Main Menu

Золотые нити саймачы

Истоки национальной вышивки заложены в многовековом славном прошлом кыргызского народа.  Около ста ее лучших образцов представлено в  экспозиции Государственного исторического  музея в коллекции  «Кыргызская национальная вышивка XIX-XX веков».

«Вышивка является одним из наиболее интересных и ярких видов кыргызского народного искусства. В прошлом важной областью ее применения было украшение жилища кочевника-кыргыза — юрты. В музее собрана значительная коллекция декоративной вышивки, дающая наглядное представление о художественных особенностях этой старинной области орнаментального творчества, ее месте и роли в народном быту, — рассказывает Анаркуль Исраилова, директор Исторического музея. — Основная часть коллекции датируется концом XIX — началом XX века, более поздние поступления — произведения современных мастериц. Собрание музея довольно полно охватывает виды декоративной вышивки северных и южных кыргызов».
«Вначале была вышивка на войлоке, коже, замше, потом уже  саймачы — так называют в народе вышивальщиц — освоили текстиль:  домотканое полотно, хлопок, лен, шелк, бархат, сукно (манат), — поддерживает разговор Октябрина Турмамбетова, заведующая сектором этнографии музея. — Вообще, женщины украшали узором вышивки все, что их окружало: детали юрт, одеяла, одежду, головные уборы, обувь, попоны, мешки для посуды, футляры для кокоров — специальных кувшинов для кумыса, футляры для зеркал (да, у древних красавиц тоже были косметички) и многие другие предметы. У них всегда было желание сделать свою жизнь ярче, интереснее, насыщеннее, и это им удавалось. Посмотрите, какие сочетания цветов,  какая тонкая работа, — обращает внимание посетителей работник музея. Многие подходят поближе посмотреть и убедиться в том, что это ручная работа. — С прибытием в Кыргызстан русских, украинцев местные вышивальщицы освоили еще и их манеру вышивания, — Октябрина Шаршенкуловна показывает посетителям  вышивку. — Но не копировали, а привносили свое национальное, отчего работы приобретали необъяснимое очарование».
По словам гида Айгуль Нурмаматовой, видов вышивки не перечесть — такое это многообразие швов: ильме, дос, басма, сайма, кайык. «А вот к этому фрагменту туш-кийиза,  по предположению, приложила руку сама Курманджан датка. Она вышивала даже тогда, когда ей было уже за девяносто лет, —  увлеченно продолжает Айгуль.- Конечно, это еще не доказано, поэтому на вышивке нет таблички с именем царицы, но совпадений слишком много. Вот когда  исследовательская работа  подойдет к концу и станет доподлинно известно, что это работа великой правительницы, тогда и табличка по праву займет свое место».
Веками складывалось искусство вышивки в условиях кочевья и во многом определялось характером натурального хозяйства и быта скотоводов. Ею  занимались исключительно женщины, чья жизнь протекала в замкнутом кругу семьи, айыла, что и создало  своеобразные художественные традиции. «Это действительно так,- говорит известная рукодельница Джумагуль Каипова,  в настоящее время преподаватель  кафедры дизайна в университете им. И. Арабаева, ее вышивки пользуются  большим успехом  не только у  соотечественников, но и завоевали сердца итальянцев,  американцев, французов, турков, китайцев. — Я училась у мамы, она в свою очередь у бабушки, и так далее».
Кыргызская вышивка настолько уникальное явление, что в свое время  ей посвятили ученые труды исследователи С. Абрамзон, А. Бернштам, К. Антипина, Ш. Мамбетаипова, А. Акматалиев. А имена известных мастериц-саймачы Багый Карачовой, Жумабубу Кайыповой, Макен Жапаровой, Нурганыш Жапаровой  вписаны в историю народного прикладного искусства.
Золотая  нить кыргызской  вышивки замысловатым орнаментом проходит через всю историю народа. И чтобы не оборвалась эта линия, не пропало в водоворотах времени искусство  мастериц Чуйской долины, таласских, иссык-кульских, нарынских   самородков, вышивальщицы из поколения в поколение передают свои умения, знания, опыт начинающим рукодельницам, неравнодушным к обычаям и традициям своих предков.

Галина МИХАЙЛИНА.
Фото автора.






Добавить комментарий