Main Menu

На каждого кыргызстанца — меньше одного барана и курицы. Почему так?

Директор Центра конкурентоспособности агробизнеса, экс-министр сельского хозяйства и кандидат экономических наук Торогул БЕКОВ рассказал, почему кыргызстанцам не хватает мяса и хлеба, а также поразмышлял о том, что необходимо сделать для того, чтобы продуктов хватало. Вопрос актуален, потому что Минсельхоз запретил экспорт живого скота. Эти меры необходимы для того, чтобы в последующем не приходилось восстанавливать показатели предыдущих лет.

— Минсельхоз запретил вывоз племенных животных, которые являются основой мясо-молочной промышленности. Почему они так важны?

— Самое главное — мы должны заботиться о нашей продовольственной безопасности, потому что она — основа экономической безопасности, а та в свою очередь — основа нацбезопасности. Ещё Теодор Рузвельт говорил, что если сегодня умрёт фермер, то завтра умрёт народ. Запрет на вывоз поголовья племенного скота отличается от запрета вывоза мяса в первичной переработке. Как временная мера это хорошо, но с одним условием — надо пресекать контрабандный вывоз. Причём вывозят живой скот.

— Куда именно идёт контрабанда?

— Она идёт в основном в Узбекистан, но также попадает и в Таджикистан, и в Казахстан.

С точки зрения обеспечения продбезопасности на краткосрочный период — это эффективное решение при условии, что прекратится контрабанда.

Если мы не сможем с ней совладать, то получается, что мы только поддержали теневой рынок и саму контрабанду. Меры должны быть самыми жёсткими: прикрывать посты, козьи тропы и любые способы контрабанды. В перспективе вопросы продбезопасности надо будет решать экономическими рычагами, а не через запреты. При этом необходимо сделать определённый неприкосновенный запас, который вывозить нельзя вообще, как, например, дубовые бочки в Молдавии.

— А зачем в других странах наш скот? Для мяса или же для воспроизводства?

— В основном вывозятся овцы. И для мяса, и для воспроизводства. Но надо смотреть на статистику. В Кыргызстане в 2019 году насчитали 1,68 млн. крупного рогатого скота, при этом коров — всего 835 тыс., овец — 6 млн. 226 тыс. голов. Птицы в стране 6 млн. 211 тыс. Население — 6,6 млн. А теперь просто сравним — в Киргизской ССР проживали 3,6 млн. населения, и овец было 9 млн.

Сейчас дожили до такого, что на одного человека приходится меньше одного барана и домашней птицы.

Что в других странах происходит? В Австралии на 25 млн. человек приходится 98 млн. голов овец. В Великобритании, с которой у нас относительно схож климат, живут 33 млн. овец, и у них площади такие же маленькие. А там живут 55 млн. человек. Нам надо вернуться хотя бы на советский уровень.

— Какими путями это можно сделать?

— Когда мы говорим, что необходимо увеличивать поголовье овец, то люди сразу же начинают кричать, что убьются пастбища, нарушится экология и произойдёт деградация. Конечно, при той системе, которая есть сейчас, пастбища умрут и их не хватит. Но у нас 9 млн. гектаров пастбищ, и стране очень повезло. Мы должны привести их в порядок.

Сейчас у фермера 100 гектаров на 100 баранов, скот пасётся где хочет. Бараны всю траву съедают, оставляя одни лишь сорняки. Происходят деградация земель, водная эрозия, растут одни сорняки, которых на следующий год будет ещё больше, и так продолжается уже 30 лет. Можно работать по-другому — пасти 100 баранов на 10 гектарах три дня, после переходить на другое место. Таким образом, на первое вы вернётесь месяц спустя. За это время растения приходят в себя, туда необходимо вносить удобрения, и таким образом многолетние питательные растения побеждают сорняк.

Серьёзная проблема в том, что придомовые пастбища изнашиваются быстро, а дальние становятся заброшенными. Раньше была целая структура, которая следила за ними, — Республиканское пастбищное мелиоративно-строительное управление при МСХ. Оно занималось реабилитацией пастбищ: стройкой мостов, поилок. А сейчас только собирает деньги. Англия при такой системе не превратилась же в пустыню, чего же бояться нам?

— Сколько человеку необходимо мяса в год?

— Человек должен потреблять 61,3 кг мяса ежегодно. Стране необходимо в год 404 тыс. тонн мяса. В 2019 году произведено 226 тыс. тонн (в убойном весе). Обеспеченность населения — всего 57%. Объяснять разницу не стоит. Хлеба должен потреблять человек 115,3 кг, и его тоже не хватает. Кыргызстанец потребляет по 155 кг хлеба ежегодно. Обеспеченность пшеницей — всего 53%. Человек по-прежнему ест чай и лепёшку, потому что мяса не хватает. Нехватку мяса мы покрываем импортом из Китая. Границы закрыты, вот вам нехватка товара для нормальной нормы потребления.

— А что с остальными продуктами питания? Их мы тоже недоедаем?

— Похожая ситуация с молоком. В советские годы коровы давали 3 тыс. литров, сейчас — 2 тысячи. В России коровы дают 5-6 тысяч, а в Европе цифры давно убежали далеко вперёд. 8-11 тыс. литров ежегодно приносит одна корова. В Европе даже козы дают больше молока, чем наши коровы. Думать надо об этом, а не о том, что сейчас съесть.

— Что необходимо сделать в краткосрочной перспективе для развития животноводства?

— Заниматься развитием племенного скота, развивать кормовую базу, строить мини-молочные цеха и не забывать, что впереди ещё жизнь, в которой что-то надо есть.

Kaktus.media.






Добавить комментарий