Main Menu

Трассы страны: нам есть за что бороться

Сегодня разговор о дорогах Кыргызстана и о дорожном хозяйстве. Оно включает сеть автомобильных шоссе общего пользования со всеми сооружениями, нужными для её нормальной эксплуатации, а также предприятия и организации по ремонту и содержанию путей сообщения.

Последние годы активно идёт реабилитация автотрасс страны. Все кыргызстанцы помнят, в каком состоянии находилась шоссе в Боомском ущелье. А теперь словно и Иссык-Куль стал ближе, и ездить стало приятно. Пути южного региона страны тоже приобретают современное покрытие. Кипит работа и на отрезке дороги Бишкек — Кара-Балта. Её расширение предусматривает шесть полос, дорожную инфраструктуру — автобусные остановки, парапеты, тротуары. В будущем это позволит создать безопасное, безаварийное и комфортное движение, как водителям, так и пешеходам, появятся здесь современное уличное освещение и подземные переходы.

И все эти дорожные блага созданы при помощи проектов соединения дорог в единый коридор ЦАРЭС. Этот коридор свяжет основные экономические центры страны друг с другом, а Кыргызстан с другими евразийскими странами, что значительно улучшит внутрирегиональную, межрегиональную и транзитную торговлю, поможет развитию бизнеса, созданию рабочих мест и сокращению бедности.

В рамках проекта «Первой фазы программы по улучшению дорожных путей сообщения в Центральной Азии» внедрён контроль нагрузки на ось с целью сохранения дорожного полотна и обеспечения безопасных и надёжных международных и национальных грузовых перевозок. Эта динамическая система автоматизированного весогабаритного контроля автомобильных транспортных средств установлена в пунктах пропуска «Сосновка» и «Кемин».

Она позволила взвешивать транспортные средства в движении и своевременно выявлять автомобили с превышением допустимой осевой нагрузки большегрузных машин.

Существует и обратная сторона — это интенсивность движения. Но пока никто не ведёт статистики количества автомобилей, проходящих через определённое сечение дороги в единицу времени (сутки или один час). А зря. Так, с 1995 года максимальная пропускная способность дороги по количеству автомобилей выросла на 937%, а интенсивность движения по основным магистралям — на 700%. Вот здесь как раз и кроется «закавыка» состояния наших автотрасс.

В Кыргызстане реализуется 13 крупных проектов в сфере строительства дорог. Это: север — юг, Бишкек — Кара-Балта, Ош — Баткен — Исфана — Худжант и Исфана — Кайрагач — Баткен — Торткуль, Балыкчи — Чолпон-Ата — Корумду. Завершилась реабилитация участка Бишкек — Нарын — Торугарт. И это не говоря о реконструкции и строительстве новых дорог в Бишкеке. Как правило, подрядчиками являются китайские компании, так как между Министерством транспорта и коммуникаций Кыргызстана и Китайской корпорацией по строительству дорог и мостов (CRBC) подписан меморандум о сотрудничестве. Например, в Иссык-Кульской области этим занимается «Лонг Хай». Важнейший участок Бишкек — Кара-Балта возводит China Railway #5 в рамках проекта «Реабилитация и усовершенствование коридора ЦАРЭС-3 (автодорога Бишкек — Ош). Компания работает в разных государствах, на сегодня у неё более 30 проектов.

Надзором качества выполненных подрядчиками работ занимается Госстрой. Прокладка новых путей и реабилитация дорожного покрытия ведётся согласно техническим требованиям и ГОСТам, под контролем международных и местных экспертов, отвечающих за качество.

Но самое главное, с развитием автодорожной сети Кыргызстан обеспечит себе хороший потенциал для развития сельского хозяйства, туризма, горнодобывающей отрасли. Качественные трассы — это международный транзит товаров и услуг, и за него стоит побороться.

А там придёт время развития железных дорог. Но это уже другая история.

Игорь САПОЖНИКОВ.

Фото автора.

 






Добавить комментарий