Main Menu

Красная черта

На земном шаре существуют 6 500 языков, а государств всего 205. Значит, не все народы мира имеют своё государство.
В результате демографических процессов и перемещений на определённом историческом этапе народы обретают своё новое название, оставаясь при этом носителями прежних этнических корней и свойств. На различных исторических этапах развития назывались саками, скифами, гуннами, а сегодня они именуются тюркскими народами. Среди них достойное место занимает кыргызский народ, имеющий собственное независимое государство, получившее международное признание и являющийся членом ООН. Многие поколения нашего народа выстояли перед жестокостью природы, развивали материальную культуру, неоднократно создавали своё государство, оставляя след в истории.

Собственная письменная культура, подробно описывающая эпохи, жизни, путешествия и историю нашего народа, не сохранилась. Поэтому исторические сведения о нашем народе мы получаем из архивов китайского, иранского и европейского народов. В XX веке нам удалось написать нашу историю на бумаге. Кыргызский народ известен как древний народ, неоднократно создававший собственное государство. Резолюция ООН от 20 декабря 2002 года провозгласила
2003-й Годом кыргызской государственности, отметив 2 200 лет со дня основания первого кыргызского государства. Кыргызы образовали союз гуннов и основали государство в Европе. Под именем гуннов в Европе находились гуннокыргызы или древние кыргызы, прямые предки современных кыргызов. Профессор-тюрколог, этнограф Н. Баскаков признал, что гунны говорили на кыргызском языке. Они господствовали в Европе с 371-го по 453 годы, двенадцать правителей этой империи (каганы) были кыргызами. Самый известный из них — Аттила (Ата уулу).
В V-VI веках на территории Минусинской котловины в Сибири было создано государство — Кыргызский каганат. Расселившись на Енисее, кыргызы подчинили себе все местные племена, в их руках сосредотачивалась вся государственная власть. На раннем этапе существования государства кыргызы находились в зависимости сначала от первого, а затем от второго Тюркских каганатов. Они платили тюркам дань пушниной, железом и «оружием крайне острым». Правитель каганата Барсбек пал в бою с тюркскими войсками в 710-711 годах. После падения второго Тюркского каганата его место на военно-политической арене Саяно-Алтая занял Уйгурский каганат. Окрепшее кыргызское государство пыталось освободиться от уйгурской зависимости. В начале IX века кыргызское государство обретает независимость и его правитель объявляет себя каганом. В ответ уйгуры начинают в 820 г. войну с кыргызами, которая продолжалась с переменным успехом около 20 лет. Лишь в 840-м кыргызы окончательно победили уйгуров, после чего наступило время расцвета кыргызской культуры, расширения территории от Ангары на севере до Тянь-Шаня на западе, наивысших успехов кыргызского государства в военном деле и внешней политике. Этот кыргызский каганат на Енисее академик В. Бартольд называл кыргызским великодержавием, которого не стало в 924 году.
Кыргызский народ, размножаясь и смешиваясь с разными народами и племенами, веками живёт в Евразийском регионе. Река его славной и мучительной жизни течёт непрерывно, не сливаясь с реками других народов; пересекая её пешком и верхом, мы дошли до нынешнего состояния.
В течение десяти веков наш народ стремился к политической независимости, жаждал свободы и счастья, ведя всевозможную борьбу.
На протяжении тысячи лет не мог достичь такой цели. Этому пример — периоды господства чингизидов, Бухарского, Кокандского ханств, джунгарского владычества, эпоха царской России до 1917 года и т. д.
Спустя ровно 1 000 лет по воле Всевышнего снова появилась кыргызская государственность. Выполнил эту заповедь величайший лидер своего времени Иосиф Сталин, который сменил эпохи и радикально изменил государственный строй. И в 1924 году снова стали сиять звёзды судьбы кыргызов, создав своё государство внутри СССР. Это было высотой нашего достижения. Наши деды и отцы, сменив старую эпоху на новую, оставили нам наследие. В результате чего 31 августа 1991 года было торжественно провозглашено наше государство — независимый Кыргызстан. Эту свободу многонациональный кыргызский народ празднует как новую эпоху.
Изучение многовековой истории кыргызского народа обогатит интеллектуальные сокровища наших граждан. Мы умеем ценить прошлое, полагаться на текущую реальность и уверенно двигаться в будущее. Сегодня наше общество, его государственный строй и политическая система переживают глубочайший кризис. Наш народ, особенно кыргызская элита, не воспитан в духе современных требований, не любит своё государство, не умеет ценить его и не знает многовековой истории многострадального кыргызского народа. За последние 30 лет властители страны — кыргызы, всему миру показали отсутствие ответственности за судьбу собственной страны и её народа. В результате безответственной политики бывшего президента А. Акаева вместо создания новых рабочих мест, наоборот, свою деятельность прекратили промышленные предприятия, унаследованные от СССР. Он же ввёл в нашу общественную среду вредоносный вирус, именуемый демократией. В Центральной Азии Кыргызстан превратился в островок демократии, и сегодня пожинаем его плоды, придя к красной черте, где может ставиться на повестку дня вопрос о ликвидации кыргызской государственности, внешний долг в два с половиной раза превышает годовой бюджет республики. В результате миллионы трудоспособных кыргызстанцев вынуждены искать своё счастье за рубежом.
