Main Menu

Сколько стоит память о войне?

Совесть, как известно, бесценна, и она либо есть, либо её нет, а вот цену памяти на днях решили определить в правительстве Кыргызстана. На заседании парламента депутаты рассматривали проект закона «О внесении изменения в Закон Кыргызской Республики «О ветеранах войны, Вооружённых Сил и тружениках тыла», в частности, пункт о перезахоронении кыргызстанцев, погибших на фронтах Великой Отечественной войны, чьи останки найдены или могут быть найдены в ходе работ поисковых отрядов России и других стран. По мнению некоторых депутатов, денег на это в стране нет.

Идея отклонить проект закона о воздаянии заслуженных почестей людям, отдавшим самое ценное, что у них было, — жизнь — за мир и счастье своих детей, внуков и правнуков, прозвучала от Комитета по международным делам, обороне и безопасности. В качестве аргумента было заявлено «отсутствие источников финансирования».

Накануне поступило отрицательное заключение по законопроекту за подписью вице-премьер-министра Алтынай Омурбековой. Чиновница, похоже, считает, что для нашей страны хоронить своих погибших — непозволительная роскошь. В заключении говорится, что количество погибших и без вести пропавших кыргызстанцев в годы Великой Отечественной составляет более 56 тысяч человек, и что, по предварительным расчётам Министерства финансов, для реализации законопроекта потребуется более 28 миллиардов сомов. «Учитывая ежегодный дефицит республиканского бюджета, правительство посчитало принятие законопроекта нецелесообразным», — гласит документ.

«Откуда такие цифры?! С чего вдруг 28 миллиардов?!» — наверняка спросит любой здравомыслящий человек и будет прав. Вице-премьер-министр, похоже, совсем не интересуется темой войны и не знает, что за последние годы поисковики нашли останки всего нескольких человек, призывавшихся на фронт из Кыргызстана. Их не находят тысячами, и даже сотнями не находят. «Поднять» хотя бы одного воина считается большой удачей. К тому же большинство погибших похоронены в братских могилах и разрывать их специально в поисках кыргызстанцев никто, конечно же, не станет. Потому и расходы на реализацию законопроекта миллиардными быть просто не могут.

К слову, нашлись в парламенте здравые головы, засомневавшиеся в адекватности заявленных цифр, да и самих заявителей.

— Кто составлял эти расчёты? — поинтересовалась депутат Наталья Никитенко. Можно же установить квоту и выделять средства? Как только речь заходит об истории или культуре, так никому ничего не нужно. Мы что, собираемся экономить на ветеранах Великой Отечественной войны?

Очень резонный вопрос. А к нему напрашивается ещё один: а можно ли экономить на своей памяти, чести, достоинстве? Или для некоторых уже вообще ничего святого не осталось?

Давайте представим ситуацию: поисковики, например, где-нибудь в Подмосковье, где в 1941-м билась с врагами Панфиловская дивизия, находят останки кыргызского воина, отправляют сообщение на его родину — в Кыргызстан, а оттуда ответ: «Ой, извините, а у нас денег нет. Забрать и похоронить не можем, депутаты расходы в бюджет не заложили, потому что «посчитали нецелесообразным». «Весёленькая» картина, правда?.. Вам не стыдно? Мне — очень. Но, слава богу, я такая не одна.

— Народ, не знающий и не почитающий свою историю, будет изучать историю чужого государства, — сказала на заседании депутат Айнуру Алтыбаева. — В истории нашего государства произошло трагическое событие, когда тысячи кыргызстанцев героически защищали свою родину. Многие наши соотечественники не вернулись с фронта, многие получили тяжёлые ранения. Вопрос поддержки данного законопроекта должен быть безоговорочным.

Депутат Альфия Самигуллина в поддержку заметила, что аргументы правительства не выдерживают критики и указывают на неспособность государства выполнять свои социальные обязательства. А парламентарий Алмамбет Шыкмаматов и вовсе заявил, что создавшая ситуация — это безответственность правительства.

— На тои мы тратим десятки миллионов сомов, а на погибших на фронтах войны и их родственников, чтобы они почтили память своих предков, денег нет. Как такое может быть? — возмутился он и добавил, что всё это происходит в то время, когда на командировки членов правительства тратятся огромные суммы.

Как тут не вспомнить недавнюю историю с экс-замминистра труда и соцразвития, в неадекватном угаре дебоширившей на борту самолёта в Сеуле, и разразившийся следом скандал, обнаживший любопытные подробности о «бедных» чиновниках и их «нелёгкой» жизни. Депутат Жогорку Кенеша Аида Касымалиева обратилась к общественности с просьбой проверить личные зарубежные поездки самой министра соцразвития и всех её заместителей, поскольку есть подозрение, что верхушка министерства регулярно совершает шикарные заграничные вояжи за государственный счёт.

Общественность присмотрелась и обомлела: соцсети замминистра пестрят снимками роскошной жизни! Судя по фото в «Инстаграм», большую часть времени чиновники проводят в командировках и на отдыхе, и не где-нибудь, а в Риме, Венеции, Монако… В своё оправдание утверждают, что едут туда на учёбу и для обмена опытом. И правда, ну с кем ещё Кыргызстану обмениваться опытом, как не с Монако?

За чей счёт этот чиновничий «банкет», стоило бы разобраться соответствующим органам, народ же из всей этой истории усвоил лишь одно — деньги в государственном бюджете есть, вот только тратятся не на то и не на тех.

В 2020 году исполнится 75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны. За эти годы, похоже, начинает притупляться память о её жестокости, смертоносности, разрушенных людских судьбах, кровопролитных боях, голоде, концлагерях, стёртых с лица земли городах, миллионах не вернувшихся домой солдат…

О том, что в той войне участвовало 61 из 73 существовавших тогда государств — 80% населения земного шара… О том, что военные действия велись на территории 40 стран… О том, что людские потери составили около 65 миллионов человек, из которых максимальные потери понёс Советский Союз — 27 миллионов человек…

И о том, что из них несколько десятков тысяч воинов-кыргызстанцев полегли в сырую землю где-то на чужбине…

Сегодня нам предлагают забыть о них, считают расходы на их почётное перезахоронение «нецелесообразными». Скажите, как можно измерить память и гордость народа деньгами? И можно ли?..

Марина ДУБОВЧЕНКО.
Фото из Интернета.






Добавить комментарий