Main Menu

Урок из прошлого

Вчера в Военном суде Бишкекского гарнизона должно было состояться  очередное  судебное  слушание по уголовному делу, связанному с  убийством в марте 2009 года экс-руководителя  президентской администрации Медета Садыркулова,  его водителя Кубата Сулайманова и директора Института стратегических исследований Сергея Слепченко. Однако оно было отложено в связи с болезнью председательствующего на процессе судьи Мирлана Тентимишева.

Напомним, что тогда под  давлением чиновников из  близкого окружения К. Бакиева в ходе расследования факта гибели  М. Садыркулова и его спутников  рассматривалась только одна версия — дорожно-транспортное происшествие. Согласно ей, ранним утром  13 марта на автотрассе около села Кой-Таш в  «Лексус», в котором  находились потерпевшие, врезалась легковая   машина «Ауди». В результате  произошло возгорание, после  чего джип взорвался, а его пассажиры сгорели. Обвиняемым в автокатастрофе  был признан водитель  иномарки Омурбек Осмонов. Суд приговорил его к 12 годам лишения свободы с отбыванием  наказания в колонии-поселении. 7 апреля 2010 года его труп  с множественными ножевыми ранениями был обнаружен на окраине с. Кок-Жар.
Первым, кто тогда  усомнился в смерти М. Садыркулова и других пассажиров «Лексуса» в банальном ДТП, была вице-премьер правительства  Эльмира  Ибраимова. По ее словам,  речь должна идти о  политическом  убийстве. Незадолго до  трагедии Медет Чоканович рассказал,  что в его адрес поступают  угрозы, а за домом  ведется слежка.  М. Садыркулов позвонил ей, когда пересек казахско-кыргызскую границу. Он очень спешил домой, но позже его сгоревший  автомобиль был найден на  горной дороге в совершенно  другом направлении. О политической подоплеке гибели М. Садыркулова заявляла и тогдашняя оппозиция.
После Апрельской революции уголовное дело по факту  гибели М. Садыркулова и его спутников подняли из  архива и передали в  производство следственным органам  воссозданного Главного управления по борьбе с  организованной  преступностью.  Оно было  объединено с двумя  другими: по факту  смерти О. Осмонова и происшествием, связанным с новогодним подарком супруге М. Садыркулова в канун 2009 года в виде пакета с фрагментами человеческого тела:  отрезанным ухом и пальцем. Прошло много времени, и мало кто верил,  в том числе бывшие высокопоставленные чиновники,  проходящие по делу в качестве  подозреваемых, что преступление будет раскрыто. Им казалось, что они подчистили за собой все следы  и улики.
Но у  оперативников на этот счет было  другое мнение. Задержанным предъявили  схемы маршрутов их  передвижения,  распечатки личных телефонных  разговоров. Долгие  месяцы напряженной работы дали результат. Через два  с половиной года после   трагедии, в мае 2011 года, руководство МВД делает официальное заявление о том, что это преступление  раскрыто. В начале февраля 2012  года уголовное дело передали в  суд для рассмотрения. Оно состоит из 33 томов. Обвиняемыми проходят 23 человека, в том числе  экс-президент страны  Курманбек Бакиев, его  сын Максим и брат — бывший председатель Службы  государственной  охраны Жаныш Бакиев. Их дела выделены в  отдельное производство.
На скамье  подсудимых 10 человек: бывшие  милиционеры, сотрудники СГО,  ГКНБ, Пограничной службы, а также  члены ОПГ Алмамбета Анапияева. Остальные объявлены в международный розыск.
По версии следствия,  когда 13 марта машина М. Садыркулова  пересекла пункт пограничного пропуска «Ак-Жол», ее  остановили сотрудники ГУБДД, среди которых были  бывшие и действующие сотрудники ГСО и ГУУР МВД.  Отобрав у пассажиров сотовые телефоны, они  пересадили их в другую автомашину и привезли на дачу  управделами Президента Курманбека  Темирбаева в с. Кок-Жар. Там их заковали в  наручники и пытали. После  чего  присутствующий при этом  Жаныш Бакиев отдал  команду своим подчиненным  и двум членам ОПГ убить находившегося в бессознательном  состоянии М. Садыркулова. Его задушили удавкой. Таким же  способом расправились с Кубатом Сулаймановым и Сергеем Слепченко. После этого трупы погрузили в пригнанную сюда машину М. Садыркулова и, остановившись по дороге к Теплым Ключам, облили ее бензином и подожгли, чтобы инсценировать ДТП.
