Main Menu

Что может сделать государство для МСУ?

Ответ искали в Союзе муниципалитетов, Госагентстве по делам МСУ и межэтнических соглашений, Жогорку Кенеше, правительстве.

Нынешний год, объявленный Президентом Сооронбаем Жээнбековым Годом развития регионов, заставил в корне пересмотреть целый ряд понятий и терминов в этой сфере, ближе других ветвей власти находившейся в тесной связи с народом, населяющего сельские управы и города.

У Кыргызстана свои особенности: иссык-кульский регион специализируется на развитии молочной отрасли и туризма, Баткенская, Ошская области — на приграничной торговле, Таласская — на выращивании бобовых культур. В республике много айыл окмоту с очень низким экономическим потенциалом. Они, как правило, не могут сами себя обеспечивать доходами на достаточном уровне, но важны для республики, поэтому из госказны им выдаются солидные дотации и гранты.

Собравшиеся высказывались за создание в Кыргызстане единой политики регионального развития, которая учтёт особенности малых городов и населённых пунктов, человеческие финансовые и иные ресурсы, позволит больше налогов оставлять на развитие местных сообществ, чтобы сельские управы могли постепенно переходить от убыточных к богатым.

Следует отметить, что доходы МСУ в последние годы не растут вообще, сельская инфраструктура каждый год остаётся недофинансированной, а правительство всё больше полномочий передаёт в регионы. Налог с продаж перекочевал в государственные органы, что говорит о слабости межбюджетных отношений. Адекватную замену государство не предусмотрело.

Больше половины малых городов можно смело отнести к категории бедных. Их мизерные доходы не позволяют адекватно развиваться. Только в областных центрах — Оше, Караколе, городах Джалал-Абаде, Исфане и Кадамджае в республиканской казне предусмотрены бюджетные ассигнования на решение сугубо экономических проблем. В остальные населённые пункты направляется лишь 5% имеющейся на бюджетные гранты суммы. В сельских аймаках положение ещё хуже. Благополучно обстоят дела лишь в Кеминском и Чаткальском районах. Но их лидерство носит временный характер, так как деньги от горнодобывающих предприятий не гарантированы.

У исполнительного директора Союза МСУ Омурбека Алманбетова вызвало недоумение непонятный финансовый статус таких районов, как Аламудунский, Московский, Панфиловский, Сокулукский и Джеты-Огузский. У этих территорий отличный экономический потенциал, но местные жители жалуются на хронический недостаток денег. Похоже, государство всё у них забирает, не давая возможности адекватно развивать свою инфраструктуру.

Значит, вся надежда лишь на частных инвесторов? Но для прихода иностранного капитала в сельскую местность необходимо создавать капиталистам надлежащие условия. В аймаках нужно заасфальтировать дороги, провести освещение улиц, навести порядок в социально-культурной сфере. Эти удовольствия, понятно, не из дешёвых, сам айыл окмоту их не потянет.

ТОЧКИ РОСТА
В группе городов, определённых правительством точками экономического возрождения регионов, достаточным бюджетным потенциалом обладают лишь Кара-Балта, Кочкор-Ата и Кадамджай. Государство старается пробудить инициативу местных бизнесменов, выдавая стимулирующие гранты (370 млн. сомов), но в эти города из этой суммы почему-то дошло не более 26 млн. в национальной валюте, то есть менее 10%. Если Караколу, Таласу, Узгену хоть изредка что-то перепадает из республиканского бюджета, то город Айдаркен не получает ни сома. Здесь отсутствует даже минимальный перечень госуслуг для комфортного проживания населения. Забредут ли сюда когда-нибудь инвесторы?

Директор Госагентства по делам МСУ и межэтнических отношений Бахтияр Салиев напомнил содержание Основного закона — Конституции. В ней законодательно закреплено разграничение деятельности органов местного самоуправления и государственных органов власти, есть и механизм их взаимодействия.

