Main Menu

«Никого не щадила война»

Великая Отечественная война коснулась современников той эпохи: рядовых и офицеров, мужчин, женщин, стариков и детей. Никто не остался в стороне, общая чаша нелёгких испытаний пришлась одна на всех.

Галине Семёновне Журик исполнилось 17 лет, когда грянула Великая Отечественная война. К тому времени девушка жила в городе Климове, работала на заводе. В 1942 году, когда Гале было 18 лет, она добровольно пошла на фронт. Попала медсестрой в медсанбат при 7-й гвардейской дивизии, воевавшей на Северо-Западном фронте. По воспоминаниям пожилой женщины, ох и пришлось же хлебнуть лиха. Время уже стёрло многие моменты и эпизоды, в памяти остались только общие впечатления, как с боями, сквозь огонь и сопротивление пробивались, вычищая от врага Новгородскую, Псковскую, Ленинградскую области, территории Беларуси. Война каждый день, каждый миг переписывала и вчерашние поражения, и вчерашние победы. И каждый раз, сцепив зубы, превозмогая усталость, приходилось доказывать своё превосходство над фашистами, даже тогда, когда, казалось бы, на это не оставалось сил. Так запомнилось Галине Семёновне, как, выходя из окружения, отступали через болота, увязая по грудь в зелёной жиже, выносили при этом раненых бойцов.

Гибель ходила рядом свистом пуль, разрывами снарядов. Приходилось бороться не только за свою жизнь, но и вырывать из лап смерти раненых, вынося их с поля боя.

— Как медсестра, я принимала участие в операциях. Делали их в полевых условиях, прямо во время обстрела. Рядом взрывы гремят, да так, что и палатка, и сам операционный стол ходуном ходят. Страшно было, ведь и нас могло накрыть бомбёжкой, а всё равно продолжали оперировать, — рассказала Галина Семёновна.

Женщины на войне — особая тема. Матери, сёстры, жёны, дочери заменяли мужчин не только в тылу у станков, в полях. Они призывались на фронт врачами, медсёстрами, связистками, пилотами самолётов, снайперами, исполняя воинский долг, вдохновляя своим примером и подвигами.

— Женщинам тяжелее приходилось, чем мужчинам? — спросил я у Галины Семёновны.

— Когда летят снаряды, они никого не выбирают ни по возрасту, ни по полу. Перед смертью все равны, — рассудила Г. Журик.

В хаосе боевых действий, отступлений и наступлений произошла удивительная встреча Галины с односельчанином Иваном Журиком.

— Он был на десять лет меня старше. В своё время уехал из села в Кыргызстан, работал тут, отсюда его мобилизовали на фронт. Поэтому воевал Иван в Панфиловской дивизии. Наши части тогда стояли рядом, благодаря этому мы повстречались, узнали друг друга, обрадовались, — вспоминает ветеран войны. Ну а потом снова их дороги разошлись. Окончание войны Галина Семёновна встретила в Прибалтике. Имеет награды за фронтовые заслуги. После Победы вернулась в родное село в Брянской области на границе с Беларусью и Украиной. Приехала и обмерла. Ничего не осталось от цветущего местечка, любовно обихоженного трудолюбивыми руками землепашцев. Несколько раз проходили по этим местам огнём фашисты. Ни домов, ни садов, людей раз-два и обчёлся: многих угнали в германский плен, и что с ними стало, где сложили они головы?

И тут, как в кинофильме с хорошим концом, в жизни Галины вновь появился Иван Журик. Демобилизовался из армии и приехал за приглянувшейся во время той мимолётной встречи среди войны девушкой. Вместе они уехали в Кыргызстан, тёплый, не тронутый разрухой край. Семейную жизнь молодым приходилось начинать с нуля.

— Вещей никаких, только фронтовая форма у нас, вот и все богатства, — развела руками Галина Семёновна.

Муж работал строителем. А Галина Семёновна продолжила трудиться медсестрой. Четверть века проработала в инфекционной больнице. В семье родилось четверо детей, со временем супруги обросли имуществом, собственным домом. Иван Фёдорович уже умер, а Галина Семёновна в свои 94 года — прабабушка.

— Всякое происходило в моей жизни, было много и горя, случалось и хорошее. Не знаю, можно ли назвать мою жизнь счастливой или нет? — рассуждает моя собеседница. — А вообще, не люблю вспоминать прожитое. Болею потом, тяжело это всё…

С Галиной Семёновной Журик меня познакомила глава Совета ветеранов Октябрьского района Зарыл Дуйшеналиева. В её списке сегодня значатся 7 участников войны. А ведь ещё 20 лет назад их количество по этому району столицы составляло 90 человек.

— Сегодня важно, чтобы государство не забывало не только о ветеранах, но и о тружениках тыла. Они не получают доплаты, которые есть у участников боевых действий. Но ведь и в тылу люди ковали своим трудом общую победу, — считает Зарыл Дуйшеналиева. По её словам, оставшихся современников Великой Отечественной одолевают болезни, многие уже не встают. Это хорошо, если есть родные, как например, у Галины Семёновны, а есть и те, кто остался один на один с беспомощной старостью.

— Раньше я с ветеранами ходила по школам, на встречи с учениками. Участники войны рассказывали о том, что видели, испытали, каких сил стоило победить фашизм. Теперь у стариков нет сил на это, я хожу на такие встречи одна, чтобы не забывали наши дети побед их прадедов. Рассказываю, что многие из героев были чуть старше сегодняшних старшеклассников, когда совершали свои подвиги, — говорит З. Дуйшеналиева. — Хорошо, что школы взяли шефство над ветеранами нашего района. Часто от Совета ветеранов обращаюсь за помощью к бизнесменам, прошу хоть чем-то помочь аксакалам, уважить их старость, отдать долг сделанному, вспомнить, но, увы, как правило, приходится слышать только отказы.

Дмитрий АЩЕУЛОВ.

Фото Игоря САПОЖНИКОВА.






Добавить комментарий