Main Menu

Радикализация: тревожные прогнозы

В Бишкеке прошёл первый международный форум «Предотвращение насильственного экстремизма и роль медиа», организованный МВД КР и «Интерньюс» при финансовой поддержке Евросоюза. В нём участвовали эксперты в религиозной сфере из стран ближнего и дальнего зарубежья, лидеры молодёжных и женских организаций, представители СМИ и силовых структур республик СНГ, Центральной Азии. О самых актуальных темах повестки дня форума мы попросили рассказать, а также ответить на вопросы его участника, начальника отделения теологического изучения и организационно-методического обеспечения Службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД подполковника милиции Эрлана БАКИЕВА.

— Первое, что хотелось отметить, — мероприятие столь высокого уровня проходило в формате конструктивного и предметного диалогов. Обсуждались проекты и инициативы по устранению причин радикализации и меры адекватного реагирования на экстремистские угрозы в медиа- и интернет-пространстве. Подчёркивалось, что они должны носить комплексный характер в тесном взаимодействии гражданского общества, государственных институтов и СМИ. Последние, как самое эффективное средство воздействия на массовое сознание, способны играть большую роль в формировании негативного общественного мнения об идеологии экстремизма и терроризма.

Ещё одна из злободневных тем, которые обсуждались на форуме, — высокий уровень радикализации женской части населения и миграции с целью присоединения к джихадистским группам. Причины этому — религиозно-идеологическая обработка через Интернет женщин их мужьями, родственниками, последователями идей нетрадиционного ислама, а также социальная несправедливость, дискриминация в обществе и экономические трудности. Обсуждая возможные последствия этого явления, участники диалога пришли к общему мнению о необходимости создания специальной программы по реабилитации, гендерному равенству, расширению прав и возможностей женщин на долгосрочную перспективу.

— Эрлан Акматжанович, как можно оценить религиозную ситуацию в стране?

— В последнее время наблюдается процесс радикализации населения. Заметно активизировались группы такфиристов-джихадистов салафитской направленности, проповедующие идеи радикального ислама. Планы их лидеров известны: идеологическая обработка и вербовка для пополнения рядов международных экстремистских и террористических организаций после их крупного поражения в Сирии. Нельзя также сбрасывать со счетов сторонников МЭО «Хизб ут-Тахрир», усиление влияния которой тоже даёт основания для тревожных прогнозов. Озабоченность вызывает военно-политическая обстановка в Афганистане, где обосновавшиеся в его северных провинциях боевики ИГИЛ применяют тактику так называемого точечного удара: подрывные акции, привлечение адептов через пропаганду насильственного экстремизма в социальных сетях. Если 5-6 лет назад радикальным считался только южный регион, то сегодня таковыми можно назвать и центр, и север страны, где находится большое количество подпольных религиозно-радикальных ячеек. В общей сложности на профилактическом учёте сегодня состоят более двух тысяч приверженцев экстремистских и террористических организаций, в их числе — около 60 наших граждан, участвующих в боевых действиях в Сирии и вернувшихся на родину.

— Эрлан Акматжанович, сегодня только ленивый не говорит о религиозном невежестве самих служителей культа на уровне имамов мечетей. Известны факты, когда некоторые из них открыто проповедовали насильственный экстремизм, не зная, где заканчивается грань между радикальным исламом и традиционным…

— Вы совершенно правы. Результаты выборочных проверок показывают, что многие из них, не имея ни религиозного, ни светского образования, не в состоянии растолковать людям азы ислама. Возьмите медресе: по нашим данным, в республике их 69, и только несколько из них отвечают стандартам религиозного обучения традиционному исламу. В остальных мусульманскому богословию учат так называемые алымы (духовные наставники) — выпускники того же медресе, а преподавателей светских дисциплин нет. Кроме того, появилось немалое количество интернет-имамов в социальных сетях, каждый на свой лад толкующих ислам. Наставляют ли они свою паству на путь праведный — большой вопрос. Странно, что на деятельность этих доморощенных духовников ДУМК смотрит сквозь пальцы. И ещё. Открыв сайт Муфтият.Kg, можно увидеть только картинки о том, как служители культа играют, например, в футбол или проводят у себя какие-то мероприятия. В то же время на сайте нет информации для молодёжи, как поступать в различных жизненных ситуациях в соответствии с Кораном. Не находя ответов у официального духовенства, верующие, и в первую очередь молодёжь, находят их в других сомнительных источниках. Повторю, религиозная безграмотность самих служителей культа — благодатная почва для вербовки последователей радикальных религиозных течений. Сейчас по заданию Совета безопасности повышением уровня их знаний занимаются Госкомиссия по делам религий и учёные-теологи. Наши сотрудники тоже принимают в этом активное участие.

