Main Menu

Доктора, которые лечат душу

В преддверии Дня медицинского работника принято поздравлять медиков и желать успехов в их нелёгком деле — стоять на страже нашего с вами здоровья. Едва ли не самый нелёгкий труд в сфере здравоохранения сегодня ложится на плечи работников психиатрической медицины. О том, как обстоят дела в службе охраны психического здоровья Кыргызской Республики, мы поговорили с директором Республиканского центра психического здоровья, кандидатом медицинских наук Ураимжаном ИСМАИЛОВЫМ.

Служба охраны психического здоровья в Кыргызстане существует с 1936 года, когда в одной из поликлиник города Фрунзе был открыт первый психиатрический кабинет. До этого психиатрическую помощь оказывали муллы и знахари, которые зачастую были далеки от медицинской науки. За прошедшие 80 с лишним лет служба охраны психического здоровья страны окончательно сформировалась и на сегодня занимает одно из важнейших мест в системе здравоохранения республики.

В системе службы охраны психического здоровья практикуются два вида оказания помощи — стационарная и амбулаторная.

— Стационарную психиатрическую помощь в Кыргызской Республике сегодня оказывают 6 психиатрических специализированных учреждений, имеющих стационарные койки, — рассказал глава РЦПЗ Ураимжан Исмаилов. — Кроме того, имеется 8 специализированных отделений в составе районных, областных и городских территориальных больниц и 64 психиатрических кабинета — в составе районных центров семейной медицины. Коечный фонд по республике составляет 1 759 коек. Раньше существовали большие психиатрические стационары — в сёлах Чым-Коргон и Кызыл-Жар, где были 1 600 и 1 125 коек соответственно. Сейчас их число сократилось до 400 и 325. Но зато в составе восьми областных городских и районных территориальных больниц открылись психонаркологические отделения, что позволило сделать стационарную помощь ближе населению.

— Если говорить об амбулаторной службе, то на сегодня в ней работают 79 врачей-психиатров. Это, к сожалению, намного меньше, чем требуется. По штату должно быть 109, а по нормативу 155. Это связано с тем, что специальность врача-психиатра стала непрестижной. Работа тяжёлая, зарплата маленькая, контингент требует очень большой самоотдачи. Поэтому молодые кадры, особенно в регионах, в эту сферу не идут. Средний возраст наших врачей, за исключением РЦПЗ, — предпенсионный и пенсионный, — говорит Ураимжан Исмаилович.

Внестационарная (амбулаторная) психиатрическая помощь лицам, страдающим психическими расстройствами (заболеваниями), в зависимости от медицинских показаний оказывается в виде диспансерного наблюдения или лечебно-профилактической помощи. Диспансерное наблюдение или оказание лечебно-профилактической помощи осуществляются, по возможности, по месту жительства лица, страдающего психическими расстройствами (заболеваниями). На диспансерный учёт ставятся пациенты с тяжёлыми заболеваниями, которые нуждаются в регулярном, зачастую пожизненном наблюдении у психиатра.

Всего на учёте в службе охраны психического здоровья республики наблюдается 81 200 человек, из них 55 200 человек с тяжёлыми психическими расстройствами, которые нуждаются в помощи психиатра, и 26 000 человек — лица с психическими расстройствами консультативного наблюдения при лёгких формах расстройств, которым помощь могут оказать семейные врачи.

Специалисты службы охраны психического здоровья сегодня работают в буквальном смысле слова не благодаря, а вопреки — невзирая на маленькие зарплаты, непрестижность профессии, тяжёлые условия труда. Отсюда и нехватка кадров. Показатель обеспеченности психиатрами в амбулаторной службе по республике на сегодня составляет 0,13 на 10 000 населения. Для сравнения, в Казахстане эта цифра составляет 0,6, в Российской Федерации — 0,98, в Монголии — 3,3, а в таких передовых странах, как Япония, — 9,4. В некоторых регионах Кыргызской Республики, к примеру, в Тогуз-Тороуском, Чон-Алайском, Тюпском, Тонском, Лейлекском, Баткенском, Таласском, Кара-Кульджинском районах, городе Сулюкте специальность врача-психиатра приходится совмещать со специальностями других направлений — невролога, терапевта, хирурга, анестезиолога.

— Особенно нас беспокоит, что в регионах не хватает кадров по детской психиатрии, — говорит глава РЦПЗ. — При потребности в 50 детских психиатров в республике работают только 11, причём 9 из них в Бишкеке, а двое — в Оше. Ещё хуже обстоит дело с медицинскими психологами. В последнее время участились различные чрезвычайные ситуации техногенного и другого характера, в таких случаях очень нужна помощь психологов. При потребности в 49 психологов сегодня работают 28, из них большинство в Бишкеке. При возникновении чрезвычайной ситуации мы вынуждены посылать на место специалистов из Оша, Джалал-Абада или самого РЦПЗ.

— По данным Всемирной организации здравоохранения, от семи до 25% населения планеты страдают различными психическими расстройствами, львиную долю которых занимают депрессии, — рассказывает Ураимжан Исмаилович. — Большинство людей не обращают на это внимание, говорят, что само пройдёт. Пытаются справиться самостоятельно с помощью лекарств, алкоголя, курения. Но без квалифицированного лечения такие состояния только усугубляются. Чтобы улучшить оказание психиатрической помощи, разработана программа обучения семейных врачей методам диагностики и лечения лёгких форм психических расстройств — депрессий, тревожных состояний, нарушений сна. Однако здесь наши усилия, к сожалению, сводятся на нет из-за большой текучести кадров. Поэтому была разработана программа непрерывного обучения всех врачей, которые приходят на специализацию, азам диагностики и лечения лёгких форм психических расстройств.

