Main Menu

Мавзолей Байтик баатыра

Байтик баатыр — наследственный манап кыргызского племени солто (1820-1886). Он был сыном верховного солтинского манапа Каная и с детства воспитывался в бытовых и спартанских условиях, выполнял всю домашнюю работу, обучался уходу за лошадьми и основным приёмам военного искусства: скачке на коне, стрельбе из лука, владению мечом и копьём.

Детство Байтика пришлось на начало кокандской экспансии. Он своими глазами видел произвол иноземцев, недовольство родных и близких, всех кыргызов. Байтик рос гордым, решительным, волевым и мужественным юношей. Был высокого роста, широкоплеч. Организовывал всевозможные детские игры, скачки на молодых бычках, борцовские и иные состязания. Отец и аксакалы племени отмечали, что его ожидает большое будущее. Шло время, и Байтик превратился в настоящего джигита. Отец обратил внимание на его ловкость, ум и сноровку и выделил его из остальных сыновей как своего преемника. Однако в 1835 году отец Байтика умирает и правителем рода из-за малолетства Байтика становится брат отца Жангарач бий.

В 1960 году стареющий Жангарач бий, видя, что Байтик стал зрелым, мудрым и авторитетным человеком, объявляет его своим преемником в качестве вождя солтинцев и даёт ему своё бата (благословение).

К 1862 году Байтик был уже известен историкам как признанный глава родоплеменного объединения солто. Мудрое, справедливое правление верховного родоправителя, его ровный характер, энергия, направленная на благо племени, естественно, вызывали ответную любовь и уважение народа.

И тут пришла большая беда. По заведённому в ханстве обычаю, местные феодалы обязаны были отдавать своих детей (или младших родственников) в «услужение» кокандским наместникам (своего рода институт заложников — аманатов). Вынужден был отдать в «услужение» коменданту кокандской крепости Бишкек — Рахматулле своего младшего сына Байсала и Байтик баатыр. Рахматулла датка нанёс Байтику страшное оскорбление, надругавшись над его сыном. Такие оскорбления требовали отмщения.

Кумбез Байтик баатыра

Байтик приглашает Рахматуллу в гости, делая вид, что забыл обиду. Рахматулла датка приехал в сопровождении 60 джигитов. После чаепития гостям начали раздавать подарки: богатые парчовые халаты, шелка, меха, серебряные уздечки, пояса, дорогие меховые шапки и коней. В то же время несколько джигитов Байтика потихоньку подрезали у кокандских лошадей стремена и подпруги. Подали бешбармак. И тут Байтик баатыр хлопнул в ладоши. По этому знаку началась резня. Рахматулла, который всё время был настороже, сумел выскочить из юрты. Верные джигиты посадили его в седло, и он помчался прочь, нимало не заботясь об остальных своих охранниках. Солтинцы бросились в погоню. Рахматуллу догнал и убил ближайший сподвижник Байтика, его правая рука Кокум.

Убив кокандского наместника, Байтик и его бойцы решили выбить кокандцев со всей территории Кыргызстана и осадили кокандскую крепость Бишкек. Но без артиллерии взять эту крепость было невозможно. И Байтик посылает двоюродного брата Узбека Башкова с письмом в город Верный, где стояли русские войска c просьбой о помощи. Сов-местными усилиями кыргызских повстанцев под руководством Байтика баатыра и регулярных русских войск под командованием полковника Г. Колпаковского крепость Бишкек была взята и разрушена до основания. Ставший после этого события генерал-майором Г. Колпаковский высоко оценил роль Байтика в восстании и взятии крепости. В своём донесении командиру Сибирского корпуса А. Дюгамелю он писал: «Во всё время осады этой крепости Байтик Канаев вёл себя чрезвычайно похвально и своим усердием и преданностью вполне заслужил достойной награды». Дюгамель просил российское правительство о награждении манапа Большой золотой медалью на Аннинской ленте. Что позднее и было сделано «всемилостивейшим пожалованием».

За свои воинские заслуги, отвагу и силу Байтик получил в народе почётное прозвище баатыр — герой; человек, совершивший подвиги мужества, доблести, самоотверженности. «Келтирбей жоодон сактаса, элдини кєркї баатырда (Украшение народа — герой, который охраняет его, не допуская врага) — так в кыргызском фольклоре говорилось о Байтик баатыре. Он был известен как непримиримый враг кокандского владычества и друг России. Поднял восстание и уничтожил кокандского наместника в Бишкеке — Рахматуллу. Вместе с русскими войсками отряд Байтика штурмовал крепости Бишкек, Мерке, Аулие-Ата; они были взяты и разрушены. Получил от русского правительства чин капитана российской армии. Удостоен наград: Большой золотой медали на Аннинской ленте и ордена Станислава III степени. В 1867 году в числе представителей от среднеазиатских народов ездил в Санкт-Петербург на представление императору Александру II.

