Main Menu

Договор о ЕАЭС: пять лет взаимодействия

Как-то тихо и незаметно в конце января этого года вспомнили важное событие — предстоящее пятилетие подписания Договора о ЕАЭС и 25-летие идеи евразийской интеграции. В Бишкеке состоялась пресс-конференция, для участия в которой в столицу Кыргызстана приехала министр интеграции и макроэкономики Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая. Обсуждалось, что удалось сделать за пять лет, каких результатов удалось добиться и каковы дальнейшие перспективы.

По мнению министра, Кыргызстан в части экспорта не полностью использует потенциал Евразийского экономического союза. «До вступления в союз большое количество товаров, которое считалось экспортом из Кыргызстана, на самом деле было реэкспортом из Китая, — считает Валовая. — Сейчас доля реэкспорта сокращается, увеличивается доля реально кыргызстанских товаров. Несмотря на небольшие показатели торговли, промышленное производство в стране в 2017-м выросло на 11,5%, а в прошлом году — на 5%».

После того, как уровень реэкспорта китайских товаров через Кыргызстан стал сокращаться, Китай стал инвестировать в развитие текстильного производства в нашей стране. Сегодня Кыргызстан в Евразийском экономическом союзе — явный лидер по экспорту текстиля, можно сказать, монополист. По словам Валовой, мы единственная страна ЕАЭС, которая экспортирует отдельные виды текстильной продукции.

«Это показывает, что в Кыргызстане формируется новая специализация. Конечно, есть ещё масса резервов, которыми надо пользоваться, но подвижки существенны, — сказала министр. — На этот вопрос нужно смотреть шире, а не просто как на показатели торговли внутри ЕАЭС».

Смотреть шире на ЕАЭС Кыргызстану стоило бы со всех сторон. Сегодня мы, увы, плетёмся по рельсам за этим «поездом», вместо того, чтобы извлекать выгоды от поездки, сидя в вагоне. До сегодняшнего дня в республике не выполнено множество обязательств, связанных со вступлением Кыргызстана в ЕАЭС: систему фитосанитарного контроля на границе так и не организовали, лаборатории не построили, погранпункты не оснастили, нелегальный поток ввозимых в страну ГСМ не перекрыли, всеобщее страхование ОСАГО опять отложили. Таможня ещё и убытки терпит: по словам главы Государственной таможенной службы КР Алмаза Онолбекова на недавней пресс-конференции, в 2018-м не выполнен годовой план из-за недопоступления ввозной таможенной пошлины от стран ЕАЭС — вместо 17,6 млрд. сомов перечислено 16,2 млрд. А ведь всё так хорошо начиналось.

Напомним, Евразийский экономический союз создавался как международная организация региональной экономической интеграции. Целью создания ЕАЭС были всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик, создание условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов. Таковых на данный момент пять: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Россия.

Ещё на заре создания союза белорусский Президент Александр Лукашенко заявил, что изначально необходимо договариваться о равно-правных условиях работы и что «дружба дружбой, а табачок врозь» — единой валюты и «наднациональных надстроек» в создаваемом Евразийском союзе не будет.

«Кто-то из политиков, особенно в России, привык подкидывать в повестку дня то, что сегодня нереально, — сказал Лукашенко. — Допустим, все кричат о какой-то унификации, в том числе в политической сфере. Но мы ведь создаём экономический союз. Кто-то говорит о какой-то политической надстройке. Кто-то сегодня говорит о введении единой валюты. Мы ещё к этому не пришли, мы ещё не ощутили жесточайшую необходимость этого. …Кстати, это позиция Нурсултана Абишевича (Назарбаева): давайте делать то, что сегодня нужно, чего требуют от нас народы. При этом политическая независимость, суверенитет, стабильность государства — это главное. Мы должны быть независимыми и суверенными государствами».

Назарбаев к тому же ещё и предостерёг от политизации ЕАЭС. «Мы с вами говорили, и не хотелось бы повторять, но политизация создаваемого союза недопустима, — сказал Президент Казахстана. — …Такие направления, как охрана границ, миграционная политика, система обороны и безопасности, а также вопросы здравоохранения, образования, культуры, правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам не относятся к экономической интеграции и не могут быть перенесены в формат экономического союза. …Как суверенные государства мы активно сотрудничаем с различными странами, международными организациями, не ущемляя взаимных интересов. Союз не должен мешать нам в этом направлении».

Союз и не мешает, каждый в нём волен развиваться экономически и политически, однако ситуация такова, что не у каждого на это хватает сил.