— Чтобы понять, куда мы движемся, следует вспомнить историю создания аймаков в республике, — предлагает Бахтияр Усманович. — Её можно условно разделить на пять этапов, тщательно их изучить, проанализировать, разобраться в ошибках и сделать соответствующие выводы. Директор Госагентства по делам МСУ обратил внимание на неравномерное развитие сельских управ, их административных и финансовых возможностей. Время показало, что без этого прогресс в реформе местного самоуправления невозможен. В 2005 году у нас прошли вторые прямые выборы глав МСУ. Но положительными результатами правительство не смогло воспользоваться: исполнительная власть была занята более важным неотложным делом — восстановлением стабильности после революции 2010 года.

Однако в те счастливые времена удалось-таки усовершенствовать институт муниципальной службы, создать систему повышения квалификации муниципальных служащих. Программа рассчитана на 2018-2022 годы.

— Задача государства — синхронно развивать и использовать экономические возможности регионов, — подчеркнул Б. Салиев. Следует чётко регламентировать взаимоотношения МСУ и государственных чиновников, обеспечить айыльные аймаки финансами, назначить ответственных должностных лиц. А то что получается: размытые функции и полномочия не позволяют оперативно и эффективно решать местные проблемы, в результате они так и остаются нерешёнными. К тому же, — считает руководитель госагентства, — нужно позаботиться о том, чтобы интересы местного населения обязательно учитывались при принятии важных решений на национальном уровне. Управленческая машина должна работать как слаженный механизм, надо помнить, что любое взаимоотношение — это дорога с двусторонним движением, — подвёл итог Бахтияр Салиев.

ФИНАНСОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ВЫЗОВЫ

Депутат Жогорку Кенеша А. Жапаров проанализировал самостоятельность регионов, способны ли муниципалитеты сами решать вопросы местного значения. К сожалению, децентрализация не поспособствовала этому, темпы роста местных бюджетов снизились на 24%, регулируемые доходы городов тоже устремились вниз из-за выпадения в местных бюджетах налога с продаж, в связи с чем города попали в ещё большую зависимость от республиканского бюджета.

Больше всего денег требуют предприятия жилищно-коммунального хозяйства. И город, и район тратят до 30% бюджетных средств. Образование, охрана окружающей среды и медицина вообще не финансируются.

Доля трансфертов в общем объёме доходов местного бюджета, скажем, в Майлу-Суу — 37%, в Оше — 34%, Узгене — 1%. Разрыв в финансировании ЖКХ в 16 раз меньше городов-лидеров. На соцзащиту больше всего средств выделяют Нарынской области, уточнил депутат. Он пообещал включить критерий финансовой обеспеченности в работу с городами, принять меры по сокращению неравенства в финансированию важных проектов и услуг жилищно-коммунальных предприятий. Народный избранник также считает, что надо поддержать предприятия культуры на селе, принять меры по выведению из бедности самых уязвимых — Таш-Кумыра, Айдаркена, Узгена. Создать систему комплексного планирования.

В отношении стабильности и предсказуемости доходов сельские аймаки выглядят более устойчивыми, потому что закреплённые в них доходы составляют почти 36% бюджетных трансфертов. В группе богатых и несамостоятельных оказался Ош, а Орловку, Кант, Чолпон-Ату, Каинды, Кызыл-Кию и Ноокат отнесли к относительно богатым, в них имеется потенциал для роста.

К сожалению, в мэриях некоторых малых городов совсем отсутствуют управления соцзащиты, их обслуживают районные службы, а местный бюджет не несёт никакой нагрузки, получая деньги из республиканского бюджета. Разве справедливо? А. Жапаров порекомендовал правительству определить наряду с городами и районы — точки роста, оставлять там большую часть доходов. Он считает, что такой поворот потянет за собой, как локомотив, целые области и страну в целом.

Галина ЛУНЁВА.






Добавить комментарий