Main Menu

Слово о Манасе, или Что завещал баатыр своему народу…

Великий  кыргызский эпос  не одно поколение волнует умы художников, режиссеров, актеров, писателей, исследователей, ученых. У каждого свое видение гениального произведения. На этот раз на сцене Театра оперы и балета им. А. Малдыбаева была представлена  уникальная постановка Мара Байджиева  «Сказание о Манасе».

Огромное звездное небо, на горизонте темнеет  цепь горных хребтов, алеют языки пламени под  гигантским казаном, символизирующим, возможно, единение народа, а  может, и накал страстей  —  смотря какое действие по сценарию — сценография художника  Б. Куренкеева скупа,  но настолько выразительна, что действительно веришь: сцену и зрительный зал разделяют тысячелетия. Из темноты по очереди появляются  герои спектакля Манас, Бакай, Акбалта, Алмамбет, Санирабига-Каныкей, хан Кокетей, хан Алооке, кыз Сайкал, Кошой  — и это далеко не все роли, которые исполняют всего четыре актера —  заслуженная артистка Шайгюл Алсеитова и  народная артистка Жамиля Сыдыкбаева из  Кыргызского драматического театра, а также Алмаз Истамбаев и Данияр Мусаев, солисты  оперного  театра,  которые  впервые попробовались  в амплуа такого плана. И, надо сказать, дебютанты достигли высокой  планки.
—  Как вам работалось с оперными певцами, ведь, несмотря на то что и вы, и они —  артисты, специфика все-таки  разная? —  спрашиваю Шайгюл Алсеитову.
— Данияр и Алмаз очень быстро поняли, чего ждут от них драматург и режиссер, — ответила актриса и режиссер. — Они удивительно тонко  вживались в образы, а по ходу действия  каждому из нас приходилось не только играть не одну роль, но еще быть и сказителями-манасчи.  К концу репетиций стало ясно:  перед нами  по-хорошему состоявшиеся драматические  актеры, динамичные, фактурные, понимающие, глубоко чувствующие время,  память, ничуть не уступающие актерам-профессионалам. Несколько лет назад спектакль уже шел на подмостках театра и имел успех, но, к сожалению, не стало главного исполнителя роли Манаса — Токона Дайырбекова и  на  какое-то время  постановка сошла со сцены. Теперь мы в новом составе.
«Мы очень много репетировали — на создание спектакля ушло более полугода, а у ребят были еще их основные  оперные постановки, — поддерживает разговор Жамиля Сыдыкбаева. — Но они работали самозабвенно, добросовестно, думается, что не только ребята  постигали актерское мастерство,  но  и мы у них учились владеть голосом, интонациями — у солистов они по-особому музыкальны».  По идее создателя «Сказания о Манасе»  Мара Байджиева, слово в спектакле — одно из главных действующих лиц. «Очень хотелось, чтобы слово работало,  чтобы зритель услышал его красоту,  я специально убрал из спектакля все, что  от него отвлекает:  половецкие пляски, яркость декораций,  а   музыка композитора М. Жээнбековой звучит, словно издали», — поделился драматург.
— Для нас это был прекрасный опыт, который, несомненно, пригодится оперному певцу для более глубокого раскрытия образов героев, — рассказал   Данияр Мусаев, исполнитель роли Манаса. А Алмаз Истамбаев добавил, что они не только постигали грамоту драматических артистов, но и другими глазами посмотрели на самого главного героя, для которого судьба народа была его судьбой — он не только великий  политик, полководец, вождь,  но и просто человек со свойственными ему силой и слабостями, романтичностью и хладнокровием, умением предвидеть  и ошибаться…
На вопрос, почему он решил создать новый поэтический перевод  великого эпоса на русский язык, ведь варианты существуют, Мар Байджиев, драматург,  режиссер, писатель, ответил, что  имеющиеся переводы не совсем точные. «Произведение — одно из самых объемных в мире: миллионы строк, где переплелись история, философия, литература, поэзия, обычаи, традиции, повествования о людях, любви, добре, героизме и предательстве, —  настолько сложное, что даже кыргызы не всегда  правильно его понимают, — посетовал Мар Ташимович. — Хотелось,  чтобы население страны — а это люди различных национальностей  — не только знало о том, что такое гениальное  сказание существует, но и понимало его смысл. Манас — историческая личность, больше тысячи лет назад  он воссоединил разрозненные племена кыргызов, и они достигли великого могущества и процветания. Великий баатыр был защитником родины,  мыслителем, интернационалистом — на его земле проживали и калмыки, и таджики, и многие другие народы в мире и согласии, но однажды пошел войной на другое государство, и это погубило его. Умирая, он сказал, что сила людей — в единении,  пожелал им быть сильными, но только когда нужно защитить свою землю, и завещал никогда ни на кого не нападать».
Действительно, если вспомнить историю,  убеждаешься, что действует принцип справедливости. Захватнические войны, как правило, со временем заканчиваются провалом. Слава Наполеона, Чингисхана, Александра Македонского в конце концов закончилась крахом. А Россия? Сколько раз выигрывала сражения, несмотря на более качественное оснащение и численный перевес противника, но стоило ей пойти войной на Японию в начале  XX  века и  Финляндию в 39-м  году прошлого столетия, как молниеносно потерпела поражение. Америка проиграла маленькому Вьетнаму, Англия  — Афганистану…  Можно много перечислять, но  стоит ли, если не усваиваются жизненные уроки? Не лучше  ли просто понять главную мысль Манаса, открывшего этот закон Космоса задолго до перечисленных событий?..

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.

По словам продюсера спектакля Ангелики Федоровой, работу над переводом эпоса начал еще Ташим Исхакович Байджиев, и сыновним долгом Мара Ташимовича было довершить начатое отцом.  Он не только перевел и адаптировал знаменитый эпос, но и создал великолепное поэтическое произведение с легким живописным слогом (недаром все актеры, занятые в спектакле, знают его наизусть), которое уже переведено на несколько языков.
Согласно Закону Кыргызской Республики «Об эпосе «Манас», приказом Министерства образования и науки спектакль допущен к исполнению как наглядное учебное пособие, а  с нового учебного года школьники будут смотреть ставшую популярной постановку, которая поможет им постичь сложный смысл великого произведения.






Добавить комментарий