Согласно Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года, в союзе обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, или «четыре свободы», а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. Татьяна Валовая в 2015 году высказалась так: «Единое экономическое пространство — это четыре свободы, сейчас мы имеем очень чёткое понимание того, что такое — эта свобода. Это не просто снятие таможенных формальностей, это необходимость формирования единых рынков».

Ну а на любом рынке, как известно, в прибыли остаётся тот, кто что-то производит и продаёт, а не тот, кто «просто посмотреть пришёл».

Основным «товаром» Кыргызстана на рынке ЕАЭС стали люди. Эксперты сходятся во мнении, что несомненным плюсом от участия в союзе для страны, у которой почти всё трудоспособное население на выезде, стало улучшение условий для трудовых мигрантов. Более 700 тысяч граждан Кыргызстана, уехавших на заработки в Россию и Казахстан, имеют статус трудящихся, им больше не нужно получать разрешение на работу, покупать патент на право трудовой деятельности. Сегодня в ЕАЭС признаются все документы об образовании (высшее, среднее, специальное), что увеличивает шансы найти работу по специальности. Мигранты из Кыргызстана пользуются правами граждан стран ЕАЭС, ну разве что в выборах не участвуют (это каждый гражданин должен делать в своей стране). Результат — общий приток денежных переводов в Кыргызстан с каждым годом растёт. В 2016 году трудовые мигранты перевели на родину $1,99 млрд., в 2017-м — $2,21 млрд., за девять месяцев 2018-го — $1,97 млрд. (статистика по переводам опубликована на сайте Центробанка России).

Вступление в ЕАЭС и открытие границ привели к нам большое количество туристов, что пансионаты и частники Иссык-Куля прошедшим летом почувствовали на себе. Количество туристов за год увеличилось на треть, вырос потенциал туристической отрасли, однако государство богаче от этого не становится — львиная доля доходов от туризма оседает в карманах частных предпринимателей, в госказну попадают лишь крохи.

К плюсам от вступления в ЕАЭС относят также создание Кыргызско-Российского фонда развития, перевооружение армии Кыргызстана на кругленькую сумму и укрепление внешних государственных границ.

Среди минусов же: в Кыргызстан начали завозиться дешёвые промышленные и сельхозтовары, что окончательно добило конкурентную способность местных производителей. Планировали, что повышение таможенных ставок на импорт товаров, наоборот, поможет местному производству развиваться, но этого не случилось. Прогнозировали, что после открытия рынка ЕАЭС для продукции из Кыргызстана появятся инвесторы, желающие открыть здесь производство, но и этого в массе не произошло — каждая страна ЕАЭС стремится развивать производство дома, а не в гостях. В Кыргызстан перестали поступать товары из Китая по упрощённой схеме уплаты импортных таможенных пошлин. Сократился ввоз легковых автомобилей из Европы и Японии.

Говорят, всё познаётся в сравнении: по данным Евразийской экономической комиссии за 2018 год, в Кыргызстане самый низкий уровень минимальных зарплат и пенсий в ЕАЭС — в 8 раз меньше, чем, к примеру, в Беларуси.

Кыргызстан стал полноправным членом ЕАЭС в 2015 году. Спустя три года, в 2018-м, министра экономики КР Олега Панкратова, который, собственно, стоял у истоков процесса, в одном из интервью спросили о том, какие плюсы, кроме улучшения положения мигрантов, ЕАЭС принёс Кыргызстану.

«Присоединение нашей страны к ЕАЭС, помимо улучшения положения трудовых мигрантов, привело к созданию спроса на кыргызскую продукцию, — ответил министр. — Проблема не в том, что мы не получили эффекта. Мы его получили даже больше, чем хотелось бы. Но потенциал роста экономики не позволяет нам полностью закрывать спрос на товары. Проще говоря, российские предприниматели приезжают в Кыргызстан и готовы покупать большие партии продукции, но наши производители не могут поставить такой объём товаров. У них нет возможности сегодня без кооперации, без применения прогрессивных технологий производства продукции такие объёмы давать».

Возможности нет, потенциал роста не позволяет. Выходит, сыграли роль завышенные надежды, что в ЕАЭС всё само собой случится? Любой рынок — это место, где нужно толкаться локтями, убирать конкурентов, предлагать свой более качественный и дешёвый продукт. В современном мире никто никого не ждёт. Претендуешь — соответствуй. Иначе придётся и дальше уныло плестись по рельсам…

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото из Интернета.






Добавить комментарий