Main Menu

Новое поколение с новыми навыками

Впервые разработанная в стране Национальная концепция обучения предпринимательству презентована на круглом столе с таким названием. До конца 2020 года планируют начать внедрение концепции в систему среднего профессионального образования.

Одна из разработчиков проекта Салия Сейдахматова отметила: «Концепция направлена на развитие предпринимательских навыков у студентов колледжей. Новые учебные модули откроют для них возможности трудоустройства, самозанятости и развития бизнеса. В ходе обсуждений учтены взгляды, опыт и перспективы как национальных, так и международных партнёров для разработки устойчивого, последовательного, системного и целостного подхода. В перспективе это позволит обучать предпринимательству на национальном уровне».

Презентация проекта обозначила и его макроэкономические перспективы. Создание новых рабочих мест не поспевает за быстро растущей численностью населения и соответственно потенциальной рабочей силы — около 2% в год. Ежегодно на рынке труда появляется 50 тысяч новых участников, и через 10 лет трудоспособное население составит около 4,6 млн. При этом производительность труда одного работника в Кыргызстане является самой низкой в Европе и Центральной Азии. Качество рабочих мест вызывает озабоченность в связи с высоким уровнем неформальности, а также случайным, временным и сезонным характерами работы. В неформальном секторе находится большое количество рабочих мест (48%), на долю которых в 2014 году приходилось почти 19,9% ВВП (8,4% — в 1995-м). Формальная занятость в основном в госуправлении, образовании и здравоохранении/социальном обслуживании, с ограниченным развитием официальных рабочих мест в частном секторе.

Спрос на рабочую силу сдерживается такими факторами, как макроэкономические перспективы, лёгкость ведения бизнеса и политическая стабильность. Предприятия сталкиваются со множеством ограничений, мешающих осуществлению предпринимательской деятельности, такими как необходимость затрачивать большие усилия для уплаты налогов, длительное время ожидания подключения к электросетям, ограниченная доступность финансирования на приемлемых условиях (особенно для субъектов малого и среднего предпринимательства).

Самый большой процент потенциальных работников составляют женщины и молодёжь. При этом существуют такие ограничения, как обязанности по уходу за детьми, отсутствие образования и навыков, законодательные барьеры, дискриминация, что не позволяет многим приступать к трудовой деятельности или улучшать свои результаты в сфере занятости. Динамичность экономики привела к несоответствию между навыками тех, кто ищет работу, и потребностями работодателей. Кыргызстанским фирмам всё чаще требуются работники более высокой квалификации.

Многие предприниматели утверждают, что отсутствие на рынке труда работников с соответствующей квалификацией и образованием было большим препятствием для ведения бизнеса; в сфере профессионально-технической подготовки применяемые нормы и оборудование устарели, в силу чего содержание образования является устаревшим и низкокачественным, необходимы улучшение связей с работодателями и обучение на рабочих местах среди существующих фирм.

После презентации представители Министерства экономики, Министерства труда и социального развития, системы образования (колледжей, профессиональных лицеев и вузов), Торгово-промышленной палаты, бизнес-сектора, неправительственного сектора и международных организаций внесли свои предложения о пересмотре учебной программы в среднем профессиональном образовании, обозначили актуальность обучения молодёжи предпринимательству для развития экономики и покрытия спроса рынка труда.

Директор Фонда поддержки образовательных инициатив Александр Иванов рассказал об успешной модели дополнительного образования для детей и их вовлечения в гражданскую активность и решении социальных проблем — проекте «Республика Эвергриния». Подростки не только отдыхают в лагере на Иссык-Куле, но и строят собственное государство со своей валютой, бюджетом, учатся азам демократии и рыночной экономики, открывают свой бизнес, берут кредиты, рискуют своими деньгами — готовятся ко взрослой жизни. Таким образом, через реалистичную игру они обучаются правильному ведению бизнеса.

В завершение участники круглого стола отметили важность живого общения с бизнесом и предложили ввести уроки предпринимателей как сквозной метод обучения для мотивации учащихся, в том числе рассказывая и о рисках при создании бизнеса, возможности интеграции азов предпринимательства в учебную программу начального и среднего образования.

Аида ШИРИНОВА.

Фото пресс-службы Министерства образования.






Добавить комментарий