* * *
На предыдущем судебном  заседании 20 июля с. г. по делу  тройного убийства в марте 2009 года был  опрошен свидетель А. Бакачиев, бывший в то время прокурором  Аламудунского района. Летом 2009-го  он поддерживал гособвинение на процессе по ДТП с участием О. Осмонова. По его словам, у него были  «некоторые сомнения   относительно подлинности  данного дорожно-транспортного происшествия»,  но он «не мог выйти за рамки предъявленного обвинения, поддержанного одним из заместителей генерального прокурора». К тому же  подсудимый О. Осмонов давал  однобокие показания,  признавая себя виновником  ДТП. После этого адвокат семьи М. Садыркулова П. Лужанский внес  ходатайство   о приглашении на суд следователей  Генеральной прокуратуры по особо важным делам, занимавшихся расследованием дорожно-транспортного происшествия. Они до сих пор  не допрошены, но, как  заявил защитник, для  установления  истины сроков не существует, и призвал  всех участников  «садыркуловского» процесса к терпению. Другой адвокат одного из подсудимых, И. Айткулов, предложил вызвать  в суд всех судей и гособвинителей,  причастных к делу о ДТП. По его мнению, должен  быть однообразный подход —  раз допросили судебных экспертов, значит, этой процедуре необходимо  подвергнуть всех силовиков, которые участвовали в расследовании  этого дела. Не исключено, что все они действовали по  единой коррупционной схеме,  отметил И. Айткулов.
Далее председательствующий на процессе судья  Марлен Тентимишев  отклонил ходатайство  гособвинения о заключении под стражу одного из подсудимых,  бывшего председателя  Пограничной службы Замира Молдошева. Судья не нашел оснований для изменения меры пресечения последнему, поскольку тот не нарушал  режим домашнего ареста. Процесс завершился на  стадии опроса свидетелей.
Медет Садыркулов был  одним из самых влиятельных политиков в годы правления Аскара Акаева и  Курманбека Бакиева. Как  сегодня вспоминают его близкие и друзья, он верил  последнему и помогал  ему укреплять личную  власть, полагая, что  такая форма правления  необходима для наведения порядка в стране и выхода ее из кризиса. Но позже, убедившись в совсем  иных целях бакиевского режима, пришел к выводу, что нужно менять ситуацию, организовать и объединить демократические силы для борьбы с  установившейся в государстве полицейской системой и ее репрессивными механизмами.
После  своей отставки с поста  руководителя президентской администрации Медет  Садыркулов провел большую организационную работу, консультировался  практически со всеми  политическими силами по созданию коалиции против  семейно-кланового  правления Бакиева. Влиятельный политик, обладающий огромным  авторитетом и поддержкой  во всех регионах страны,  представлял реальную  опасность для власти. И тогда  клан Бакиева принимает решение… Силовики  официально назвали имя заказчика  убийства  Медета Садыркулова. Это родной брат  экс-президента страны,  председатель Службы госохраны Жаныш Бакиев. Знал ли об этом сам глава  государства?  Это один из вопросов,  на который должен дать ответ судебный процесс  над подозреваемыми в организации и  исполнении физического устранения неугодного прежней власти политического деятеля.
Наверное, главное  заключается в том, что раскрытое убийство Медета  Садыркулова продемонстрировало всем нам  подковерную  изнанку семейно-кланового бакиевского режима, сращивание  с криминалом… Изуверские способы  устранения неугодных стали  его визитной карточкой. Сколько бы продолжалась эта вакханалия — неизвестно, но терпение народа  лопнуло и в стране грянула революция.
Довести до конца судебный процесс  по  делу  об  убийстве  М. Садыркулова — дело  чести не только профессионалов-юристов, но и всего нашего общества,  поскольку преступления, совершенные прежней властью, стали вызовом всему  демократическому Кыргызстану, посягательством на  права и свободу его граждан. Поэтому очень важно поставить в этом резонансном деле точку   и наказать виновных по всей  строгости закона.

Сергей СИДОРОВ.






Добавить комментарий