— Под сомнительными источниками, надо полагать, вы подразумеваете посты и материалы экстремистского содержания в интернет-пространстве, а основная возрастная группа пользователей социальных сетей — это молодёжь…

— Безусловно, надо ужесточать наказания за подобные выбросы. С другой стороны, необходимо принимать меры просветительской направленности с упором на патриотическое воспитание молодёжи. Это сегодня одна из главных задач службы. Привлекаем к этой работе специалистов Госкомиссии по делам религий, учёных, ветеранов Баткена и афганской войны, проводим совместные профилактические мероприятия в школах и вузах по разъяснению негативных последствий увлечения радикальным исламом и мер правоответственности за приверженность идеям нетрадиционного ислама. Один из самых эффективных механизмов противодействия процессу оболванивания молодёжи в Интернете — мониторинг и контроль социальных сетей на предмет наличия «агиток» экстремистского содержания. К сожалению, у нас нет такой возможности. Целесообразно было бы создать в службе лабораторию по кибербезопасности с техническим обеспечением программы «Поисковик».

— Сегодня граждане, осуждённые по статьям «Терроризм» и «Экстремизм», в местах лишения свободы изолированы от основной массы спецконтингента, их содержат отдельно. Как вы считаете, достаточно ли этих мер, чтобы исключить вербовку и радикализацию осуждённых?

— Речь идёт только об исправительных учреждениях усиленного, строгого и особого режимов. Представьте себе, что в колонии общего режима отбывает наказание простой воришка, но приверженец идей радикального ислама. Конечно же, он будет искать единомышленников среди других осуждённых, и здесь очень важно не допустить слияния криминальной и экстремистской идеологий, усилив превентивные меры, чтобы пресечь радикализацию осуждённых по общеуголовным делам и вернуть их к нормальной жизни.

— Последний вопрос, Эрлан Акматжанович. Расскажите, пожалуйста, о последних результатах оперативно-служебной работы вашего подразделения и планах на будущее.

— Только запретами и уголовным преследованием проблему радикализации населения, особенно молодёжи, решить невозможно, наиболее эффективна просветительская деятельность. За 10 месяцев текущего года по нашей инициативе во всех регионах республики проведено более шести тысяч информационно-разъяснительных мероприятий в тесном контакте с госорганами, другими силовыми структурами, представителями духовенства, экспертного сообщества, общественными, молодёжными организациями и СМИ. Причём если раньше они проводились только на региональном уровне, то сейчас — в айыльных округах и сёлах. Организовано также 25 круглых столов, выпущено более 20 видов брошюр, буклетов по профилактике экстремизма. В январе следующего года планируем организовать семинары-тренинги для военнослужащих пограничных подразделений южных регионов по изучению религиозных течений и обучению навыкам противодействия нетрадиционному исламу. Отмечу, что аналогичные мероприятия на постоянной основе проводятся во всех территориальных и районных органах внутренних дел. Наша задача — работать на упреждение. Это постоянный мониторинг религиозной ситуации, выявление и нейтрализация условий, способствующих насаждению идей радикального ислама, профилактика радикализации населения и предотвращение экстремистско-террористических проявлений на почве межрегиональных и межконфессиональных отношений.

Если позволите, вернусь к форуму, в котором принимал участие. По выступлениям докладчиков и экспертов сделал для себя очень важный вывод: уровень защищённости нашего государства от современных угроз на порядок выше, чем в других центральноазиатских республиках бывшего Союза.

Сергей СИДОРОВ.

Фото автора.






Добавить комментарий