Байтик умер в 1886 году, и родственники похоронили его в 2 км от города Бишкека у села в предгорной долине реки Ала-Арча. Но позднее, испугавшись возможности надругательства над его могилой, его родственники тайно перезахоронили тело Байтика, и это место до сих пор точно никому не известно.

За большие заслуги в деле сплочения кыргызов в активной борьбе с войском кокандского хана и дипломатические переговоры о возможности включения кыргызов в состав Российской империи благодарные потомки в конце XIX века построили в его честь памятный монумент в виде мавзолея (кумбеза). Место строительства мавзолея было выбрано на холме, расположенном в западной стороне современного села Байтик, на краю большого кладбища, у подножия одноимённой горы Байтик-Басбёлтёгю (невысокий выступ горы Байтик).

В архитектурно-конструктивном и строительном отношении мавзолей Байтик баатыра выполнен по модели, сложившейся в практике строительства подобных сооружений в Средней Азии, — в виде трёхэлементного строения, аналогичного мавзолею Жаркынбая, состоящего из здания восьмигранной формы и пристроенных к фасаду двух конусообразных башен с диаметром по основанию, равным 2,5 м. Обе башни установлены на выступающих цоколях также восьмигранной формы с декоративным оформлением в виде 8-арочных сводов, в одном из которых выполнены входные проёмы в левое и правое помещения башен. Перекрытия обеих башен выполнены в виде куполов в форме полушарий, обрамлённых конусообразными шпилями.

Главная функциональная часть мавзолея представляет собой зал восьмигранной формы, верхняя часть которого в форме круглого основания (пояса) служит фундаментом купола, выполненного в виде полусферы.

В фасадной части здания расположен портал шириной 5,5 м в виде стрельчатой арки, посредине которого выполнен дверной проход в виде классической полуциркульной арки. Общая длина основания здания мавзолея составляет 11 м. Высота до оконечности шпиля — 8 м, до оконечностей шпилей башен — 7,3 м. Всё здание выполнено из жжёного кирпича, уложенного на ганчевом растворе.

Так как здание мавзолея расположено на невысоком холме, подход к нему осуществляется по лестнице со ступеньками, вымощенными каменной кладкой.

Чтобы кумбез сохранить на века, обеспечить его охрану и защиту от нежелательных посетителей, бог решил одухотворить и олицетворить кумбез Байтика и поручил эту функцию одному из своих духов, которого он назвал Бабакан.

Дух (ар. рух) — в мифологии древних народов высшее божественное сверхъестественное бестелесное существо, наделённое волей, различными сверхъестественными способностями и возможностями, восприниманием предметов, при этом само остающееся почти всегда недоступным для восприятия. Духам часто приписывают невидимость, разум, ясновидение, способность к полёту, исчезновению и появлению. Дух может либо никак себя не проявлять, либо становиться видимым, входить в контакт с человеком, общаться с ним (словесно или мысленно), вызывать у человека видения, болезни, становиться причиной тех или иных явлений природы.

Дух поселился в ротонде левой башни и стал вечным смотрителем и охранником кумбеза Байтик баатыра.

Чтобы вызвать духа и попросить его исполнить просьбу молящегося, нужно трижды обойти мазар, постучать в стену и сказать (по-кыргызски):

Бабакан, Бабакан!

Положи мне кут в карман,

Буду я тебя хвалить,

Каждый день благодарить.

Однако есть версия, опубликованная на страницах интернета, что этот мавзолей существовал и при жизни Байтика и был построен по его личному приказу как семейный кумбез. И тогда получается, что после смерти Байтика его родственники похоронили его в этом же мавзолее, но позднее, испугавшись набегов врагов и возможности надругательства над его прахом, тайно перезахоронили его в другом, до сих пор никому не известном месте. Надо сказать, что подобному перезахоронению подвергались и останки национального героя Манаса, предводителя нарынских кыргызов Атантая и, по-видимому, других знатных кыргызов.

Но у Байтика остались родственники, живущие в селе его имени, и при их опросе, может быть, удалось бы установить, где захоронен Байтик. Так, например, при подобном опросе совсем недавно было установлено место захоронения Жайыл баатыра и двух его сыновей, и там сейчас ему установлен памятник.

С тех пор прошло более сотни лет, и все эти годы мавзолей подвергался капризам погоды: его обдували ветры, секли струи дождей, окутывали саваном снега. И немудрено, что кумбез «снаружи, словно морщинами, покрылся отметинами пронёсшихся десятилетий». Но и сегодня можно заметить остатки росписи купола: голубая краска до сих пор проступает сквозь более позднюю побелку. Осыпается штукатурка, размываются швы, темнеют кирпичи. Исходя из допустимого срока службы жжёных кирпичей — в пределах 100-150 лет, можно сказать, что мавзолей пережил отпущенный ему срок службы и нуждается как в текущем, так и капитальном ремонте.

Немало паломников здесь побывало,

И времени много прошло.

Так это место святынею стало

И так в легенды вошло.

Юрий БЕЛЯКОВ.






Добавить комментарий