Main Menu

Надо отстаивать свои интересы

О срочных трудовых договорах

Закон Кыргызской Республики «Об образовании» (ст. 4) провозглашает: «Образование является приоритетным стратегическим направлением государственной политики».

Ключевое место в образовании занимает школьный учитель. Его труд сложен, труден, требует максимального творческого мастерства. От его труда зависят гражданская позиция и интеллектуальный облик ученика, гражданина нашего общества. Учитель «обязан» перед государством, обществом, родителями, учениками. Учитель — такой же живой человек, как и другие люди. Но на уроке, находясь на работе, ему приходится скрывать терзающие его душу раны, обиды, унижения, полученные от своего руководства.

Немецкий деятель демократического движения В. Либкнехт заметил, что школа может стать могущественным орудием освобождения или порабощения, в зависимости от природы и задач государства. «В свободном государстве школа — это средство освобождения, в несвободном она — средство порабощения».

Несколько десятилетий тому назад я бы не согласилась с подобным высказыванием великого демократа о роли школы в обществе. Существующее положение в отдельных школьных коллективах вынуждает согласиться с данным высказыванием. Проблемы школ всегда волновали небезразличных людей нашего общества. Как же живётся ключевому звену школы — простому школьному учителю? Защищён ли он от самоуправства тех, перед кем он «обязан»? Знает ли он свои права, кроме обязанностей? Может ли простой учитель защитить свои права в случае их нарушения?

С некоторых пор в школах стали ежегодно практиковать заключение срочного трудового договора (контракта), который стал одним из способов манипулирования коллективом, избавления от неугодных работников и психологического давления на отдельных учителей с целью подчинения, регулирования общественного мнения со стороны директоров школ.

Пообщавшись с учителями ряда школ республики, учениками и родителями, я узнала, что школу может поработить даже её директор. Орудием порабощения в отдельных случаях служит заключение срочного трудового договора с учителями и другими работниками на один год. Для многих учителей их работа — единственный источник для выживания и оплаты кредитов, поэтому они готовы на многое, чтобы остаться работать в школе.

В связи с создавшимся положением в школах республики посчитала важным дать разъяснение по заключению срочных трудовых договоров в соответствии с Трудовым кодексом Кыргызской Республики. Как правило, основанием возникновения трудовых правоотношений служит трудовой договор, который предполагает двустороннее соглашение: гражданина — поступить на работу в данную организацию, а работодателя — принять его на работу. Главная особенность договорного способа регулирования общественных отношений состоит в том, что установленное на основе договора правовое отношение, как правило, нельзя изменить без письменного согласия сторон. Трудовые договоры, заключаемые на неопределённый срок, — это типичный вид указанных договоров. Они подразумеваются, если стороны особо не оговорили срочный характер будущей работы. В случае заключения срочного трудового договора в нём указывается срок его действия и обстоятельство, послужившее основанием для заключения срочного трудового договора (ст. 54 ТК КР). Они заключаются в случаях, когда трудовые отношения нельзя установить на неопределённый срок с учётом характера предстоящей работы или условий её выполнения.

Срочные трудовые договоры заключаются:

— с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности; для замены временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законами сохраняется место работы; на время выполнения временных (до 2 месяцев), а также сезонных работ, когда в силу природных условий работа может производиться только в течение определённого периода времени (сезона); для проведения срочных работ по предотвращению несчастных случаев, аварий, катастроф и устранения их последствий и других чрезвычайных обстоятельств; с лицами, работающими в данной организации по совместительству; с лицами, избранными на выборную должность; с пенсионерами по возрасту и т. д. (ст. 55 ТК КР).

Не все учителя, воспитатели и другие работники школ относятся к одной из категорий граждан, обозначенных в ст. 55 ТК КР. Поэтому составление срочных трудовых договоров со всеми членами коллектива школ незаконно. Трудовой кодекс запрещает необоснованное заключение срочных трудовых договоров в целях уклонения от предоставления работнику прав и гарантий, предусмотренных законом.

Статья 60 ТК КР регламентирует недействительность трудового договора, который признаётся судом недействительным: когда трудовой договор составлен под влиянием обмана, угрозы, а также на крайне невыгодных для работника условиях, вследствие стечения тяжёлых обстоятельств; когда трудовые договоры заключены для вида, без намерения создать юридические последствия (мнимый трудовой договор).

Признание договора недействительным не влечёт за собой утрату работником права на ежегодный отпуск, денежную компенсацию за неиспользованные дни отпуска при увольнении, включение отработанного периода времени в страховой стаж и иные льготы.

Статья 81 ТК КР регламентирует пункты расторжения трудового договора:    

— срочный договор, заключённый на время выполнения определённой работы, расторгается по завершении этой работы;

— трудовой договор, заключённый на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, расторгается со дня выхода этого работника на работу;

— трудовой договор, заключённый на время выполнения сезонных работ, расторгается по истечении определённого сезона.

Увольнение работников, являющихся членами профсоюзной организации либо иного представительного органа работников по п. 2 подпункту «б», п. 3, п. 5, подпункту «г» п. 6 ст. 83 ТК КР не допускается без предварительного письменного согласия профсоюзной организации. Ходатайство работодателя на увольнение работника должен рассмотреть представительный орган в 7-дневный срок. Не допускается увольнение работника в период временной нетрудоспособности и в период пребывания работника в отпуске.

Незнание конкретным руководителем организации трудового законодательства или пренебрежение им ведёт к нарушению прав конкретного работника и возникновению между ними трудового спора. Нередко трудовые споры возникают в результате сочетания нескольких условий (причин).

Мы живём в правовом государстве, поэтому должны знать законы страны, уметь защищать свои права и отстаивать свои интересы.

Анара НАЗАРБЕКОВА.






Добавить комментарий