Main Menu

О независимости судей и сокращённых привилегиях

Члены Кконституционного совещания продолжают вносить правки и новшества в Основной закон страны.

На очередном заседании решено оставить статус экс-президента, но при этом ограничить его гарантии и привилегии. Напомним, ранее хотели убрать из Конституции норму о статусе бывшего главы государства, поскольку госказна терпит большие материальные убытки, обеспечивая их льготами.

Не утихают и споры о том, кто станет назначать судей. На этот раз на пленарном заседании члены Конституционного совещания предложили отделить судебную систему от Президента и парламента. Ранее речь шла, что Президент станет назначать и снимать работников Фемиды, но с согласия депутатов парламента. А вот нардеп Кенжебек Бокоев считает, что в выборе судей должен участвовать народ. «Надо организовать либо частично прямое избрание, либо же самоформирование, как ранее предлагал один из членов Конституционного совещания», — сказал он. Его поддержал экс-спикер Законодательного собрания Жогорку Кенеша Алмамбет Матубраимов. По его мнению, когда суд станет независимым, то станет справедливым. Все три ветви власти должны быть самостоятельными и независимыми друг от друга.

Депутат Жогорку Кенеша Умбеталы Кыдыралиев не доволен сокращением количества нардепов. По его словам, авторы Конституции не могут просто так менять число народных избранников. Для этого нужен тщательный анализ. Комментируя данную поправку журналисту ИА 24.kg, он заявил, что непонятно, сколько мандатов получат те, кто прошёл по одномандатному округу, и сколько по партийным спискам. Слуга народа считает аргумент о том, что на нардепов уходит много средств из бюджета, не важным. «Вы не представляете: в Кыргызстане около 60% экономики находится в тени. Это всё требует издания новых законов, положений», — заявил Умбеталы Кыдыралиев.

Эксперты решили, что Президент и парламент не станут отчитываться перед Народным курултаем. По мнению Урмата Аманалиева, есть два вида органов: государственный и общественный. У курултая — второй статус. Он определён как общественный орган. В мире есть только три классические ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. Он также добавил, что курултай не станет госорганом, финансируемым из госбюджета.

***

Юристы правовой клиники «Адилет» изучили новый документ на соответствие международным стандартам прав человека, обязательствам Кыргызстана в рамках подписанных международных договоров, принципам верховенства права и правовой определённости. И пришли к выводу, что проект Конституции требует существенной доработки и не готов для вынесения на общественное обсуждение.

Эксперты заявили, что многие положения нарушают принципы верховенства права и правовой определённости, имеют место внутренние противоречия принципиального характера. Они подчёркивают, что содержание раздела о правах человека не соответствует международным стандартам. Многих важнейших прав и свобод, находящихся под защитой международного права, в проекте Конституции нет. В частности, отсутствуют пункты, запрещающие рабство и эксплуатацию детского труда, защищающие интересы ребенка, неприкосновенность личности и другие. Исключаются гарантии двойного гражданства, следовательно, на законодательном уровне может быть установлен запрет на получение иного гражданства. Усиливаются положения об ответственности за высказывания или действия, противоречащие общепризнанным нравственным ценностям, традициям народов Кыргызстана. Это позволит устанавливать и ужесточать уголовную ответственность за высказывание мнения. Отметим, что и сейчас в законодательстве прописана ответственность за подобное поведение. Однако действуют конкретные критерии, установленные нормами законов, а предлагаемые изменения дадут возможность для широкого, произвольного толкования понятий нравственных и традиционных ценностей.

В новом проекте Конституции предусматривается построение в Кыргызстане президентской формы правления. В «Адилете» отмечают, что это не является негативным явлением. «В мире существует много успешных, развитых президентских демократий. В этом плане гораздо более важным является установление эффективной системы сдержек и противовесов, выступающей центральным звеном принципа разделения государственной власти. Однако в новом документе эта система фактически нивелируется», — отмечается в исследовании.

Эксперты заявляют, что Президент занимает главенствующее положение, обладает обширными полномочиями и возможностями влияния на деятельность всех государственных структур, включая судебную систему. А минимальное количество формальных механизмов контроля за законностью деятельности главы государства едва ли позволит применять их на практике. Юристы также установили, что статус и роль парламента в системе государственного устройства республики значительно снижаются, сокращаются его полномочия и гарантии независимости депутатов.

Специалисты «Адилета» отмечают, что действующая Конституция 2010 года вместе с поправками, принятыми в 2016-м, также требует качественной доработки. Это касается того же вопроса системы сдержек и противовесов. Сейчас остаётся неопределённым статус Президента, который не относится ни к одной из ветвей государственной власти, но является главой государства и обладает существенными полномочиями. В этом свете проект Конституции точно определяет роль Президента, однако нарушается баланс между ветвями государственной власти. Поэтому возможно повторение серьёзных ошибок, допущенных властью в 2010-м и 2016 годах. Кроме того, вводится институт Народного курултая с абсолютно непонятным статусом в системе государственного устройства и функциями, характерными для Жогорку Кенеша.

По итогам анализа эксперты пришли к выводу, что инициированный проект Конституции требует качественной доработки в области гармоничного и справедливого распределения власти между государственными институтами. «Высокопоставленные должностные лица обязаны помнить, что неудержимые стремления властей установить контроль абсолютно за всеми государственными институтами привели к событиям 24 марта 2005-го, 7 апреля 2010-го и 5 октября 2020 года. Учитывая особенности общественно-политического устройства Кыргызстана, попытки узурпации власти станут неизбежно приводить к хронической нестабильности и смене власти неправовыми способами», — заявили юристы.

Подготовила Ирина КОВШОВА.






Добавить комментарий