Main Menu

Происхождение антропонима Чопан-ата

Антропоним (гр. antrоpos — человек + onoma — имя) — собственное имя человека; в более широком смысле это имя любой персоны: вымышленной или реальной. В данном случае это имя духа.

В глубокой древности, когда люди жили во власти природных явлений и катаклизмов, они воспринимали окружающий их мир подобно своему существованию в виде живых и одушевлённых существ (духов) — божьих созданий, наделённых сознанием, но невидимых для людей.

На большей части территории Кыргызстана переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу происходил в условиях формирования нового способа хозяйственной деятельности — кочевого скотоводства, основанного на сезонном перегоне скота в зависимости от травостоя. И преобладающими животными в этот период оказались овцы.

Скульптор Х. И. Наурызбаев. Шопан-Ата.

Перегон такого большого стада овец, а затем надзор, уход и защита потребовали большого количества специалистов нового профиля. Так появились чабаны.

Соответственно с канонами (гр. kanon — правила, предписания) той религии, которая распространялась в это время, в мифологии и бытовом фольклоре, по аналогии с другими профессиями, появились духовные покровители чабанов.

Духами во многих религиях и мифологии называют сверхъестественное божественное существо, обычно невидимое, но в некоторых случаях светящееся (аура) по контуру и форме того природного объекта, покровителем которого оно является. Считается, что это существо наделено волей, способностью воспринимать предметы, обладать различными сверхъестественными способностями и возможностями, при этом само остающееся (почти) всегда недоступным для восприятия. Духам часто приписывают невидимость, разум, ясновидение, способность к полёту, исчезновению и появлению. Дух якобы может либо никак себя не проявлять, либо становиться видимым, входить в контакт с человеком, общаться с ним (словесно или мысленно), вызывать у человека видения, болезни, становиться причиной тех или иных явлений природы.

Духи как божеские создания бессмертны, поэтому рождение и смерть для них невозможны в физическом плане. При этом духи могут вселяться в неодушевлённый предмет, растения или животных, становясь причиной роста, поломки, болезни, необъяснимого поведения, аномальных явлений, происходящих с предметом, растением или животным. В некоторых культурах бытует мнение, что духи могут вселяться в человека и подчинять себе его волю.

В общении с людьми и в случае необходимости духи могли материализоваться и принимать вид человека, животного и других природных объектов. Существовали духи солнца и луны, гор, озёр, рек, лесов и других объектов растительного и животного мира. Таких духов в кыргызском языке называли словом «ата», что означало «покровитель, патрон, хранитель, заступник», а в названиях географических объектов это указывало на святость данного места.

Греческий бог Пан

Существенным признаком и неотъёмлемой принадлежностью этих покровителей к лику святых является, появляющаяся изредка при определённых климатических, геофизических условиях, хоть и слабая, аура (гр. aura — веяние, дуновение ветерка) — в ряде различных эзотерических верований и восточных религий как проявление души и духа божеского существа,  не существующего объекта и, соответственно, предмета изучения никаких научных дисциплин, в то же время нередки случаи использования этого понятия в рамках разных псевдонаучных направлений, например, в концепциях биополей, лозоходстве или нетрадиционной медицине.

В религиозных обрядах, эзотерических (мистических) учениях и народных преданиях и легендах «аура» — это сияние вокруг контура различных объектов. Она может рассматриваться как признак особой, мистической силы, видимой лишь при сверхчувственном восприятии в виде сияющего овального облика, окружающего предмет; в изобразительном искусстве — это нимб, ореол и контур, т. е. линия, очерчивающая (огибающая) форму изображаемого предмета.

В религиозной иерархии духи относились к высшим божествам и получали свои персональные имена по названию тех объектов материального мира, покровителями которых они становились. Ими могли оказаться и живые существа, и растения, и географические объекты. Примеры таких имён — Кочкор-ата (покровитель баранов), Кайберен-ата (покровитель диких животных), Зенги-ата — (покровитель рогатого скота), Камбар-ата (покровитель лошадей), Ойсул-ата (покровитель верблюдов) и многие другие.

К этой же категории духов-покровителей относится и Чопан-ата. С грамматической точки зрения антропоним Чопан-ата состоит из двух слов «чопан» + «ата». В Киргизско-русском словаре К. Юдахина (т. 2. 1985 г.) слово «чопан» приведено со значением «чабан — пастух овец». В свою очередь, по исследованиям учёных и исследователей, слово «чабан» произошло из авестийского языка, самого древнего из сохранившейся записи иранских языков, от слова «fsupana», что означало «страж скота или хранитель скота». Затем это слово перешло в персидский язык и стало произноситься как «suban, chupan» — «пастух овец». Позднее оно появилось в тюркском языке и записывалось как «сhoban» c тем же значением. Из тюркского языка это слово проникло на территории европейских государств, затем в Россию на юг, в Татарстан (чупан — пастух, гуртовщик), Башкирию (чабан), Бурятию (чабан), Удмуртию, Чувашию (чапан / чупан) и так далее, в Казахстан (шопан), в Азербайджан (чобан), в Турцию (зoban), в Болгарию (чобан), в Румынию (cioban), в Молдавию, частично на Украину, а также в языки народов Кавказа (в Азербайджане зoban), Средней Азии (в Туркмении чопан, в Узбекистане cho’pon, в Таджикистане чупон) и север Китая (в районы с развитым овцеводством). Приведённые сведения о названии профессии многих народов говорят о родстве этих слов и общем их происхождении со значением «пастух овец». В словаре К. Юдахина также приведено значение слова «чабан», идентичное русскому слову «чабан», иранскому и южному «чопан — пастух овец». Никаких других вариантов в языках всех тюркских народов не существует.

