Main Menu

Первые проповедники ислама на территории Кыргызстана

Мухаммед (ар. Muhammad — хвалимый, прославленный; 571- 632 гг.) — арабский религиозный и политический деятель, основатель новой мировой религии — ислама (ар. al-Islam — покорность Богу). Согласно исламскому вероучению, он последний пророк и посланник Аллаха, которому также было ниспослано священное писание Коран (ар. — книга для чтения, назидание).

Мухаммед стал основателем и главой мусульманской уммы (ар. ummah — религиозная община), которая при его непосредственном правлении составила сильное и достаточно крупное теократическое (гр. theos — бог + kratos — власть) государство на Аравийском полуострове.

Мухаммед начал свою проповедческую деятельность в 610 году, когда во сне в пещере Хира, расположенной на северо-восточном склоне горы Джабаль ан-Нур, получил от ангела Джабраила ниспосланные ему Аллахом для передачи людям первые божьи наставления в виде сур (глав), оформленных в форме аятов (стихосложений) священного писания — Корана. Так как Мухаммед был неграмотным, он запоминал эти наставления, а затем передавал их своим ученикам и последователям для записи.

Среди первых учеников и последователей Мухаммеда вначале оказались родственники, друзья, соседи и другие знакомые ему люди, но постепенно контингент его слушателей увеличивался, и образовалась сплочённая религиозная община (умма) — совокупность людей, исповедующих ислам.

Позднее, по мере распространения ислама, из этих людей формировались отряды проповедников, которые после завоевания арабским войском соседних территорий обращали в ислам местное население. В анналах истории сохранилось немало имён этих проповедников ислама, общее количество которых составляло более нескольких тысяч человек.

Самым первым проповедником ислама, исследователем и разведчиком малоизвестных в Арабском халифате территорий ещё в период правления пророка Мухаммеда стал Арыстан баба, посланный на разведку западных территорий, в том числе территории нынешнего Кыргызстана. Он исследовал местность, расположенную на южном склоне Ферганского хребта, и сейчас в честь заслуг Арыстан бабы его именем названы река (Арстанбап), долина и реликтовые орехо-плодовые леса.

Позднее наиболее активными проповедниками ислама на территории Кыргызстана была группа последователей и сподвижников пророка Мухаммеда в составе Бабаша, Бозбу, Падыша, Тоскоола со своим племянником Ходжой (Кожо), Ыймана (Ымана, Имана) и Вали. Арабские имена всех этих проповедников остались неизвестными, а вышеприведённые имена они получили от прихожан в период миссионерской деятельности.

В настоящее время изображения этих первых слушателей пророка Мухаммеда сохранились на картине периода его начальной проповедческой деятельности, ещё до составления Корана.

На приведённом рисунке справа изображён пророк Мухаммед, внизу слева — Бабаш ата, справа — Падыша ата, вверху между ними — Бозбу ата, слева — Тоскоол ата, за ним — Иман ата и второй справа — Вали ата. Все они — уроженцы города Мекки и, приняв ислам, активно занимались его распространением и стали участниками всех 27 военных походов и сражений войск под руководством пророка Мухаммеда, которые он вёл против иноверцев (газават).

В период завоевания арабами Средней Азии (654-683 гг.) с целью распространения ислама отряд проповедников, шедший с войском шаха Джарира, возглавлял самый старший и опытный проповедник Бабаш. В составе этого отряда находились Бозбу, Падыша, Тоскоол с племянником Кожо (Ходжа), Ыйман (Ыман, Иман), Вали (Афлатун) и многие другие малоизвестные миссионеры и проповедники ислама.

Однако этот поход арабов закончился трагически. Местные племена не захотели принимать ислам и, объединившись, в местности Долона-Шахар на территории современного Алабукинского района Джалал-Абадской области дали отпор войскам шаха Джарира. Войско шаха Джарира разбили, сам он с группой своих сторонников бежал в Касан, а оттуда вернулся в Арабский халифат. Но группа проповедников не имела такой возможности, и они, добежав до территории современного Аксыйского района, спрятались там у своих сторонников. Местные мусульмане помогали им, чем могли, а весной, когда обстановка в области нормализовалась, проповедники ислама продолжили свою миссионерскую деятельность и привлекли в свои ряды большое количество новых сторонников. За свою праведную жизнь, стойкое исповедание веры и неутомимую проповедческую деятельность Бабаш и другие проповедники ислама заслужили любовь и уважение верующих, и после смерти их отнесли к культу святых, к их именам и прозвищам богомольцы стали добавлять титул «ата» — святой отец, покровитель, патрон. Одновременно за заслуги в деле распространения ислама в их честь назвали некоторые географические объекты в тех местах, где они скрывались от глаз неверных, —  горы, реки, ущелья и пещеры.

