Main Menu

Главное сейчас — не ОШибиться

Приближается вторая годовщина кровавой драмы на юге Кыргызстана. Многие граждане всерьез опасаются рецидива той трагедии. Конечно, определенные предпосылки есть. Однако, вдумчиво изучив ситуацию, приходишь к выводу — надежд на мирный исход все же гораздо больше!

Фактор страха
Объективно говоря, основная угроза повторения межэтнических распрей существовала в прошлом году. В канун традиционных у мусульман годичных поминок (в данном случае по жертвам столкновений, унесших жизни свыше 400 человек) звучали предупреждения, что могут начаться взаимные акции мщения. Но благодаря усилиям как правительственных органов, так и активистов гражданского сектора и международных посредников нового конфликта удалось избежать…
Безусловно, фактор июньской драмы еще долго останется сверхактуальным в кыргызстанском социуме. Не случайно 23 мая состоялось заседание Жогорку Кенеша, где первый вице-премьер-министр Аалы Карашев представил информацию о расследовании обстоятельств и условий, приведших к  трагедии 2010 года, и даче им политической оценки.  Чтобы не допустить очередной вспышки, сообщил он, а также в целях усиления ответственности органов местной власти разрабатывается проект концепции государственной региональной политики. Проводится работа по введению института полномочного представителя правительства в регионах. Принимаются меры по возмещению морального и материального ущерба физическим и юридическим лицам. 
"Семьям погибших и пропавших без вести выделена единовременная помощь в размере 1 млн. сомов, всего такая помощь оказана 524 семьям. Единовременное пособие в размере 20 тыс. сомов выделено 412 семьям погибших… Всего на выплату социальных пособий направлено 52,3 млн. сомов", — сообщил докладчик.
Как отметил тогда спикер ЖК Асылбек Жээнбеков, данный вопрос парламент рассматривает уже  третий раз. "Мы должны это сделать, чтобы впредь не повторилась такая трагедия в стране", — заявил торага.

Угрозу обессилим общими силами
В преддверии второй годовщины активизировались и иные институты.
В частности, УВКБ ООН выделило $450 тыс. в помощь пострадавшим.
За информацию, которая поможет выявить местонахождение Бакиева и его окружения и поспособствует их задержанию, глава МВД Зарылбек Рысалиев гарантировал беспрецедентное  вознаграждение — 100 тысяч американских долларов.
24 мая факультет международных отношений КНУ провел региональные Мирные игры под девизом "Межэтнический конфликт на юге Кыргызстана в 2010 году и механизмы миростроительства". Они позволили студентам региональных (Ош, Джалал-Абад, Нарын, Каракол, Талас и др.) и бишкекских вузов напрямую участвовать в разработке программ и концепций позитивного развития региональной политики. За играми наблюдали представители вузов Казахстана, Таджикистана и Индии.
25 мая в Институте общественной политики состоялся "круглый стол" на тему "Как улучшить межнациональные коммуникации в КР?". В его работе приняли участие представители госструктур, члены НПО и НКО, эксперты, депутаты ЖК, СМИ.
Расширить имеющиеся у них функции потребовали руководители Ассамблеи народа Кыргызстана. По их мнению, это позволит из пассивной организации-констататора превратиться в реальную силу, способную решать конфликты на самом высоком уровне.
Одним словом, важность предстоящего июня осознается всеми, особенно в плане обеспечения безопасности. Уже сейчас стражи порядка Оша работают в усиленном режиме, чтобы не допустить каких-либо инцидентов.
Не случайно  Алмазбек Атамбаев, выступая 23 мая на церемонии вручения президентских стипендий в резиденции "Ала-Арча", подчеркнул:  "Корни всех этнических конфликтов лежат в национализме. Сегодня многие задаются вопросом: что стало причиной июньских событий 2010 года? Безусловно, причина — проявление национализма".

Фразы про метастазы
Конечно, в деле урегулирования застарелого конфликта на юге, прорвавшегося, как  страшный нарыв, летом позапрошлого года, еще много сложностей. К примеру, остро стоит вопрос легальности осуждения к пожизненному сроку известного правозащитника Азимжана Аскарова, якобы причастного не только к организации беспорядков, но даже к убийствам. Его адвокаты считают слуг Фемиды ангажированными и необъективными, а своего клиента — невиновным.
Не меньше споров и дискуссий порождают высказывания прежнего лидера узбекской диаспоры КР Кадыржана Батырова. Власти однозначно называют его воинствующим сепаратистом и основным организатором бойни 2010 года, в то время как приверженцы либеральных взглядов из-за границы считают обвинения в адрес беглого политика и крупного бизнесмена надуманными и политизированными. В данный момент Батыров находится в Швеции, где обрел статус беженца, но продолжает будировать обстановку. В частности, утверждает, что на юге Кыргызстана узбекских девушек воруют, насилуют и заставляют заниматься проституцией. И хотя генпрокурор Аида Салянова опровергла эти сообщения, они, естественно, не способствуют нормализации ситуации.  
Свое недовольство высказывают и рядовые пострадавшие в тех событиях. Основные их требования — наказание истинных виновников трагедии 2010 года, экстрадиция зачинщиков из-за рубежа, а также полноценная компенсация за причиненный вред и нормализация жизни в регионе.
Немаловажно и то, что во время апрельских и июньских столкновений 2010 года в Кыргызстане сотрудниками ГКНБ, МВД и Минобороны утеряно     1 058 единиц оружия и более 113 тысяч боеприпасов. Часть арсенала до сих пор не найдена. Весной революционного года в ходе событий в Таласе и Бишкеке чекистами утрачено 263 единицы огнестрельного оружия и 58 тыс. 814 штук   боеприпасов различного калибра. До сих пор невозвращенными остаются 218 стволов и 56 тыс. 73 штуки боеприпасов. А работники милиции недосчитались 476 единиц огнестрельного оружия, из которых невозвращенными числятся 257 единиц. Непосредственно во время столкновений в Ошской и Джалал-Абадской областях совокупно в правоохранительных органах и воинских частях утеряно 319 единиц  огнестрельного оружия, утрачено 54 тысячи 762 штуки боеприпасов и 38 единиц холодного оружия. Правда, удалось вернуть           2 БТР-80, 2 БРДМ и 2 БМП. 
Так вот, угроза в том, что большая часть исчезнувшего оружия ныне на руках у населения. И, как правило, у незаконопослушной его части, в том числе на юге, у потенциальных приверженцев вендетты по-среднеазиатски…
 
