Main Menu

И чтец, и жнец, и медицинский «спец»

«Когда государство берёт с меня отчисления в Соцфонд, то я безоговорочно делаю эти отчисления, так как это принято законодательно. Как гражданин я плачу все налоги. Так почему правительство в лице министра здравоохранения, меня, как пациента, не посвящает в предполагаемые реформы в медицине и не спрашивает, хочу ли я такие реформы?» Таким резонным вопросом завершилась на днях жаркая дискуссия бишкекских интернет-пользователей на тему грядущих в Кыргызстане реформ в сфере медицинских услуг (хотелось бы написать «в сфере медицины», но то, что происходит сегодня в поликлиниках страны, это, увы, не медицина, а именно «оказание услуг»).

Вот о чём весь сыр-бор. Министерство здравоохранения решило объединить все столичные центры семейной медицины в четыре районных ЦСМ Бишкека. «Цель — удовлетворение потребностей граждан, все другие прихоти должны отойти на второй план, — сказал министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев. — Например, в Оше проживает более 500 тысяч человек, и на первичном уровне работают 9 филиалов под руководством одного ЦСМ. В Бишкеке на миллионное население — 19 ЦСМ и много жалоб на большие очереди и невнимательность персонала».

Тут немного отвлекусь от темы. Из слов министра выходит, что он прекрасно знает о больших очередях в поликлиниках, о невнимательности врачей, а, возможно, и о других проблемах, вроде врачебного хамства, откровенного пренебрежения и наплевательства… Но что-то, уж не знаю что, похоже, мешает министру бороться с этим злом на местах.

Сужу по собственному опыту: когда заболеваю, приходится идти в ЦСМ №6 по месту жительства, и уже много лет натыкаюсь там на хамство и непрофессионализм участкового врача по фамилии Дмитриева. Миновать её нельзя — без неё не попадёшь к профильному врачу, и часами (!) больные простаивают у неё под дверью, пока доктор обсуждает с кем-то свои личные дела (!!). На то, чтобы получить минутное направление терапевта, например, к окулисту или невропатологу, больному человеку нужно потратить целый день в очереди под дверью! На любые замечания или просьбы терапевт отвечает откровенным пренебрежением. И такая история продолжается годами! Го-да-ми! Среди пациентов на нашем участке имя терапевта Дмитриевой уже стало нарицательным, люди на неё жалуются, но ничего не меняется. И если так происходит на одном крошечном участке, то под силу ли министру изменить ситуацию к лучшему по всей стране? Как говаривал персонаж одной старой кинокомедии, «меня терзают смутные сомнения…»

Но вернёмся к нашим реформам. По задумке Минздрава, будущая оптимизация ЦСМ позволит ежегодно экономить около 10 миллионов сомов. Сэкономленные деньги ведомство планирует тратить на приобретение современного оборудования. И вот тут вопрос: кто будет работать на таком оборудовании? Есть у министерства такие высококвалифицированные кадры?

Ответ скрыт в обратной стороне реформы: одновременно с оптимизацией ведомство решило внедрить в столичных поликлиниках смешанный приём, простыми словами, когда один специалист — семейный врач — наблюдает и детей, и взрослых, и беременных. Когда-то схемой «три в одном» нас завлекала реклама, сегодня этим занялся Минздрав. Похоже, по мнению министра, терапевт + педиатр + гинеколог = суперпрофессионал. Захотите ли вы попасть в руки такого «профи»? А вас об этом никто не спрашивал.

А зря не спрашивали. Устроила опрос среди друзей, знакомых и коллег, и вот что они сказали:

«Специалистов широчайшего профиля, совмещающих в себе талант терапевта, акушера и педиатра, можно встретить только в деревне. И называется такой специалист фельдшером. Похоже, нашу медицину принижают до уровня фельдшеров».

«Стесняюсь спросить, как в эту «компанию» затесался гинеколог? А что не проктолог? Не уролог? Не онколог? Или вообще не хирург-трансплантолог? Кто-нибудь знает хоть одного педиатра или терапевта, который что-то понимает в гинекологии? Кто-нибудь доверит такому врачу элементарный осмотр себя?»

«Я лично хочу, чтобы было, как раньше: поликлиника для детей, поликлиника для взрослых, женская консультация при роддомах.