Бакиев расстрелял собственный народ на центральной площади Бишкека и нашёл себе приют в Беларуси. Его преемник Атамбаев лично взял в руки оружие и выстрелил, затем сдался. Решением суда он приговорён к 11 годам и 2 месяцам лишения свободы с конфискацией имущества и лишением госнаград. Все они потеряли свой статус экс-президента и доказали международному сообществу, что кыргызский народ не та нация, которая не осознаёт себя. Родственники и приближённые глав политической власти беспощадно ограбили родную страну. Три премьер-министра осуждены, ещё двое находятся под следствием, а сколько бывших министров совершили уголовно наказуемые деяния. Всё это результат безответственного отношения к своему государству и судьбе народа. Парадокс состоит в том, что при непосредственной помощи русского народа ослепший и униженный кыргызский народ вновь создал своё государство, и наша элита имеет такое враждебное отношение к собственной стране. Все, кто принимают бразды правления, обещают уверенно продвигать страну вперёд, а на деле катимся вниз.
Это не великие тайны космоса, которые непостижимы умам простого человека, а сегодняшняя наша реальность. Экс-мэр Бишкека, депутат парламента Нариман Тюлеев приговорён к 11 годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества, несколько лет сидел в тюрьме, а сейчас возглавляет политическую партию и избран депутатом. Законы нашего государства позволяют преступникам снова занимать вершину власти. Кто будет уважать такое государство? Думается, никто! Недавние события свидетельствуют об этом.
Буквально на днях группа ветеранов, стоявших на страже Родины, здравоохранения народа, руководивших строительством Токтогульской, Курпсайской, Ташкумырской, Уч-Курганской ГЭС, заслуженные энергетики, врачи высшей категории, инженеры, ковавшие трудовые победы в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства, вносили Президенту страны следующие предложения.
Первое: в Кыргызстане имеет место официальный статус экс-президента, которому даются немалые льготы и предоставляется иммунитет от уголовных преследований. Три президента из пяти бывших лишены такого статуса. Этот статус крайне вреден, грабит государственную казну. В прошлом году Президент Украины ежемесячно получал зарплату в размере $1 100, а экс-президент Р. Отунбаева получала больше чем он. Запретить статус экс-президента в законном порядке.
Второе: в КР законодательно закреплено, что «депутат Жогорку Кенеша обладает правом неприкосновенности». Пользуясь этим статусом, десятки депутатов ЖК КР совершали уголовно наказуемые деяния. Именно они опозорили весь кыргызский народ перед мировым сообществом. Этот закон отменить. Депутат так же, как и любой гражданин, должен отвечать перед законом.
Третье: принять закон о проведении люстрации лиц, занимавших ответственные государственные должности. Они приобретали несопоставимые с их официальными доходами имущественные активы в виде элитных квартир, пансионатов, недвижимости за рубежом, создавали «бизнес-империи семьи». Нужно отказаться от практики присвоения классных чинов депутатам ЖК КР, судьям и работникам органов юстиции.
Четвёртое: у нас зарегистрированы 260 политических партий. Необходимо иметь в обществе 3-5 сильных политических партий, имеющих постоянно действующий печатный орган, проводящий политико-воспитательную работу среди населения. Законодательно закрепить такие партии, если они имеют не менее 500 тысяч членов в своих рядах. Следует изменить существующий закон.
В целях направления страны на рельсы уверенного развития, мы должны иметь стратегические программы внешней, внутренней и социальной политики. Кто может поднять нашу страну и её экономику? Ответ понятен. Именно кыргызстанцы. Не иностранцы. Одна третья часть трудоспособных людей ищет работу за рубежом. Почему? Потому что у нас нет рабочих мест и в социальном плане не защищены. Во главе угла социально-экономической политики должен стоять Закон «О заработной плате», согласно которому работодатель должен гарантировать, что работник нанимается только по договору на срок не менее семи часов в день и его труд будет оплачен за один час, скажем, в размере не менее пяти евро. На вакантное рабочее место могут быть приняты иностранные граждане, если пять граждан Кыргызстана отказались занять данное рабочее место.
В геополитике сегодняшний Кыргызстан играет маленькую роль. С учётом реализации собственных интересов на пространстве Средней Азии крупных держав, таких как США, Китай, Россия, Турция, Иран, мы должны строить свою политику. Много серьёзных обстоятельств: не имеем выхода к морю, располагаем водным богатством и прекрасным географическим расположением, не можем правильно осваивать природные ископаемые, наши богатства разрабатываются мошенническими иностранными компаниями, а наши властители являются их пособниками. Ведь информация о политической элите нашей страны давным-давно известна специальным службам заинтересованных стран. Арабский мир посылает к нам религиозных эмиссаров, строит у нас мечети и медресе. Но в глубине их политики лежат интересы США, занимающихся финансированием неправительственных организаций, защитой прав человека и такими методами запугивающих разными санкциями. Следовательно, страны Средней Азии вынуждены либо самостоятельно, либо коллективно обеспечивать свою безопасность. С этой точки зрения, события в Баткене преподнесли нам серьёзный урок.
Саламбек НЫШАНАЛИЕВ, дипломированный специалист по политической экономии, пенсионер.






Добавить комментарий