Самым старшим и опытным среди этих проповедников значился Бабаш ата, и, по-видимому, по этой причине он получил титул «баба» — на Востоке название духовного учителя, пожилого или мудрого мужчины; также имеет значения: «предок», «основатель рода», «старейшина». В честь него назван пик и высокогорный хребет, отрог западной части Ферганского хребта и самая высокая точка этого хребта — пик Бабаш-Ата (4 427 м), расположенные в Ноокенском и Базар-Коргонском районах Джалал-Абадской области.

Вторым по возрастной категории в этой группе проповедников считался Бозбу ата, в честь которого названы горы (Бозбу-Тоо), расположенные между Чаткальским хребтом и рекой Нарын на территории Аксыйского района.

Третий по возрасту проповедник — Тоскоол ата, чьим именем назвали озеро (Сары-Челек) и реку, впадающую в это озеро, на территории Аксыйского района.

Среди этого отряда проповедников единственным человеком, чьё имя удалось полностью установить, является Падыша ата, которого шах Джарир в своё отсутствие назначал своим заместителем, а люди считали его представителем Арабского халифата и святым посланником   Мухаммеда и называли падыша — (ар. padisah — титул монарха в некоторых странах Востока). Подлинное имя этого проповедника Саид Камал ад-Дин Салмани аль-Фарси. За его заслуги в деле распространения ислама его прозвищем назвали реку (Падыша-Ата), протекающую в западной части Аксыйского района и берущую начало с Чаткальского хребта. За своё стойкое исповедование веры и истинности ислама, веры в Аллаха, ангелов, священные писания, пророков, Судный день, в воздаяние за добро и зло один из этой группы первых проповедников ислама получил прозвище Иман (ар. iman — вера в истинность ислама), ставшее его мусульманским именем.

Самый младший среди этого отряда проповедников — племянник Тоскоол аты по прозвищу Кожа (пер. хадже — господин; человек, ведущий свою родословную от арабских миссионеров ислама; почётный титул духовных лиц). За активную и плодотворную миссионерскую деятельность его именем назвали реку (Ходжа-Ата), приток реки Кара-Суу, протекающую в Аксыйском районе Джалал-Абадской области.

Ровесником Кожо аты был Вали ата, чьё имя под воздействием арабской грамматики трансформировалось в Афлатун. Всё дело в том, что слово вали (вала — святой) во множественном числе арабского языка имеет написание «авлия» (аuliya, awliya, аwla, aфла) + тун — первенец; (перен.) настоящий, истинный, искренний). В его честь названы река, приток Ит-Агара, а также село и лесхоз в Аксыйском районе. (Есть предположение, что река Авлетим и село Авлетим также названы в честь Вали аты).

Эта группа проповедников ислама оставила о своих деяниях неизгладимый след в памяти своих прихожан, и их имена получили многие географические объекты в большинстве районов Джалал-Абадской области.

В XIII — первой половине XIV веков в ходе монгольских завоеваний ислам утратил своё значение государственной религии, но в 1354 году в государстве Моголистан восстановлен. С конца XV века кыргызы становятся господствующим этносом на Тянь-Шане, а в XVI-XVII веках здесь складывается кыргызская народность, в сплочении которой ислам сыграл роль идеологического фактора объединения. Среди проповедников этого периода можно отметить Манжылы ату, чьим именем названа долина священных родников на южном побережье озера Иссык-Куль в Тонском заливе, а также шейха Алам ед-Дина, именем которого названа река в Чуйской долине.

В последующие годы мусульманское духовенство наиболее активно вело свою миссионерскую деятельность среди кочевого населения Кыргызстана в период владычества Кокандского ханства через мулл (кыр. молдо — мусульманский священник) и суфийских ишанов (перс. ishan — руководитель мусульманской общины).

В заключение следует отметить, что наряду с названиями многих географических объектов, особенно в Джалал-Абадской области, память о первых проповедниках ислама сохранилась во многих мифах и легендах, бытующих среди местного населения. Сохранились и кумбезы, сооружённые над могилами этих мусульманских святых, которые стали мазарами, — местами поклонения верующих.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий