Main Menu

Руководство к действию, а не пустая декларация

О Концепции национальной безопасности, принятой 1 июня 2012 года Советом обороны Кыргызской Республики

Безопасность является предметом заботы любого государства и общества, какими бы они ни были — большими или маленькими, высокоразвитыми или развивающимися, имеющими многовековую историю или совсем недавно получившими независимость. Причем она должна обеспечиваться постоянно и по всем направлениям, отложить это на какое-то время нельзя, т. к. воздействие различных угроз на состояние безопасности сохраняется в течение долгого периода, характеристики некоторых из них во времени и пространстве динамично изменяются, появляются новые, но в целом все они  действуют непрерывно. Если своевременно не реагировать на них,  то это будет иметь разрушительные последствия для государства и общества, а также каждой отдельной личности.

Отсюда следует, что постоянство и преемственность политики безопасности являются  ее основополагающими принципами. С другой стороны, они обусловлены тем, что национальные интересы той или иной страны, на защиту которых в целом направлена политика безопасности, остаются неизменными в течение длительного времени, которое может охватывать десятки лет. Это обусловливает преемственность концепций национальной безопасности, когда наиболее актуальные положения отражаются в каждом новом ее варианте. Например, одним из национальных интересов независимого  Кыргызстана является сохранение территориальной целостности, которое будет актуальным в течение еще многих лет. Поэтому она рассматривается во всех трех концепциях национальной безопасности, принятых за годы независимости Кыргызстана. Однако в каждой  национальные интересы представлены  под новым ракурсом с уточнением и расширением отдельных положений, усилением отдельных акцентов в связи с изменениями во внешней и внутренней обстановке.  
Это относится и к различным внешним и внутренним угрозам, часть  которых может потерять свою актуальность в силу различных причин, в то же время могут появиться новые, вызванные современными факторами и условиями, которых не было в предыдущие периоды, действие же других остается долгосрочным. Долгосрочные угрозы необходимо рассматривать в каждом новом варианте концепции, т. к. необходимость реагирования на них сохраняется и в новых условиях. Например, в концепции от 2001 года среди угроз национальной безопасности Кыргызстана рассматривались распространение оружия массового поражения, обострение проблем мигрантов, беженцев и переселенцев (имелось в виду —  из зон конфликтов), которые в настоящее время потеряли свою значимость для республики. В концепции от 2009 года этих угроз уже нет, но появились новые — обострение водноэнергетических проблем в регионе на фоне топливно-энергетической зависимости Кыргызстана и др.  Такая угроза, как неконтролируемая внешняя и внутренняя миграция, отражена во всех трех концепциях, т. к. она носит долговременный  характер и не потеряла своей актуальности и в настоящее время.
Поэтому повторы в концепциях вполне допустимы, если характер  проявления той или иной угрозы остается неизменным и нет необходимости придумывать обязательно что-либо "новое" ради ложных амбиций "первопроходцев" в этой важнейшей сфере жизни общества. Абсолютно новую концепцию национальной безопасности невозможно написать, поскольку развитию государства и общества присуща в значительной степени инерционность, национальные интересы и значительная часть угроз им носят перманентный характер и имеют довольно длительную историческую перспективу. Например, разработчики последней Концепции национальной безопасности (2012 г.) сочли возможным отдельные положения прежней концепции (2009 г.) по вопросам миграции перенести в принятую Советом обороны 1 июня с.г. Это касается и других отдельных моментов обеспечения безопасности личности, общества и государства.
В связи с этим вызывает недоумение заявление депутата Жогорку Кенеша Кыргызской Республики М. Абдылдаева о том, что подписанная Президентом Кыргызской Республики А. Атамбаевым Концепция национальной безопасности "переписана слово в слово с концепции, разработанной при бывшем президенте Курманбеке Бакиеве". Во-первых, если следовать логике господина М. Абдылдаева, переписанная слово в слово концепция должна быть такого же объема, как "бакиевская". Однако объем  новой концепции в русском варианте составляет 45 страниц, в то время как прежней — 22 страницы, то есть 23 страницы все-таки не переписаны с нее. И если уж совсем следовать такой логике, то "бакиевская" концепция во многом основана на "акаевской" 2001 года,   значит, и она является "переписанной".
Непродуманным является также его заявление о том, что такой документ не нужен и никто не будет его исполнять. Во-первых, Концепция национальной безопасности уже является официальным документом, принятым Советом обороны Кыргызской Республики, и в соответствии с законом он обязателен для исполнения всеми государственными органами на территории республики. Тем более удивительно слышать это из уст генерала, много лет проработавшего на высоких должностях в правоохранительных органах и имевшего дело с исполнением законов республики.
Во-вторых, для сведения уважаемого генерала сообщаем, что членами Совета обороны, принявшими данную концепцию, от Жогорку Кенеша являются восемь депутатов во главе со спикером палаты, и они за нее проголосовали после серьезного обсуждения, все их замечания были учтены при окончательной ее доработке. Но ни один член Совета обороны не обвинил разработчиков концепции в "переписывании слово в слово" с прежней, потому что были свидетелями многомесячной работы межведомственной комиссии, в которую вошли представители 21 министерства и ведомств республики. Только после неоднократных обсуждений на межведомственной комиссии проект новой концепции был разослан членам Совета обороны для предварительного рассмотрения и внесения замечаний и предложений. Полученные от членов Совета обороны и его председателя — Президента республики — замечания и предложения внесли в окончательный вариант концепции, внесенный на заседание Совета обороны 1 июня т. г., который одобрил его и рекомендовал Президенту утвердить. На заседании со стороны членов Совета обороны  были также внесены — в основном от депутатов Жогорку Кенеша — новые замечания и предложения, которые учли при подготовке Концепции национальной безопасности для подписания Президенту.
Так что утверждения, что концепцию "переписали" какие-то "серванты", собравшиеся вокруг Президента, не соответствуют действительности. Это — результат коллективного труда членов Совета обороны, аппарата правительства, большого количества специалистов из разных министерств и ведомств, имеющих отношение к обеспечению безопасности, работников секретариата Совета обороны. Всех их трудно заподозрить в непрофессионализме и незнании проблем в сфере национальной безопасности.
Что касается новизны, то она заключается в следующем.
Прежде всего, в отличие от "акаевской" и   "бакиевской" концепций,  в новом проекте разработчики постарались уйти от декларативности и обосновали все его положения, что вызвало увеличение объема до 45 страниц, или более чем в два раза. Если в предыдущих концепциях просто перечислялись национальные интересы и не давались ответы на вопросы,  почему именно они являются национальными интересами страны, чем это обусловлено и что будет, если государство и общество не защитят их от негативного воздействия различных угроз, то в принятой Концепции национальной безопасности они раскрыты в полной мере на конкретных материалах. Например, в прежней концепции декларировался такой абстрактный национальный интерес, как "система управления, соответствующая мировой и локальной ситуации". Сейчас он конкретизирован в национальный интерес "эффективная система управления государством и активное гражданское общество", которые ввиду ограниченности стратегических ресурсов являются первоочередным условием решения проблем социально-экономического развития и обеспечения конкурентоспособности страны в регионе и мире.  Такой же принцип аргументированности был реализован при анализе внешних и внутренних угроз.
На материалах министерств и ведомств, конкретных статистических данных были обоснованы их реальность и возможные негативные последствия реализации угроз при недостаточном противодействии им со стороны государственных органов и общества. Кроме того, из тех же материалов следовало, что появились новые угрозы, которых не было в прежней концепции, связанные с изменениями во внешней и внутренней обстановке. Например, стала реальностью такая внешняя угроза, как усиление противоречий между ведущими державами мира на глобальном уровне и в Центральной Азии, а также между некоторыми странами региона. Из анализа ситуации в Ферганской долине в свете последних событий в республике стало очевидно, что нерешенность демографических проблем серьезно угрожает безопасности не только нашей республики, но и соседних государств, и если не решить их на международном уровне, то нет гарантий от повторения межэтнических столкновений в любой части долины. 
Среди новых внутренних угроз в концепции нашли отражение такие, как усиление сепаратистских тенденций, межэтнических противоречий, фактора этнорегионализма  и местничества в системе общественных отношений в республике, недостаточная эффективность системы управления, а также кризисное состояние экономики.
Таким образом, концепция не переписывалась слепо с прежнего варианта, она кардинальным  образом  отличается от него новым содержанием стандартных разделов, которые имеются в концепциях безопасности большинства стран мира. Кроме того, в принятый  вариант введен новый раздел, которого не было в прежних, — "Мониторинг и контроль  состояния национальной безопасности, антикризисное реагирование", что дает гарантию ее исполнения. В нем впервые рассматриваются пороговые значения национальной безопасности (критерии и индикаторы), по которым можно конкретно судить об уровне обеспеченности  безопасности в той или иной сфере и контролировать эффективность работы государственных органов по противодействию тем или иным угрозам. 
Все вышеперечисленное позволит сделать принятую концепцию не пустой декларацией, которую "никто не будет исполнять", а конкретным руководством к действию, тем более что на ее основе министерствам и ведомствам предстоит разработать практические программы ее реализации в соответствующих сферах. Все они будут периодически отчитываться о ходе выполнения программ перед Президентом и Советом обороны, что еще больше повышает шансы реализовать принятую концепцию.
Не видеть всего этого и объявлять принятый государственный документ ничего не значащей "переписанной" бумажкой можно только при предвзятом отношении и нежелании видеть очевидные вещи. Если у господина М. Абдылдаева есть конкретные предложения по Концепции национальной безопасности, то секретариат Совета обороны готов рассмотреть их в конструктивном плане.

Секретариат Совета обороны
Кыргызской Республики.






Добавить комментарий