Ничто не вечно под Луной…
И тем не менее угроза повторения южного апокалипсиса не столь вероятна, как может показаться.
Во-первых, узбекская часть населения лишилась после 2010 года многих прежних источников доходов, авторитетных лидеров и политической мотивации. Процесс активного возрождения всего, что касается титульной нации, проводимый как государством, так и местными "патриотическими силами", практически не оставил им поля для маневров. В иной ситуации или в другом регионе мира это, наоборот, могло бы даже послужить толчком к сопротивлению со стороны этнического меньшинства. Но в Кыргызстане с учетом ментальных, экономических, клановых и прочих нюансов ожидать акций возмездия не стоит. Идти против превосходящих сил "условного противника" сродни самоубийству.
Во-вторых, у узбекской общины очень ослабела надежда на поддержку со стороны Ташкента, ОДКБ, НАТО, каких-то иных третьих сил, высказывавшаяся прежде. В случае нового кровопролития надеяться им особо не на что.
В-третьих, Батыров, Сабиров, Салахутдинов и иже с ними находящиеся в бегах активисты даже если и преследуют реваншистские цели, вряд ли отважатся на спонсирование новых погромов и актов насилия. В случае выявления подобных фактов им будет уже проблематично блюсти в странах пребывания образ гонимых диссидентов и политических оппонентов. К тому же объективно они должны понимать, что это бесперспективный путь, обреченный на провал.
В-четвертых, иногда отдельные местные политологи высказывают мысль, что новые беспорядки на юге могут быть выгодны Курманбеку Бакиеву и его команде, которые лишились почти всего в результате революции 7 апреля. Безусловно, шанс расшатать устои нынешней законной власти у них есть. Но насколько целесообразно это будет для них в плане обретения прежних дивидендов и влияния? Позиция достаточно спорная…
И, наконец, в-пятых. Часто утверждается, что проблемы в Кыргызстане могут создать бойцы диверсионных отрядов ИДУ, сторонники талибов и приверженцы других радикальных идей, которые прошли подготовку в партизанских лагерях на территории Афганистана и в других горячих точках. Причем, учитывая преобладающий национальный состав этих боевых групп, можно предположить, что они способны проникнуть на юг КР именно с целью возмездия за гибель погибших единокровников и единоплеменников. Однако даже если первичные их действия и будут иметь некий локальный успех, то в последующем, при развитии конфликта, существует реальный риск обнаружить себя и подвергнуться уничтожению. Да к тому же в их идеологии не приветствуется война против единоверцев, коими являются кыргызы-сунниты.
…Впрочем, ничего сбрасывать со счетов не стоит. В этом подлунном мире все очень зыбко и переменчиво. Не так ли?..

Канат ИБРАЕВ.

Сказано

Касаясь прогнозов на нынешний июнь, отметим, что фактически никто из опрошенных экспертов не видит явных причин, а главное — условий для возобновления вражды в предстоящие недели. Конечно, 100-процентную гарантию дать сложно, и все же…
Например, так считает генерал-майор Шейшенбек Байзаков, до недавнего времени возглавлявший Государственную службу исполнения наказаний при правительстве КР и отдавший работе в силовых органах более 35 лет. Южный регион ему знаком очень хорошо: еще в 1990 году, в ходе первого кыргызско-узбекского конфликта, он участвовал в наведении порядка в Узгене. А  последующие 5 лет был начальником УВД Баткенской области.
— Сейчас все стороны переосмыслили произошедшее два года назад. Новая кровь невыгодна ни кыргызам, ни узбекам. Люди устали от нестабильности, и если даже кто-то попытается искусственно дестабилизировать обстановку, он сам может столкнуться с сопротивлением общества…  В данный момент люди больше озабочены фактором поздней весны, зимним падежом скота и возможным неурожаем осенью. Поэтому силы брошены на реанимацию сельского хозяйства. Дехканам юга сейчас не до каких-то разборок… — сказал Шейшенбек Калильбекович.






Добавить комментарий