Main Menu

Бизнес и государство должны стать партнёрами

Под председательством Президента Сооронбая Жээнбекова состоялось первое заседание Комитета по промышленности и предпринимательству при Национальном совете по устойчивому развитию республики.

На нём обсуждены текущая ситуация и перспективы развития реального сектора экономики, включая лёгкую, сельскохозяйственную, перерабатывающую промышленности. В мероприятии приняли участие руководители госорганов и представители бизнес-сообщества страны. Комитет призван стать диалоговой площадкой между государством и бизнес-сообществом в целях создания благоприятных условий для улучшения инвестиционной среды, развития промышленности страны.

Заседание открыл Президент Сооронбай Жээнбеков, который выступил с речью.

«Уважаемые участники заседания!

В начале своего выступления хотел бы ещё раз разъяснить нашим соотечественникам значение и цели комитета.

Несмотря на усилия, предпринимаемые государством, нам всем известно отсутствие реальных результатов по развитию промышленности. Если проанализировать отчёты госорганов, то выясняется, что, по их мнению, есть все условия для развития. Согласно этим отчётам, создаётся впечатление, будто сам бизнес не хочет заниматься промышленностью. В то же время проведён опрос о том, что мешает нашим предпринимателям и иностранным инвесторам открывать новые производства и создавать новые рабочие места.

Высказанные в нём точки зрения бизнесменов и предпринимателей противоречат мнению государственных органов. Другими словами, пока нет реального диалога между бизнесом и государством. Государству надо приложить усилия, чтобы стать реальным партнёром бизнеса. А бизнес должен стать равноправным участником процесса развития.

Нет сомнений, что без развития промышленности невозможно развивать страну.

Требовалась площадка по формированию видения долгосрочного развития промышленности и определению пути его реализации. Для решения данных проблем мы создали специальную диалоговую площадку между бизнесом и государством.

Основные цели данного комитета следующие:

Первая. На постоянной основе анализировать формирование благоприятной бизнес-среды в целях развития и модернизации промышленности и разработать соответствующие рекомендации.

Вторая. Совместно с государством создать реальный пласт предпринимателей, определяющих перспективу развития Кыргызстана. Формирование статуса промышленников, на равноправной основе участвующих в принятии важных решений и являющихся субъектами развития. Обеспечение того, чтобы предприниматели стали не только партнёрами государства, но и принимали участие в формировании политики в сфере экономики и могли оказывать на неё влияние.

Третья. Создание благоприятных условий отечественным и иностранным промышленникам и изменение структуры экономики соответственно новым вызовам.

Какие задачи стоят перед комитетом для достижения этих целей?

Анализ эффективности стимулов, направленных на развитие промышленного сектора страны; внесение предложений по инвестиционным программам, направленным на промышленную отрасль; разработка путей подготовки современных специалистов, необходимых в промышленной отрасли; внесение предложений о путях по улучшению инфраструктуры, обслуживающей промышленную отрасль; разработка предложений, направленных на изменение политики торговли и государственных закупок.

В то же время следует точно определить барьеры, мешающие бизнесу, и с участием госорганов оказать влияние на устранение данных препятствий.

Имеет огромное значение и проведение мониторинга и оценки в приоритетных сферах экономики.

По её итогам комитет должен представить свои предложения всем заинтересованным сторонам. Думаю, деятельность комитета повысит доверие бизнеса к государству и даст реальный толчок развитию.

Уважаемые участники заседания комитета!

Перед тем как предоставить слово докладчикам, хотел бы вкратце остановиться на том, почему развитие промышленной отрасли стало одним из самых актуальных вопросов развития.

Нам нужно признать, что нынешнее положение промышленности Кыргызской Республики остаётся весьма сложным. Вызовы, которые стоят перед этой отраслью, весьма серьёзные. Развитие технологий в мире приводит к динамичному развитию бизнес-среды. Технологические процессы в промышленных предприятиях цифровизируются, и очень быстрыми темпами меняются принципы работы. Вместо дешёвой рабочей силы ставка делается на квалифицированных специалистов, и продукция производится в соответствии с личными предпочтениями потребителей. За счёт внедрения цифровых технологий меняется структура экономики и появляются не только новые товары, но и совершенно новые отрасли экономики. Значительно снижается себестоимость продукции, выпускаемой через электронную торговлю и умную логистику. Появилась возможность производства дешёвой и высококачественной продукции с использованием новых композитных материалов. Передовые компании мира делают ставку не на производственную отрасль, а на сферу исследований и разработку новых технологий. Промышленные компании международного уровня размещают свои производства в странах, где создаются конкретные, благоприятные условия для инноваций и научных исследований. Эти обстоятельства усиливают конкуренцию не только на глобальном, но и на региональном уровне.