Врач должен специализироваться на чём-то конкретно, а то ещё начнут детей лечить антибиотиками для взрослых… Сейчас и так ситуация с врачами плачевная, а если объединят, то вообще…»

Министерство тем временем объясняет необходимость реформ заботой о врачах. Теперь доплачивать за работу на первичном уровне будут только семейным врачам, причём размер оплаты будет зависеть от коэффициента трудового участия, для этого разработаны 8 индикаторов, за выполнение которых предусмотрены баллы. Один балл даёт 160 сомов. Если врач получит 100 баллов, доплата составит 16 тысяч сомов. Но такая схема работает только в отношении сертифицированных семейных врачей.

Сами медики утверждают, что выполнить все индикаторы нереально, как и овладеть новой специальностью за 8 месяцев, а именно такой срок отвело им на обучение министерство. Вот что рассказала врач одной из бишкекских поликлиник: «Нашему ЦСМ грозит сокращение медперсонала. А куда сокращать? Медсестёр не хватает. У врачей перегрузка. Ко всем врачам очередь, особенно к узким специалистам — окулистам, неврологам, гинекологам, эндокринологам, ЛОРам, кардиологам… С утра до вечера ЦСМ гудит, как улей. На капельницы очередь, на массаж очередь, на физиолечение очередь. Все врачи по возрасту от 35 лет и до глубокого пенсионного возраста. Молодых специалистов нет. При этом Минздрав предлагает переучиться за 8 месяцев на универсального врача. Да жизни не хватит овладеть всеми специальностями, которые существуют в медицине!»

Возмущённые таким врачебным «замесом» медики даже устроили акции протеста под окнами Министерства здравоохранения. На плакатах в руках митингующих докторов было написано, что предложенные оптимизация ЦСМ и смешанный врачебный приём «это диверсия по уничтожению медицины».

В Минздраве пикеты медиков назвали организованным сопротивлением со стороны руководителей подразделений первичной медицинской помощи. В ведомстве утверждают, что оптимизация касается в первую очередь административно-управленческого персонала и никак не скажется на врачах.

«Наша задача — обеспечить 12-часовой качественный доступ горожан к медицинской помощи, — сказал министр здравоохранения Космосбек Чолпонбаев. — Кто не желает, пусть живёт и работает по-старому. Никто вас не заставляет. Если педиатр — продолжайте работать педиатром, если гинеколог, то гинекологом. Мы не собираемся всё изменить одним приказом». Но врачи министру не поверили. «Вы говорите, чтобы мы работали так, как хотим, но на деле уже есть указ задним числом. Там говорится про другое», — ответила министру одна из митингующих.

Засомневались в правильности реформ Минздрава и в Жогорку Кенеше. На заседании комитета по социальным вопросам, образованию, науке, культуре и здравоохранению депутаты предложили повременить с оптимизацией, потому что так — с бухты-барахты — реформы не проводятся. Минздраву порекомендовали сначала разработать концепцию и программу развития системы первичной медико-санитарной помощи, составить план мероприятий по её реализации и организовать межведомственную рабочую группу со всеми заинтересованными сторонами. Только так можно понять, нужна ли оптимизация на самом деле или нет.

Кроме того, для начала стоило бы опробовать проект на одном районе и только после этого, в случае успеха, внедрять повсеместно. А ещё лучше, по принципу «умный учится на чужих ошибках», обратиться к опыту других стран. В России, например, человек может выбрать себе любого терапевта и прийти на приём к нему, и любого педиатра, и гинеколога, у которого хочет наблюдаться. Пациент сам выбирает себе доктора, и это стимулирует врачей на то, чтобы лучше работать. А в Европе человек может пойти к любому домашнему доктору, обычно идут к тому, который ближе находится. В простых случаях обходятся только домашним врачом, который выписывает рецепты, отправляет на больничный или, если случай тяжёлый, перенаправляет больного к специалисту. И ни очередей, ни нервотрёпки.

В нашей стране Минздрав, похоже, настроен решительно — будем внедрять! «Всё делается для улучшения, — сказал министр врачам. — Никого не заставляем. Если хотите, можете проводить смешанный приём, если нет, то по своему направлению». И никто в этом случае не задумывается о пациентах — а нам-то каково будет? Врач сделает свой выбор — станет «три в одном» или не станет, а будет ли выбор у нас? И получится, что придёшь на приём к гинекологу, а в поликлинике такого нет, есть только бывший терапевт, спешно переученный на гинеколога. А мы такого не заказывали…

Марина ДУБОВЧЕНКО.

Фото из Интернета.

 






Добавить комментарий