В марте этого года в нашей стране заработала Государственная программа по охране психического здоровья населения Кыргызской Республики на 2018-2030 годы. Она является комплексной и носит межсекторальный характер. Теперь на состояние психического здоровья населения должны обращать внимание не только медицинские работники, но и работники других сфер. В секторе образования все образовательные учреждения должны стать источниками знаний по сохранению психического здоровья, и это очень важно, ведь первые признаки расстройств могут проявляться уже в подростковом возрасте. В секторе социальной защиты предусмотрен охват людей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Третьим важным сектором должны стать органы правопорядка, прежде всего так называемая квартальная милиция, которая находится в самом близком контакте с населением на местах.

Программа рассчитана на три этапа реализации. Первый этап охватит 2018-2022 годы. В этот период будут созданы условия для дальнейшего развития службы охраны психического здоровья населения. Второй этап рассчитан на 2023-2027 годы. Планируется внедрение инновационных механизмов и подходов, направленных на повышение качества

медуслуг и улучшения доступа к услугам охраны психического здоровья. Третий этап будет реализован в 2027-2030 годы. В это время предусматриваются создание системы предоставления отзывчивых, интегрированных, комплексных услуг по охране психического здоровья и достижение долгосрочных результатов программы.

— Прежде чем принимать эту программу, при технической поддержке Всемирного банка реализовано 8 пилотных проектов в южных регионах республики, — рассказывает глава РЦПЗ Ураимжан Исмаилов. — Их целью стало приближение психиатрической помощи населению, привлечение сообществ к её оказанию. На местах организовывались дневные реабилитационные центры, куда могли прийти больные. Центры руководили оказанием помощи в сёлах через сельские комитеты укрепления здоровья. Пока отзывы о проектах положительные. Мы планируем перенести опыт этой программы на северные регионы и успешно распространить по всей республике.

Одна из существенных трудностей в работе врачей психиатрической медицины — отсутствие должной охраны отделений, где проходят принудительное лечение лица, совершившие различные правонарушения и признанные судом невменяемыми. Таких отделений в республике два — в Чым-Коргоне и Кызыл-Жаре. Они должны охраняться силами правоохранительных органов, но из-за проблем с финансированием этот вопрос пока остаётся нерешённым. Кроме того, в Кызыл-Жаре функционирует судебно-психиатрическое отделение на 25 коек, в котором проходят экспертизу лица, совершившие особо тяжкие преступления.

— Отделение размещено в старом здании, санитарные условия не отвечают современным требованиям, — говорит Ураимжан Исмаилович. — Из 25 коек 9 временно были выделены для принудительного лечения лиц, совершивших особо тяжкие преступления. Их совместное пребывание с теми, кто только ещё проходит судебную экспертизу, категорически недопустимо. Но из-за того, что нет средств для охраны, они продолжают оставаться вместе. Разделение и организация охраны по самым минимальным подсчётам потребует 8 миллионов сомов. Мы представили расчёты правительству, была создана межведомственная рабочая группа, вроде бы дело сдвинулось с мёртвой точки. Надеемся, что в скором времени мы сможем улучшить условия в отделении в Кызыл-Жаре и обеспечим безопасность наших медицинских работников. Ведь раньше бывали случаи нападения на медперсонал вплоть до убийства врача. Как видите, мы работаем на свой страх и риск.

Нехватка финансирования в системе охраны психического здоровья сказывается и на состоянии зданий медучреждений — почти все они старые, нуждаются в капитальном ремонте. По словам директора РЦПЗ, положение улучшилось после перехода на систему единого плательщика. До этого в день на лечение одного больного выделялось 13-17 сомов, с переходом на систему ФОМС сумма увеличилась почти в три раза — до 37-38 сомов. Сегодня один день питания больного обходится в 90 сомов.

— Это позволило улучшить рацион питания больных, — говорит Ураимжан Исмаилович. — А это очень важно, потому что приём психотропных препаратов повышает аппетит и вызывает чувства голода. Но самое главное, что это позволило поддержать больных, относящихся к социально незащищённым слоям, ведь 70% находящихся в стационарах пациентов — это инвалиды 2-й и 3-й групп. Если они приехали из регионов, родственники не могут обеспечивать их продуктовыми передачами. Поэтому мы уделяем этому вопросу большое внимание. И нашему «больному» вопросу — вопросу кадров — тоже. В последние годы с помощью кафедры психиатрии, кафедр медицинских факультетов Ошского и Джалал-Абадского государственных университетов мы стараемся привлекать молодые кадры. Пока они полностью наши потребности не покрывают, но мы стараемся, как можем, и надеемся на лучшее.

Работа врачей-психиатров, безусловно, очень специфическая и сложная. В заключение нашего разговора я спросила Ураимжана Исмаиловича, что бы он пожелал своим коллегам в канун профессионального праздника — Дня медицинского работника.

— В первую очередь я хотел бы поздравить всех медицинских работников с нашим общим наступающим праздником! — сказал Ураимжан Исмаилов. — И пожелать в их гуманной, благородной профессии успехов! Чтобы было благополучие и счастье в их семьях, мир и дружба в нашей республике и во всём мире! С праздником, дорогие коллеги!

Беседовала Марина ДУБОВЧЕНКО.






Добавить комментарий