Main Menu

Что-то не так в «святом семействе», или О проблемах государственно-исламских отношений в республике

Время от времени общество будоражат конфликты в Духовном управлении мусульман. Что случилось, почему основная конфессия  республики, которая должна воспитывать народ высокой духовностью, нравственностью, подавать пример для подражания простым смертным,  погрязла в склоках и  интригах?

Не думаю, что представители мусульманского духовенства не в курсе того, что окружающие судят об исламе по действиям  его руководства, даватистов, самой мусульманской общины.
Так вот, в последние годы идет дискредитация  ислама, призванного нести народу возрождение духовно-нравственных основ общества, самими же мусульманами.
Мусульманская община Кыргызстана разобщена, не сформированы базовые институты, грамотность и исламская сознательность низки, отсутствует собственное оригинальное мировоззрение, нет мусульманских лидеров государственного масштаба. Реформа  духовного управления мусульман пока еще не отвечает запросам времени, если брать за критерий реальные стандарты. Другими словами, она  переживает не лучшие времена.
Не успели стихнуть дифирамбы по поводу  «реформаторски» проведенного хаджа, в результате которого правительство даже наградило   почетной грамотой главу ДУМК, как опять всплыли нелицеприятные факты в виде обвинений, что созданный по инициативе муфтия Центр хаджа и умры «незаконно присвоил деньги паломников». Были нарекания и в адрес депутатов Жогорку Кенеша, избранных в наблюдательный совет по организации хаджа. Очевидно неподчинение муфтию в иерархической структуре религиозного ведомства на примере казы Ошской области.
На сей раз в конфликт вовлечено большое количество участников, он приобрел уже государственно-конфессиональный характер, остракизму  подвержены  представители Госкомиссии по делам религий, руководитель аппарата Президента,  сотрудники ГКНБ, которые якобы  «пытаются свергнуть верховного муфтия и захватить власть в ДУМК….».
Происходящие процессы в мусульманской общине  характеризуются у нас борьбой за власть,  расколом и противостоянием руководства, сумбурными действиями оппозиции, вмешательством ОПГ в процессы принятия решений и др.  Вам что-нибудь это напоминает?
Да, совершенно верно,  согласно законам  общественного развития, очень многое зависит от  общей обстановки в стране,  все происходящие процессы в общественно-политической, экономической, социальной жизни  непременно получают зеркальное отражение в различных институтах общества, что подтверждается на примере  Духовного управления мусульман республики. Говорят, дурной пример заразителен… Опасность  заключается в том, что  внутренние интриги могут привести официальный ислам к расколу  на группировки, что в конечном итоге дестабилизирует не только религиозную, но и общественно-политическую ситуацию в стране.
Государство в подобной ситуации не может занять позицию стороннего наблюдателя. Согласно пункту 2 ст. 5 Закона «О свободе вероисповедания и религиозных организациях», оно  «не допускает… действий, направленных на противопоставление и обострение отношений», т. е. в данном случае создан прецедент,   когда государство не только должно, но и обязано вмешаться, чтобы   решить проблему.
Бесконечные конфликты в  мусульманской конфессии Кыргызстана свидетельствуют о том, что внутри нее накопился  значительный  протестный потенциал  недовольных деятельностью ДУМК  и  ходом проводимых реформ, а также отсутствием общепризнанного авторитетного духовного лидера, вокруг которого могла бы сплотиться мусульманская община.
Каковы причины сложившейся ситуации в основной конфессии республики, что нужно сделать в первую очередь?
— Во-первых, как ни парадоксально, по количеству исламских учебных заведений на постсоветском центральноазиатском пространстве лидирует Кыргызстан, при этом в республике наблюдается дефицит отечественных высокопрофессиональных богословов. По данным Госкомиссии по делам религий, в настоящее время у нас функционируют 10 исламских вузов и 64 медресе, тогда как в соседних Узбекистане и Таджикистане по 1 университету и 10 медресе.
Для формирования исламского духовенства, лояльного к светскому государству, каковым является Кыргызстан,  необходимо  помочь ДУМК качественно  реформировать религиозное образование. Для этого требуется принять  закон о религиозном образовании,  что позволит религиозным вузам аккредитовать свою образовательную программу по государственным образовательным стандартам КР. В результате  сократится  их необоснованно раздутое количество   и, надеемся, повысится качество выпускаемых специалистов.
Кроме того, параллельно в светских вузах необходимо вести набор на  теологические специальности,  выпускники должны стать носителями идей религиозной терпимости, демократических форм межконфессиональных взаимоотношений, приверженцами справедливой системы управления общественными делами в этих сферах.  В республике давно декларируется необходимость изучения религиоведения в учебных заведениях, пора переходить от слов к делу.