С момента вступления Кыргызстана в членство ЕАЭС придаётся особое значение конкурентоспособности бизнеса. Мы приводили произведённую продукцию в соответствие с техническими регламентами ЕАЭС. Планируется внедрение систем маркировки и контроля товаров согласно новым требованиям. Наши предприниматели должны скооперироваться с товаропроизводителями ЕАЭС и работать с ними на равных.

Считаю, что для противостояния данным вызовам одна из главных обязанностей государства — резкое усиление конкурентоспособности промышленной отрасли. Основные усилия надо направить на снижение себестоимости производимой продукции и привлечение инноваций в производственные предприятия.

Нас ожидает и ещё один вызов — снижение добычи золота на месторождении Кумтор. Без учёта Кумтора объём доходов от предприятий в горнодобывающей отрасли составит не более 2 млрд. сомов. Следовательно, стоит задача по восполнению практически половины объёмов промышленности другими производствами. Для уменьшения риска, связанного со снижением промышленного производства, надо изменить госполитику в сфере промышленности.

На сегодняшний день состояние промышленности остаётся зависимым от добычи и экспорта золота. Изменения в этой сфере, к примеру, цены на золото, технологии производства, политические процессы, естественные катаклизмы, незамедлительно потянут назад нашу промышленность. Поэтому правительству нужна концепция, способная противостоять риску оказаться в прямой зависимости от добычи золота. Следует разработать стратегию развития промышленности в целом.

В условиях ограниченности средств государство не может одновременно оказать поддержку всем отраслям промышленности. Поэтому нам нужно чётко определиться с приоритетами в будущем и точно определить, каким отраслям и каким образом государство станет помогать.

В развивающихся странах механизмы внедрения технологических парков и промышленных зон показывают свою эффективность. Так как этот способ обеспечивает не только подключение к современной инфраструктуре, но и повышает потенциал предприятий в целом. Мы должны максимально использовать нынешний потенциал в промышленном секторе.

У нас есть такие отрасли, как лёгкая промышленность и переработка сельскохозяйственной продукции, традиционно имеющие огромное значение в развитии нашей страны.

Они относятся к секторам, обеспечивающим население рабочими местами и доходами. Их развитие также даст толчок для развития сферы сельского хозяйства, строительства, торговли, образования. Эти отрасли отличаются своей сравнительно низкой капиталоёмкостью. Другими словами, если мы окажем им господдержку, то сможем получить отдачу, в разы превышающую каждый вложенный сом.

Главное условие развития данных сфер за короткий срок — это привлечение инвесторов, способных предоставить рынки сбыта, привести новые технологии и оказать помощь в создании своего промышленного потенциала в будущем.

Появилась возможность экспорта фруктов, молока, мёда на огромные рынки не только ЕАЭС, но и Китая, Индии, Пакистана и Ирана.

В качестве приоритетного направления рассматриваем проекты переработки кожи и шерсти. Поэтому главные задачи правительства — предоставление возможностей инвестору заработать в Кыргызстане и создать благоприятную бизнес-среду в стране. С переходом на новый уровень промышленного производства мы сможем, согласно данным Статистического комитета, практически 24%, а по оценкам экспертов — 29% теневой экономики вывести на путь закона. Нам необходимо привлечь инвесторов, способных обеспечить глубокую переработку сельскохозяйственной продукции. В перспективе лёгкая и пищевая промышленности станут отраслями, способными динамично развиваться и «поглотить» излишки человеческих ресурсов в сфере сельского хозяйства и сфер, находящихся в тени».

Далее собравшиеся рассмотрели вопросы оптимизации госуправления с учётом предложений по инвестиционной деятельности в сфере промышленности, оказанию господдержки или стимулирования сектора, улучшению взаимодействия между бизнес-сообществом и госорганами. Рассмотрели текущее состояние промышленности, в частности перерабатывающей отрасли и лёгкой промышленности, существующие проблемные вопросы и перспективы развития. Имеющиеся у предпринимателей и промышленных предприятий проблемы были озвучены на заседании, что в дальнейшем поможет принять рекомендации и меры для оказания конкретной поддержки предпринимателям и бизнесменам.

Фото Султана ДОСАЛИЕВА.






Добавить комментарий