Main Menu

Акварельная терапия Эмиля Насритдинова

«Акварель против COVID-19» — такое название дали организаторы персональному собранию картин художника Эмиля Насритдинова в выставочном зале Союза художников в Дубовом парке.

Автор этой экспозиции, выпускник факультета архитектуры и дизайна КГУСТА имени Н. Исанова, сейчас преподает в АУЦА. Это его вторые творческие смотрины, первая персональная выставка состоялась год назад в университете, где он уже 12 лет преподаёт антропологию.

Для новой выставки художник собирал работы, созданные им в конце минувшего года, а сподвигла на неё и внесла коррективы в личные творческие планы пандемия коронавируса. Эмиль увидел, как напряжённо, подвижнически и целеустремлённо трудятся в этой сложной эпидемиологической ситуации врачи и волонтёры Кыргызстана, и ему захотелось внести в это свой вклад. Он подумал, что если выставить и продать живописные работы, то вырученные средства также можно направить на борьбу с коронавирусом. Так родилась идея о благотворительной выставке-продаже в Дубовом парке. И он осуществил этот проект, представив в экспозиции вниманию любителей изобразительного искусства 67 своих акварельных произведений. Автор благодарен Союзу художников за поддержку в организации выставки и безвозмездное предоставление экспозиционного пространства.

Своим жанровым пристрастиям Насритдинов определяет место между реализмом и импрессионизмом. В экспозиции представлены его акварельные листы, написанные как с натуры, так и по снимкам его друзей-фотографов из Кыргызстана Дмитрия Архипова, Юрия Боянина, Ардака Токой уулу, Марата Сайранбаева и канадца Пола Фрайера — географа, который уже 10 лет живёт в Финляндии, много путешествует, фотографирует и часто бывает в Кыргызстане, куда его привели научные интересы. Большинство выставочных работ Насритдинова созданы летом этого года в период самоизоляции. По словам самого живописца, именно акварельная терапия во многом помогла ему пережить все сложности пандемии.

Художник отдаёт предпочтение графической и цветовой композиции, а свои темы находит в окружающей его жизни. Он увлечённо интересуется, как используют цвет и композиционно мыслят другие авторы. Любимые им художники Томас Шволлер, архитектор и акварелист, которого в США называют «архитектором света»; испанский акварелист Альваро Костаньет и австралиец Джерих Букой. Эмиль пишет только акварелью, правда, пытается ещё рисовать маслом. Среди отечественных живописцев в числе его вкусовых пристрастий — работы бишкекчанина Валерия Руппеля и художников из столичной группы «Музей».

Картины живописца, представленные в выставочной экспозиции, отражают разнообразие акварельной техники и живописных жанров. Насритдинов чаще всего пишет с натуры в столице, природные уголки которой не перестают удивлять автора, но сейчас ранние мечтательные образы в его работах уступают место реальному миру. Выставка знакомит с картинами, где есть тщательная продуманность образов, показных в пейзаже. В работах автор передаёт время и место, изменяющееся и неизменное, стремительно уходящую и быстро меняющую свои ритмы современную жизнь. В таких акварельных листах, как «Дом с аркой на бульваре Эркиндик», «Старые локомотивы в Бишкеке», «Бишкек романтический. Дубовый парк», «Фонтаны на площади Ала-Тоо», «Одуванчики в парке Дружбы», а также в картинах «Зимняя Ала-Арча», «Ранний вечер на реке Ала-Арча в Бишкеке», «Филармония. Бишкек», ощущается всепоглощающее чувство взаимосвязи, а не противопоставления природных форм. Постепенно переходя взглядом от одного фрагмента композиции к другому, зритель испытывает и чувство ностальгии по Бишкеку уходящему и, погружаясь в изображённое на акварели, замечает, что художник в ней не просто нарочито демонстрирует природу, а воздух, земля, деревья сливаются в картине в единое движение, где всеобщая и вечная энергия формирует более чёткие рельефные формы.

В своих произведениях, вошедших в выставочную экспозицию, художник также воспевает другие уголки природы Кыргызстана. Об этом говорят сами названия его акварельных листов: «Осенний вид на Ош со стороны Сулайман-Тоо», «Кочевье на джайлоо», «Ош в утренней дымке», «Улица в Джалал-Абаде», «Джалал-абадская Венеция», «Опустевший шахтёрский Иныльчек», «Одинокое иссык-кульское яблоко», «Утро в селе Ак-Босого», «Иссык-Куль — минимализм», «Иссык-кульские ягоды», «Старое дерево в Ала-Арчинском ущелье». Эти работы зрелищны своим многоцветьем, композиционной завершённостью, проработкой формы, кажущейся непринуждённостью исполнения.

Особое место заняли в экспозиции Э. Насритдинова пейзажные зарисовки, написанные после посещения США и Германии и норвежские сюжеты, созданные по снимкам П. Фрайера. В экспозиционных акварелях, таких как «Закат в парке Йеллоустоун», «Сезон цветения деревьев в Вашингтоне», «Близнецы-исполины (небоскрёбы в парке Йосемит)», «Марсианские хроники. Арочный парк в штате Юта», «Мост Мак-Артура в Сент-Луисе, штат Миссури», «Трамвайные линии в Сан-Франциско», «Монумент в Индианаполисе, штат Индиана», «Старая площадь во Франкфурте», «Норвегия», автор наделяет изображаемые объекты, имеющие, в том числе, и утилитарное назначение, благородными, притягивающими наш взгляд чертами.

Ещё один живописный раздел в выставочном собрании художник наполнил работами, созданными по личным впечатлениям от поездок в Индонезию и Вьетнам и написанные им по снимкам, сделанным его другом Д. Архиповым в Марокко. Акварели «Большие камни и кораллы на пляже в Индонезии», «Рассвет в индонезийской деревне», «Лодки, отдыхающие на берегу», «Деревушка в Индонезии», «Старая церковь в деревне Ох Аем», «Пляж Паданг-Паданг», «Алые паруса во Вьетнаме», «Марокканская улица», «Осенние листья», «Марокканские лодки» отличаются и впечатляют живыми красками и реальными неповторимыми образами, в которых художник не перестаёт удивляться запечатлённым им «прекрасным мгновениям» жизни в далёких от родного Кыргызстана странах.

Александр ШЕПЕЛЕНКО.

На фото: автор выставки, работы художника.

Фото предоставлено организаторами выставки.






Добавить комментарий