— Во-вторых, необходимо аккумулировать финансовые потоки благотворительных вливаний  из-за рубежа путем создания единого фонда развития исламской культуры и образования. Все реформы в религиозном образовании  должны координироваться посредством  его деятельности, следует создавать группы из числа авторитетных теологов, ученых для разработки концепции религиозного и религиоведческого образования, межвузовский совет для выработки  государственных стандартов религиозного образования, учебных планов, учебников, учебно-методических рекомендаций в масштабе Кыргызстана.
— В-третьих, надо  начать строительство новой модели государственно-конфессиональных отношений — взаимного  сотрудничества, поскольку она соответствует историко-культурной и цивилизационной специфике страны. Государство и религиозные организации,  взаимно уважая друг друга, должны заниматься каждый своим делом и совместно решать общественно значимые проблемы в культурной, социальной и общественной сферах. Либеральная модель не оправдала себя, создала большое количество проблем, позволила импортировать нетрадиционные религиозные  идеи и течения.
При отсутствии   опыта  деятельности исламского духовенства в светском государстве, недостатке мобилизационных ресурсов финансового, материального, технического характера мусульманских общинам сложно в одиночку решать накопившиеся проблемы. Следует не забывать, что политика атеистического прессинга, господствовавшая долгое время в стране, сформировала настороженное отношение религиозных деятелей  к секулярным ценностям, общественным и политическим институтам.
Проблемы государственно-исламских отношений в нашей республике возникли не сегодня и не вчера. Еще несколько лет тому назад в рамках проектов международных организаций, в частности фонда «Евразия», был разработан целый пакет документов по реформе ДУМК  при непосредственном участии мусульманской общественности, инициированном экс-председателем ГКДР, ныне уважаемым депутатом ЖК   К. Осмоналиевым.  Куда все это делось? Почему вопросы не решаются? Да потому, что  как только вновь пришедший руководитель вникнет в суть проблем, как его уже смещают с должности.
За пятнадцать лет существования ответственного государственного органа, отвечающего за религиозную политику, в среднем руководители работали по 1,5-2 года. На недавно назначенного,  десятого по счету, руководителя ГКДР КР А. Жумабаева (кстати, это первый человек с базовым теологическим образованием)  легло тяжелое бремя конфликтного наследия.
Кроме того, сегодня в самой сфере государственной религиозной политики следует решить такие важные проблемы, как отсутствие преемственности и системности в реализации государственной религиозной политики; неразработанность научно обоснованной методики оценки и анализа современных религиозных процессов; текучесть  кадров, молодых специалистов (в силу низкой заработной платы); недостаток идеологических механизмов противостояния  негативным, экстремистским проявлениям религиозной и псевдорелигиозной активности, не говоря уже о проблемах повышения квалификации госслужащих, занятых в реализации государственной политики.
Для решения сложившейся ситуации нужна политическая воля первых лиц государства. Госкомиссия по делам религий и ДУМК должны работать в тесном сотрудничестве, нынешняя ситуация игнорирования государственного религиозного ведомства со стороны ДУМК  неприемлема. Существующие религиозные проблемы  необходимо  решать всем обществом, найти новые конструктивные стандарты взаимоотношений с религиозными организациями.
Наблюдаемая  в республике противоречивая тенденция де-секуляризации общества в условиях низкого социального уровня основной массы населения,  рост религиозного ресурса в условиях самоустранения  государства из духовной и идеологической сфер, отсутствие опыта существования религии в светском обществе содержат в себе конфликтный потенциал.
Обращение к позитивным началам ислама, равно как и других традиционных религий, позволит успешно решить задачу интеграции народных умонастроений в духовно-нравственное оздоровление нашего государства при активной роли самих священнослужителей. Пропагандой ислама и мировых  религиозных ценностей должны заниматься  интеллигенция,  авторитетные люди,  играющие видную роль в жизни  общества, терпимо относящиеся к инаковерующим, отстаивающие свои убеждения, способные обоснованно аргументировать свои взгляды. Это избавит ислам от необоснованных нападок, рождаемых действиями  невежественных последователей.
Нужно максимально использовать его общечеловеческий ценностный потенциал  в борьбе с такими негативными явлениями современного общества, как моральная и нравственная деградация молодежи, наркомания, алкоголизм, табакокурение. Следует пропагандировать семейные ценности, прививать детям высокие нравственные качества: любовь к людям, помощь слабым, уважение к старшим, милосердие к младшим, стремление к справедливости, толерантное отношение к людям иных взглядов, вероисповеданий, национальностей.

Назира КУРБАНОВА,
доктор исторических наук, декан Института гуманитарных знаний КГУ им. И. Арабаева, заместитель председателя общественного наблюдательного совета Государственной комиссии по делам религий при Президенте республики.






Добавить комментарий