Учитывая ранний контакт русской культуры и других народов с кочевыми племенами (половцами, печенегами и т. д.), проникновение этого слова на территории приведённых государств датируется I тысячелетием н. э. или же чуть позднее, в период Золотой орды.

Вторая составляющая антропонима Чопан-ата — слово «ата», которым в кыргызском быту и в семейных отношениях называют отца, родителя, изредко предка. В исламе слово «ата» — это титул реальных мусульманских святых, полученный ими от верующих за их праведную жизнь, стойкое исповедание веры, подвиги благочестия, способность к чудотворению. Обычно могилы таких святых почитаются и охраняются, а над могилами особо выдающихся святых строят кюмбёзы. Примеры таких святых мест — Падыша-ата, Бозбу-ата, Бабаш-ата, Манжылы-ата и другие.

В мифологии, легендах и сказках, а также других произведениях народного фольклора слово «ата» — составное имени духа. А так как такие духи божьи создания, то обычно они бессмертны и их могил и кюмбёзов не существует. А в названиях географических объектов слово «ата» имеет значение покровителя данного объекта. Примеры таких топонимов — Ысык-Ата, Арашан-Ата, Таштар-Ата, Коргон-Ата и другие.

К этой же категории святых духов-покровителей относится и топоним Чопан-ата — легендарный святой дух, покровитель чабанов (овчаров, пастухов овец, гуртовщиков, отарщиков). В глубокой древности, когда люди в своей жизни постоянно чувствовали себя беспомощными перед силами природы и нуждались «в особой, сверхъестественной защите», такую защиту они видели в духах-покровителях или духах-хозяевах. В древнем кыргызском фольклоре дух-покровитель — это тот, кто защищает отдельного человека, населённый пункт, храм, народ, социальную группу, представителей какой-либо профессии или явление. Точнее, это божественные существа, обитающие в нематериальном мире, невидимом для человека в столь же нематериальном состоянии, но способные перемещаться в обычный для нас материальный мир, появляясь в облике какого-либо животного либо человека.

Так, например, в греческой мифологии бог пастухов, охранитель стад носил имя Пан и имел вид человека, но с козлиными ногами, рогами и длинной бородой. В политеистических религиях других народов дух-покровитель мог иметь и другой, но близкий к человеческому облику, вид. Существуют духи гор, ущелий, перевалов, вершин, скал, рек, озёр, родников, ледников, леса, деревьев, кустарников, трав и цветов и многих других природных объектов.

Обычно Чопан-ата после инкарнации (лат. Incarnation — воплощание) и превращения его в человека имеет и внешний вид, одежду, и основные принадлежности, т. е. всё то, чем отличается чабан от обычного человека. Его портрет (каз. Шопан-ата), выполненный казахским скульптором Х. Наурызбаевым, приведён на рисунке.

Главные же атрибуты чабана практически у всех народов это: гирлыга — пастушеский посох с загнутым концом для поимки овцы за заднюю ногу; гайтан — пояс с висячим карманом (заман); щипчики — для вынимания у больных овец червей (джермела), рог — для дёгтя и синего камня, которым присыпаются раны овец, и нож.

В кыргызском быту наряду со словом «чопан» — как пастухе и перегонщике большого числа овец (отары, гурта) при пастьбе небольшого количества овец применяется слово «койчу». В Казахстане из-за местного произношения это слово пишется как «койшы».

Поскольку Чопан-ата межгосударственный святой, то на территории Узбекистана его называются Чупан-ата, и для жителей Самарканда он — легендарный герой и культовый святой — покровитель овечьих стад. По существующей легенде, более чем за тысячу лет до рождения пророка Мухаммеда местность к северо-востоку от города представляла собой равнину. Жестокий иноземный завоеватель подступил к городу, намереваясь истребить его жителей. Самаркандцы, бывшие в то время ещё язычниками, обратились с мольбами о защите к своим богам, но те остались глухи к их просьбам. Тогда горожане разбили всех идолов и стали просить помощи у Аллаха. «Бог земли и неба, запада и востока» внял их молитвам и в ночь перед штурмом истребил войско захватчиков, обрушив на него часть огромной горы горного хребта в Сирии. Но Бог не заметил, что на этой горе после праведного труда спал в это время дух-покровитель Чупан-ата вместе с отарой овец.

Утром, когда самые смелые жители Самарканда пошли посмотреть на появившуюся из ниоткуда гору, то они с изумлением увидели спящего на склоне горы пожилого пастуха, а рядом пасущееся стадо овец. Самаркандцы разбудили его и стали расспрашивать:

— Кто вы и откуда?

Но пастух с удивлением смотрел на них и наконец спросил:

— Где я нахожусь и что это за место?

Ему ответили, что это город Самарканд, и тогда Чупан-ата, скрыв своё божественное происхождение, рассказал обступившим его жителям, что он пастух и ещё вчера пас своих овец на горном пастбище Сирии, как очутился здесь, он не помнит. И тогда самаркандцы поняли, что господь перенёс эту гору из Сирии и похоронил под ней жестокого царя-завоевателя со всем его войском.

А этого старца, воспринятого местными жителями как символ освобождения, стали называть Чупан-ата (Пастух-отец) и почитали как спасителя города и покровителя скотоводов.

С годами образ Чупан-аты воспринимался уже тем, кем он был, — духом — покровителем овец, а построенную Улугбеком в 1430-1440 годах для своих научных исследований лабораторию верующие стали называть мавзолеем Чупан-аты, хотя проведённое учёными вскрытие показало, что никаких захоронений там нет.

В настоящее время мавзолей Чупан-аты отреставрирован, но в сильно изменённом виде, и допуск к нему паломников ограничен, так как он находится в охранной зоне.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий