучше всего ориентируется в сплетенье улиц и странностях жизни, которую приходится наблюдать не только из окон авто, а и в зеркало в салоне? В «Бишкек, я люблю тебя!» таким лейтмотивом служит история девушки (героиня Риты Манжиевой), ушедшей от своего парня, но после прогулки по городу решившей вернуться. Однако такой выбор непонятен. Тогда картину следовало назвать «Все мужчины — …», и в ней были бы весьма уместны только некоторые новеллы: о ловеласе, брошенной Марине Ким, молодых любовниках, у которых назревает годовщина отношений, съемках телесюжета о том, что же такое брак… Ну а все остальное — в топку.
Нельзя сказать, что работа однозначно плоха. Есть в ней и удачи, к примеру, идея наложить закадровые диалоги на молчаливую игру влюбленных. И новелла о счастливом браке, особенно ответы респондентов уличного опроса. Тележурналистка (в исполнении Виктории Залевской) получилась глуповата? Даже отлично! Потому что и в реальности неумные корреспонденты встречаются чаще, чем счастливые молодожены. Хороша и упомянутая мной новелла о трудоустройстве со сравнением двух претендентов из разных социальных слоев. А финальный клип, в котором мы видим оригинальные концовки всех историй, — и вовсе блеск. Фильм бы перемонтировать, порезать — получилось бы здорово. Но… Авторы допустили и много промахов. Главный из них в том, что Бишкека мы так и не увидели. И даже «малышку Би», о которой пелось в примитивненьком саундтреке с назойливо-раздражающим «шум, шум, шум». Вообще никакого города. Согласна,  город — это люди. Но и сам по себе он со своей разностилевой архитектурой, полными голосов парками, тенями на асфальте в жаркий день, фонтанами, базарами с изобилием фруктов достоин того, чтобы уделить ему внимания больше, чем просто в течение нескольких секунд показывать улицы.

Алия МОЛДАЛИЕВА.
Фото из Интернета.

 






Добавить комментарий